'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 4
  4. Научная статья № 1

Просмотры  89 просмотров

Агаева К.А.

  


ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные направления философии процесса образования, роль образования в жизни человека и социума, а также раскрываются цели, характер и содержание образования   

Ключевые слова:
образование, философия образования, наука образования, общество, цель образования   


УДК 331.1

Агаева К.А.

к.э.н., доцент кафедры «Экономическая теория и маркетинг»

Азербайджанский университет архитектуры и строительства

(Азербайджан, г. Баку)

 

ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПРОЦЕССА

ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные направления философии процесса образования, роль образования в жизни человека и социума, а также раскрываются цели, характер и содержание образования.

 

Ключевые слова: образование, философия образования, наука образования, общество, цель образования.

 

 Известно, что философия и наука имеют глубоко укоренившиеся взаимоотношения. Когда мы спускаемся к истокам научных полей, обязательно достигаем идей того или иного аспекта философии. По этой причине философия и наука находятся в непрерывных и интерактивных отношениях. Взаимосвязь между философией и наукой продолжается по той же линии до Первой Эпохи, пока науки не отделятся от философии и не станут самостоятельными науками [1]

Образование — это усилия по формированию, развитию и улучшению поведения и мыслей, связанных с повышением производительности и гармонии в соответствии с целями, определенными в прошлом, связанными с настоящим и будущим человека. Навыки, знания и взгляды, полученные в результате образования, повышают осознание личности. Это улучшает индивидуальную личность и делает ее более ценной.

Чтобы хорошо понять сущность современного образования, полезно понять эволюционное изменение данного процесса. На протяжении всей истории были даны разные определения термина «образования» в зависимости от требований внешней среды и реалий. Влияние образования на человеческую деятельность является наиболее сложным процессом на сегодняшний день.

В общем виде образование находится в рамках схемы преподавания и обучения ряду навыков. Оно рассматривается как набор действий и понятий, которые развивают знания, интуицию и функции разума человека. Это определение слишком абстрактно и не способствует развитию понимания конкретных ситуаций.

Философия образования занимается изучением цели, характера и содержания образования. Такие предметы, как природа познающего ума и проблемы власти, отношения между образованием и обществом, а также само знание, входят в число предметов философии образования. Со времен Руссо философия образования по-прежнему связана с психологией развития и теориями развития [2].

Основные цели, ожидаемые от образования: любое общество основано на ответственности, идеях и предприимчивости образованных граждан данного общества. Прогресс в каждой области зависит от потенциала образования, которое дает школьное образование. В данном случае образование направлено на укрепление развития и благополучия личности, общества и будущего человечества.

Образование необходимо для развития социума и развития личности. Оно также составляет основу общества. Чтобы общества выживали и развивались, необходимы образованные люди. Образование рассматривается как самая важная инвестиция в будущее общества и людей.

Образование является необходимым условием формирования нового поколения в соответствии с уровнем развития, социальным характером государства, ее интересами и потребностями, сохранения социальной преемственности.

Социальной целью образования является подготовка людей, которые помогут передать людям существующие знания о культуре, преемственность и развитие общества, воспитать новаторских людей, которые развивают культуру в обществе, наиболее точно обеспечить социализацию и адаптировать этих людей к социальным изменениям.

Экономическая цель образования, во-первых, помочь людям защитить себя от экономических потерь, во-вторых, позволить человеку реализовать себя, чтобы иметь возможность реагировать на свои собственные потребности и интересы, заставить его осознать свою собственную силу и выявить пути использования этой силы [3].

Сегодняшнее понимание образования вдохновлено идеями американского философа, психолога и реформатора образования Джона Дьюи (1859 – 1952). Дьюи, вместе с Уильямом Джеймсом входит в число основоположников прагматизма, критиковал образовательное понимание Руссо и Платона и утверждал, что образование должно быть направлено на то, чтобы дать учащемуся знания и навыки, которые он может применить в своей жизни как личность и как гражданин, а не на то, чтобы запоминать устаревшие и неактуальные факты [3].

В философии образования выделяют четыре различных течения, которые формируют основные принципы образования.

 

Схема 1: Различные течения в философии образования

Источник: [4]

 

Перенниализм — старейшая и наиболее консервативная образовательная философия, уходящая своими корнями в реализм и идеализм. Сторонниками этого движения являются Р.Мейнард Хатчинг, М.В. Дорен, С. Бьюкенен, Р. Ливингстон, Мортимер Дж. Адлер.

Основные принципы движения перенниализма таковы: поскольку человеческая природа неизменна, сущность образования также не должно меняться. Поскольку базовым качеством человека является рациональность, основанная на логике и рассуждениях, он должен развивать именно эти качества (знания) в образовании [4].

Содержание образования должно соответствовать неизменной универсальной истине. Целью образования должно быть не иммитация жизни, а подготовка человека к жизни. Детей следует учить осознавать физическую и духовную непрерывность мира.

Эссенциализм

Сегодня большинство общепринятых образовательных практик связано с эссенциализмом. Эссенциализм — наиболее признанная и давно применяемая образовательная философия в мире. Она имеет скорее нормативную, чем инновационную структуру.

Цель образования- социализация человека, обретение доминирующих культурных ценностей, предотвращение изменений и конфликтов, защита культурного наследия, обеспечение адаптации человека в обществе, воспитание знающих и умелых людей.

Философия, на которой основывается реконструкционизм, на самом деле является отражением практической стороны образования. Он берет свое начало в кризисе в Соединенных Штатах Америки в 1930 году и сочетает утилитаризм с различными философиями. Согласно этой точке зрения, целью образования является реорганизация общества. Подчеркивается, что в рамках социальных изменений задача установления нового порядка путем запуска реформаторских движений принадлежит школе, а обучающийся в данном случае используется в качестве инструмента.

В реконструкционистском движении педагоги несут ответственность за изменения и реформы. Поэтому они должны выступать в качестве руководителя проекта и исследования в аудитории (классе). Их основная задача — помочь учащимся осознать проблемы, стоящие перед человечеством [5].

Прогрессивизм — это применение прагматизма к образованию. Однако эта практика не применялась философами-прагматиками. Это движение было разработано просветителями после длительной борьбы сторонников данного течения с чрезмерно формальной и строгой дисциплиной традиционного образования, пассивным обучением и бесцельными навыками. Принимая прагматический взгляд на то, что основой общества являются изменения, прогрессивизм раскрывает понимание того, что образование также находится в постоянном развитии.

Таким образом, единственный путь к успеху в образовании – это правильный подход к управлению образования. Если следовать принципам управления в образовании, можно добиться успеха в любой области. Первым делом, лица, принимающие управленческие решения, должны реформироваться сами и обеспечить широкое поле для нововведений, быть реформаторами.

В настоящее время в процессе образования широко используется проблемно-ориентированное обучение (PBL) методика. Проблемно-ориентированное обучение (PBL) — это подход, ориентированный на учащихся, при котором учащиеся изучают предмет, работая в группах над решением открытой проблемы. Эта проблема в каждой отдельной области и является движущей силой мотивации и обучения.

Нильсон (2010) перечисляет следующие результаты обучения, связанные с PBL. Хорошо разработанный проект PBL дает учащимся возможность развивать навыки, связанные со следующими важными моментами:

  • Работа в командах.
  • Управление проектами и выполнение руководящих функций.
  • Устная и письменная коммуникация.
  • Самосознание и оценка групповых процессов.
  • Самостоятельная работа.
  • Критическое мышление и анализ.
  • Объяснение понятий.
  • Самостоятельное обучение.
  • Применение содержания курса к реальным примерам.
  • Исследовательская и информационная грамотность.
  • Решение задач по различным дисциплинам.

Таким образом, процесс образования, как и само общество и его вызовы и потребности, является непрерывным процессом и новые методики в данном процессе неизбежны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Узуноз Абдулкадир, «Философские основы образования», (Туран Эмине Зехра), Введение в науку об образовании, Анкара, издательство Пегем Академи, 2016, с. 125-148.

Коркмаз М., Октем Г. «Понимание образования Руссо», Журнал исследований в области образования и обучения, 2014, 3(1). с. 174-186.

Дьюи Дж. Демократия и образование. Введение в философию образования (2-е издание), Нью-Йорк, Free Press, 1997, 361 стр.

Акдениз А.Р., Кучук М., Введение в науку об образовании. Анкара, Gündüz Education and Publishing, 2018, стр. 272

Карадаг Э., Балоглу Н. и Кая С. «Эмпирическое исследование уровня принятия тенденций философии образования школьными администраторами», Философский журнал факультета искусств и наук Университета Улудаг, 2009, 14, с. 182-199.

 

Aghayeva K.A.

PhD in Economics,

Associate Professor of the Department of Economic Theory and Marketing

Azerbaijan University of Architecture and Construction

(Azerbaijan, Baku)

 

BASES OF THE PHILOSOPHY OF THE PROCESS

OF EDUCATION AND ITS MAIN FEATURES

 

Abstract: this article discusses the main directions of the philosophy of the educational process, the role of education in human life and society, and also reveals the goals, nature and content of education.

 

Keywords: education, philosophy of education, science of education, society, purpose of education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Агаева К.А. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ ПРОЦЕССА ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ // Вестник науки №7 (52) том 4. С. 5 - 11. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6055 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6055



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.