'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 4
  4. Научная статья № 2

Просмотры  107 просмотров

Григорьева А.Р.

  


ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрено понятие индекса потребительской уверенности его место и роль в обеспечении экономической безопасности страны, и проведен анализ динамики показателей   

Ключевые слова:
индекс потребительской уверенности, экономическая безопасность страны, динамика, анализ, индикатор   


УДК 33

Григорьева А.Р.

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

 

ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ

КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

 

Аннотация: в статье рассмотрено понятие индекса потребительской уверенности его место и роль в обеспечении экономической безопасности страны, и проведен анализ динамики показателей.

 

Ключевые слова: индекс потребительской уверенности, экономическая безопасность страны, динамика, анализ, индикатор.

 

Экономическая безопасность страны определяется состоянием производительных сил, социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны и структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основу экономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан.

Данный подход отражает в себе и Конституция Российской Федерации, согласно которой высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации.

Таким образом достигнутый уровень благосостояния может быть охарактеризован индексом потребительской уверенности [2].

Индекс уверенности потребителей – экономический индикатор, основанный на опросах потребителей, показывающий общее состояние экономики и ожидания населения: насколько люди уверены в завтрашнем дне, в стабильности своих доходов, готовы ли к расходам на покупки. Данный индекс достоверно характеризует состояние экономики от лица граждан, что дает возможность оценить угрозы и проблемы экономической безопасности страны.

Однако несмотря на важность индекса потребительской уверенности в нашей стране этот опрос широко не используется, многие жители РФ не знают о существовании данного показателя, хотя за рубежом, например, в США, Запад и Азия данный индекс пользуется популярностью, для отображения реальных проблем.

В России индекс потребительской уверенности рассчитывается с 1998 года ежеквартально путем опроса выборочных жителей страны, охват опрошенных жителей – 5000 человек (старше 16 лет). Всего задают 5 вопросов с тремя вариантами ответа, пример вопросов:

  1. Произошедших изменений личного материального положения;
  2. Ожидаемых изменений личного материального положения;
  3. Произошедших изменений экономической ситуации в России;
  4. Ожидаемых изменений экономической ситуации в России;
  5. Благоприятности условий для крупных покупок [1].

Росстат представляет итоги выборочного обследования потребительских ожиданий населения за III квартал 2021 г.

  1. Индекс потребительской уверенности, отражающий совокупные потребительские ожидания населения, в III квартале 2021 г. по сравнению со II кварталом 2021 г. снизился на 1 процентный пункт (далее – п.п.) и составил (-19%).

Рисунок 1 – Индекс потребительской уверенности в РФ

в период с 2014 по 2021 гг. [3]

 

В зависимости от возраста индекс потребительской уверенности демонстрирует различную динамику.

Рисунок 2 – Опрошенные граждане РФ по возрасту [3]

 

В таблице 1 рассмотрим индекс потребительской уверенности в России

и странах ЕС.

 

Таблица 1 - Индекс потребительской уверенности в России и странах ЕС [3]

 

Август 2020 г.

Май 2021 г.

Август 2021 г.

Россия

-22,1

-18,2

-18,9

Австрия

-10,3

-2,3

-0,3

Бельгия

15,2

-0,4

0,1

Германия

-8,5

-4,3

-3,5

Греция

-35,0

-22,2

-35,1

Литва

-3,9

-0,3

-0,2

Финляндия

-5,5

2,4

4,2

 

Значения индекса потребительской уверенности в странах Евросоюза в августе 2021 г. находятся преимущественно в отрицательной зоне. Самые низкие значения показателя среди стран ЕС в августе 2021 г. отмечены в Греции (-35,1%), Словении (-21,1%), Болгарии (-19,9%), на Кипре (-19,6%) и в Словакии (-17,4%). В положительной зоне за аналогичный период находились показатели по шести странам ЕС: Мальта (9,0%), Швеция (7,3%), Дания (6,9%), Ирландия (6,2%), Финляндия (4,2%) и Бельгия (0,1%).

В динамике индекс потребительской уверенности в странах ЕС и России показывает следующие изменения. В августе 2021 г. по сравнению с августом 2020 г. наблюдалось улучшение показателя почти по всем странам ЕС, за исключением Латвии (ухудшение на 0,7 п.п.) и Греции (ухудшение на 0,1 п.п.). В большей степени увеличение индекса зарегистрировано по следующим странам: Ирландия на 22,4 п.п., Мальта на 21,9 п.п., Испания на 20,2 п.п., Люксембург на 15,7 п.п., Бельгия на 15,4 п.п.

Показатель по Российской Федерации в III квартале 2021 г. по сравнению с III кварталом 2020 г. возрос на 3,2 п.п. и составил (-18,9%) [1].

Таким образом, индекс потребительской уверенности представляет собой индекс, отражающий непосредственную готовность потребителей увеличивать или поддерживать на прежнем уровне все расходы, связанные с удовлетворением текущих потребностей семьи, и, косвенно, положение на рынке труда. Индекс напрямую на стабильность экономической безопасности страны, так как индекс отображает реальные проблему, угрозы, которые необходимо нейтрализовать для поддержания экономической безопасности страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Базаров, Р.Т. Индекс потребительской уверенности: место и роль в Российской экономике / Р.Т. Базаров // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. – С.210-215.

Балиевских, К. М. Индекс потребительской уверенности как индикатор уровня экономической безопасности страны / К. М. Балиевских // Региональные аспекты экономической безопасности : сборник материалов Всероссийской молодежной научно-практической конференции с международным участием, Уфа, 22 октября 2021 года. – Уфа: Башкирский государственный университет, 2021. – С. 85-89. – EDN ASAAYA.

Федеральная служба государственный статистики: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/168_22-09-2021.html

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Григорьева А.Р. ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ УВЕРЕННОСТИ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ // Вестник науки №7 (52) том 4. С. 12 - 16. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6056 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6056



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.