'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 3
  4. Научная статья № 3

Просмотры  172 просмотров

Игнатович И.И.

  


К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены общие подходы к определению качества образования, организационно-управленческие аспекты мониторинга качества дошкольного образования; обоснованы условия объективности оценки качества образования в дошкольной образовательной организации; рассмотрены вопросы понимания педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования   

Ключевые слова:
дошкольное образование, качество дошкольного образования, мониторинг качества дошкольного образования, инструментарий оценки качества дошкольного образования   


УДК 373.2

Игнатович И.И.

кандидат педагогических наук, доцент

ГАУДПО МО «Институт развития образования»

(Россия, г. Мурманск)

 

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ

КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

 Аннотация: в данной статье представлены общие подходы к определению качества образования, организационно-управленческие аспекты мониторинга качества дошкольного образования; обоснованы условия объективности оценки качества образования в дошкольной образовательной организации; рассмотрены вопросы понимания педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования.

 

Ключевые слова: дошкольное образование, качество дошкольного образования, мониторинг качества дошкольного образования, инструментарий оценки качества дошкольного образования.

 

Проблема развития качества дошкольного образования остается достаточно актуальной в условиях совершенствования системы дошкольного образования. Известно, что ведущей целью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает «обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования» [2].

Понятие «качество образования» в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].

В зарубежных исследованиях качество дошкольного образования зачастую рассматривается сквозь призму двух взаимосвязанных, измеримых компонентов: качество структуры – этот компонент касается структурных индикаторов, таких как отношение ребенок – персонал, и характеристик воспитателя, таких как формальное образование педагогов; качество процесса – этот компонент включает в себя доступность образовательных возможностей для детей, а также взаимодействия ребенок – педагог и ребенок – ребенок внутри образовательного пространства [1].

Процедура оценки качества дошкольного образования во многом связаны с уровнем квалификации педагогического состава образовательной организации. Современные подходы, направленные на повышение качества дошкольного образования, основаны на методах управления образовательными организациями. В связи с этим, важнейшими вопросами являются понимание педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования; определение актуального уровня владения специалистами дошкольного образования современным инструментарием, используемым при оценке качества образования; совершенствование методов повышения профессиональных компетенций в проведении оценки качества дошкольного образования.

В зарубежной педагогической практике в качестве одного из наиболее валидных и надежных инструментов оценки качества дошкольного образования в мире инструмента оценки качества дошкольного образования применяются «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS) (Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д., 2016).

Известно, что задействованы шкалы ECERS в достаточно большом количестве зарубежных кросс-культурных исследований по оценке качества дошкольного образования (Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G., 1996; Vermeer H.J., van I Jzendoorn M.H., Cárcamo R.A., Harrison L.J., 2016) [3].

В российской системе дошкольного образования качество образования принято рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям с учетом требований ФГОС дошкольного образования, потребностей и ожиданий участников образовательных отношений. Исходя из данной трактовки, качество образования может рассматриваться как единство важнейших трех составляющих: качество самого образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности и, собственно, качество результатов.

Проектирование современных моделей системы оценки качества дошкольного образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, а также уровень образовательного учреждения, остается актуальной и значимой в профессиональной педагогической сфере. В качестве примера, можно привести масштабные исследования в области разработки и апробации концепции и инструментария мониторинга качества дошкольного образования, которые осуществляются на протяжении нескольких лет АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Одной из прикладных целей исследования АНО ДПО «НИКО» выступает формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования. Данная система, по мнению исследователей, может рассматриваться как основа для разработки и муниципальной, и региональной, и федеральной систем дошкольного образования.

Бесспорно, общей проблемой мониторинга и диагностики качества дошкольного образования является определение оптимальных критериев и показателей. Анализ получаемой в ходе мониторинговых процедур информации позволяет контролировать качество дошкольного образования в случае, если определены такие показатели, которые являются информативными, не требующими сложной обработки, значимыми для практической деятельности педагогов и руководителей, для определения дальнейших путей корректировки и совершенствования деятельности образовательной организации.

Ключевыми условиями объективности оценки качества дошкольного образования являются систематичность процедур оценки, соответствие критериев и показателей качества методам сбора и анализа данных.

В основе системы оценки качества дошкольного образования лежат концептуальные положения ФГОС дошкольного образования. Внедрение организованных мониторинговых исследований позволяет своевременно определять уровень созданных в дошкольном учреждении условий, необходимых для реализации требований ФГОС дошкольного образования; оценивать результаты реализации основной образовательной программы; расширять взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников; масштабировать вовлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов в воспитательно-образовательное пространство детского сада; осуществлять подбор наиболее эффективных образовательных технологий и практик воспитания; проектировать вариативные модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; совершенствовать содержания образовательных программ дополнительного образования детей дошкольного возраста, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.

Внедряя мониторинг качества дошкольного образования с целью дальнейшего планирования результатов важно учитывать координацию интересов всех участников образовательных отношений. Управленческое требование к наличию чрезмерно жесткого алгоритма реализации оценки качества образования в дошкольном учреждении не всегда оправдано, в отличие от требований к структурированности этапов, ясности и обоснованности применяемых критериев, инструментария, методов интерпретации и анализа результатов, которые являются необходимыми для качественной процедуры любого мониторинга. Кроме того, при реализации мониторинга качества дошкольного образования должны быть четко определены объекты системы оценки качества образования и применяемые диагностические технологии.

 На основании результатов мониторинга руководитель дошкольной образовательной организации принимает обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного развития, воспитания и образования воспитанников.

Анализ результатов мониторинга качества образования позволяет усовершенствовать систему управления развитием качества, не только по уровню образовательной организации, но и на муниципальном, и региональном уровнях в целом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Мэннинг М., Гарвис С., Флеминг К., Уонг Г.Т.У. Взаимосвязь квалификации педагога и качества развивающей среды в дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №6. – С.28–45.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/

Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2017. – №2. – С.16–31.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

 

Ignatovich I.I.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Institute of Education Development

(Russia, Murmansk)

 

THE ISSUE OF MONITORING MANAGEMENT

QUALITY OF EDUCATION IN PRESCHOOL

EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

 

 Abstract: this article presents general approaches to determining the quality of education, organizational and managerial aspects of monitoring the quality of preschool education; the conditions for the objectivity of assessing the quality of education in a preschool educational organization are substantiated; the issues of understanding by preschool teachers of existing problems and needs in monitoring the quality of education are considered.

 

Keywords: preschool education, quality of preschool education, monitoring of quality of preschool education, tools for assessing quality of preschool education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Игнатович И.И. К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №7 (52) том 3. С. 12 - 17. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6042 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6042



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.