'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 3
  4. Научная статья № 6

Просмотры  81 просмотров

Лютцер О.В.

  


ВСТУПЛЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ В НАТО: ОКОНЧАНИЕ РОССИЙСКО-ФИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ? *

  


Аннотация:
отношения России и Финляндии в настоящий момент ухудшились вследствие российско-украинского кризиса. Ситуация осложнена желанием Финляндии вступить в Североатлантический альянс, расширение военной мощи которого Россия расценивает как угрозу национальной безопасности. В связи с этим, целью данного исследования является определение последствий членства Финляндии в НАТО для российско-финских торгово-экономических отношений. Для достижения поставленной цели были использованы такие теоретические методы исследования, как анализ и синтез. В данной статье автором рассмотрено состояние экономических отношений России и Финляндии с 2008 по 2021 гг. Обозначены позиции представителей Финляндии, России и НАТО относительно членства Финляндии в альянсе. В результате исследования темы автором было заключено, что непосредственное членство Финляндии в НАТО не приведет к окончанию российско-финских отношений, однако размещение военных баз НАТО на территории Финляндии может спровоцировать военный конфликт между двумя соседствующими странами, что в свою очередь уже с высокой долей вероятности разрушит двусторонние экономические отношения   

Ключевые слова:
Россия, Финляндия, НАТО, торгово-экономические отношения   


УДК 33

Лютцер О.В.

студент,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

(Россия, г. Москва)

 

ВСТУПЛЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ В НАТО:

ОКОНЧАНИЕ РОССИЙСКО-ФИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ?

 

Аннотация: отношения России и Финляндии в настоящий момент ухудшились вследствие российско-украинского кризиса. Ситуация осложнена желанием Финляндии вступить в Североатлантический альянс, расширение военной мощи которого Россия расценивает как угрозу национальной безопасности.  В связи с этим, целью данного исследования является определение последствий членства Финляндии в НАТО для российско-финских торгово-экономических отношений. Для достижения поставленной цели были использованы такие теоретические методы исследования, как анализ и синтез. В данной статье автором рассмотрено состояние экономических отношений России и Финляндии с 2008 по 2021 гг. Обозначены позиции представителей Финляндии, России и НАТО относительно членства Финляндии в альянсе. В результате исследования темы автором было заключено, что непосредственное членство Финляндии в НАТО не приведет к окончанию российско-финских отношений, однако размещение военных баз НАТО на территории Финляндии может спровоцировать военный конфликт между двумя соседствующими странами, что в свою очередь уже с высокой долей вероятности разрушит двусторонние экономические отношения.

 

Ключевые слова: Россия, Финляндия, НАТО, торгово-экономические отношения.

 

Российско-финские торгово-экономические отношения на протяжении многих десятилетий носили уникальный характер. Страны преодолели множество трудностей и пережили общие исторические события, прежде чем им удалось по прошествии Второй Мировой войны сформировать условия для стабильного развития двустороннего сотрудничества и обеспечить его всестороннее регулирование.

 

Таблица 1 – Динамика торговли товарами между Россией и Финляндией, 2008-2021 гг., млн. долл. США [2]

 

Экспорт

(в Финляндию)

Импорт

(из Финляндии)

Товарооборот

 

Стоимость

Рост, %

Стоимость

Рост, %

Стоимость

Рост, %

2008

15 781

-

6 635

-

22 415

-

2009

9 159

-42

3 953

-40

13 112

-42

2010

10 754

17

4 584

16

15 338

17

2011

11 701

9

5 670

24

17 371

13

2012

10 606

-9

5 002

-12

15 608

-10

2013

12 014

13

5 396

8

17 410

12

2014

10 299

-14

4 568

-15

14 867

-15

2015

6 981

-32

2 621

-43

9 602

-35

2016

6 535

-6

2 478

-5

9 013

-6

2017

8 642

32

3 696

49

12 338

37

2018

11 373

32

3 380

-9

14 752

20

2019

10 081

-11

3 484

3

13 564

-8

2020

7 102

-30

2 918

-16

10 020

-26

2021

9 656

36

3 566

22

13 222

32

Среднее

10 049

 

4 139

 

14 188

 

 

Объемы товарооборота между Россией и Финляндии за последние пару десятилетий несколько раз значительно сокращались под влиянием мирового экономического кризиса, затем российско-украинского кризиса, начавшегося в 2014 году, и пандемии Covid-19 (см. табл. 1). Но при этом странам в каждом случае удавалось преодолевать временный спад в торговле, что свидетельствует о приверженности стран развитию и укреплению торгового сотрудничества в анализируемый период. И хотя странам уже приходилось сталкиваться с трудностями, спровоцированными политическими событиями, нынешняя ситуация кардинально отличается от всех предыдущих. Так, если прежде Финляндия традиционно придерживалась линии нейтралитета и поддерживала решения о введении санкций против России исключительно в рамках Европейского Союза, то сейчас она, нарушив нейтралитет 75-летней выдержки, активно выражает словами и действиями личное мнение по поводу начатой Россией 24 февраля 2022 года специальной военной операции на территории Украины. Президент Финляндии Саули Ниинистё, который по состоянию на начало 2022 года оставался одним из немногих европейских лидеров, поддерживающих тесный диалог с президентом России В.В. Путиным, в первый день начала военной операции на пресс-конференции заявил, что Финляндия решительно осуждает действия России и требует немедленного прекращения боевых действий в Украине.

 

Рис. 1. Мнение жителей стран Европы о том,

кто ответственен за происходящее в Украине, % [3]

 

В апреле Европейский университетский институт совместно с международной группой по онлайн-исследованиям данных и аналитических технологий YouGov провел опрос среди жителей стран Европы, задав им вопрос «Исходя из того, что вы прочли и услышали, кто по вашему мнению ответственен за текущую ситуацию в Украине?». Результаты опроса (рис. 1) показали, что в Финляндии наибольшая доля жителей, возлагающих ответственность целиком на Россию. Для финнов российское вторжение в Украину стало ог­­­ромным шоком и разочарованием. И хотя присоединение Крымского полуострова к территории России в 2014 году и повысила подозрительность финнов в отношении России, объявленная военная операция стала для Финляндии неожиданностью. При этом важно отметить, что, во-первых, в Финляндии позиция правительства совпадает с позицией общественности, а во-вторых, в стране всего 5% респондентов считают, что ответственность следует возлагать на военный альянс, что имеет большое значение в принятии окончательного решения о вступлении в НАТО.

 

Рисунок 2. Мнение финнов о том, следует ли Финляндии вступить в военный альянс [4]

 

Ландшафт безопасности в Европе и особенно в Финляндии был подвергнут сильным изменениям, что привело к смене настроений как внутри партийной системы страны, так и внутри общества. Последний опрос показал, что общественная поддержка решения о вступлении Финляндии в НАТО неуклонно растет (рис. 2): 77% респондентов одобрили данное решение, 12% не поддержали его, и 11% опрошенных финнов пока не определились со своей позицией. В конце февраля поддержку выражали лишь 53%, в марте уже 63% и в настоящий момент минимум 77%. Партии зелёных и социал-демократов, которые всегда выступали против вступления страны в НАТО, также поменяли свою позицию, дав свободу действий парламентским и министерским группам в поддержку членства в военном альянсе. Таким образом, при сложившихся условиях страна 18 мая 2022 года подала официальную заявку на вступление в НАТО. Возражения президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана против вступления Финляндии и Швеции в НАТО ставили под угрозу ее будущее членство, однако 28 июня 2022 года страны пришли к общему соглашению, согласно которому североевропейские страны выполнят ключевые требования Турции взамен на ее поддержку. Хотя лидер Турции предупреждает, что еще может заблокировать в дальнейшем вступления Финляндии в НАТО, в настоящий момент никаких значительных препятствий на пути страны к вступлению в альянс больше нет.

Нынешнее сотрудничество России и Финляндии находится в критическом положении, поскольку позиция Кремля относительно членства ее соседа в НАТО всегда была прозрачна и однозначна. Еще в 2016 году президент В.В.Путин в ответ на вопрос финского журналиста о возможном вступлении Финляндии в НАТО ответил, что если Финляндия вступит в НАТО, то Россия увидит по ту сторону врага. До официальной подачи заявки Финляндии на вступление в альянс первый заместитель постпреда России при ООН Дмитрий Полянский 13 мая 2022 года заявлял, что вступление Финляндии в Североатлантический альянс приведет к тому, что вступившая страна станет возможной целью Вооруженных сил РФ для ударов, и это станет их худшим решением. Кремль также предупреждал Финляндию и Швецию, что их вступление в НАТО вынудит Россию «восстановить военный баланс» за счет усиления обороны, в том числе за счет размещения ядерного оружия в районе Балтики [5].

Однако, когда стало очевидно, что членство  Финляндии в НАТО неизбежно, критика В.В.Путина сместила фокус с непосредственного членства Финляндии на потенциальное размещение военных инфраструктур НАТО. В настоящий момент президент России заявляет, что Финляндия имеет право присоединяться к любым объединениям, но на все попытки разместить военные силы НАТО на территории соседней страны Россия, расценивая это как создание угрозы национальной безопасности, будет отвечать зеркально [1]. 5 июля 2022 года заместитель генерального секретаря НАТО Мирча Джоанэ заявил, что на территории Финляндии не будут размещены военные базы, поскольку страна обладает и так сильными национальными силами.

Таким образом, исходя из имеющихся фактов и заявлений официальных лиц Финляндии, России и НАТО, можно сделать вывод о том, что сам факт членства Финляндии в НАТО не приведет к окончанию российско-финских торгово-экономических отношений, на ухудшение которых сейчас оказывают влияние российско-украинский кризис и связанные с ним санкции Евросоюза в отношении России, а также контрсанкции со стороны России. При этом, нельзя утверждать, что в дальнейшем НАТО не изменит своих планов и не соберется разместить военную инфраструктуру в Финляндии. Такое развитие событий может привести к военному конфликту между Россией и Финляндией, что непосредственно приведет к разрыву многолетних отношений. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Путин о членстве Финляндии и Швеции в НАТО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yle.fi/novosti/3-12516665 (дата обращения: 06.07.2022)

Trade Map: Bilateral trade between Russian Federation and Finland [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.trademap.org/ (дата обращения: 05.07.2022)

Support for Ukraine is strong in Europe, but nations are not as united as it looks: YouGov [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yougov.co.uk/topics/international/articles-reports/2022/05/05/support-ukraine-strong-europe-nations-are-not-unit (дата обращения: 08.07.2022)

Support for Nato membership soars to 76%: Yle poll [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yle.fi/news/3-12437 (дата обращения: 08.07.2022)

Sweden and Finland agree to submit Nato applications, say reports [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.theguardian.com/world/2022/apr/25/sweden-and-finland-agree-to-submit-nato-applications (дата обращения: 10.07.2022)

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лютцер О.В. ВСТУПЛЕНИЕ ФИНЛЯНДИИ В НАТО: ОКОНЧАНИЕ РОССИЙСКО-ФИНСКИХ ОТНОШЕНИЙ? // Вестник науки №7 (52) том 3. С. 29 - 35. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6045 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6045



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.