'
Желтова Д.В.
СТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ *
Аннотация:
рынок представляет собой взаимосвязь процессов и процедур, обеспечивающих взаимообмен между покупателями и продавцами отдельных продуктов и услуг. В данной статье рассматривается структура рынка
Ключевые слова:
рынок, экономика, конкуренция, структура
УДК 33
Желтова Д.В.
студент кафедры геодезии и земельного кадастра
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова
(г. Архангельск, Россия)
СТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Аннотация: рынок представляет собой взаимосвязь процессов и процедур, обеспечивающих взаимообмен между покупателями и продавцами отдельных продуктов и услуг. В данной статье рассматривается структура рынка.
Ключевые слова: рынок, экономика, конкуренция, структура.
Рынок представляет собой взаимосвязь процессов и процедур, обеспечивающих взаимообмен между покупателями (потребителем) и продавцами (поставщиком) отдельных продуктов и услуг.
Такие условия рыночной конкуренции, как и другие процессы, называется адрес рыночной структурой. Она характеризуется количеством и объёмом фирм, типом предлагаемой продукции, уровнем контроля цен, условиями входа в отрасль и выхода из нее, а также наличием информации.
Понятие рыночная структура охватывает множество рыночных организаций всего национального хозяйства, и его невозможно вывести на рынок в повседневной интерпретации.
Несмотря на разнообразие рыночных структур, обычно отличают следующие четыре типа (модели рынка): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Каждая из этих структур характеризуется конкурентоспособностью рынка, т.е. способностью фирм влиять на рынок, и, самое главное, на цены. Чем меньше это влияние, тем более конкурентоспособным считается рынок.
Совершенная конкуренция. Рынок совершенной конкуренции состоит из множества продавцов, которые конкурируют друг с другом. Каждый из них предлагает стандартную, идентичную продукцию многим покупателям. Объём производства и предложения некоторых производителей составляют небольшую часть общего производства, поэтому одна фирма не может оказать существенного влияния на рыночную цену, но принятие цены должно восприниматься как заданный параметр.
Несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – это рынок, на котором хотя бы одно из условий не выполняется. Значительная часть продуктов на большинстве реальных рынков предлагают ограниченное количество фирм. Крупные корпорации, которые сосредоточили большую часть своего рыночного предложения, имеют особое отношение к рыночной среде. Первоначально, занимая доминирующее положение на рынке, они могут существенно влиять на условия продажи продукции. Затем отношения между участниками рынка меняются: производители внимательно следят за поведением своих конкурентов, и отношение к их поведению должно быть своевременным. Обычно он подразделяется на три основных типа: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.
Монополистическая конкуренция. Большинство производителей пытаются убедить покупателя в том, что их товар является уникальным в данной товарной группе. Например, рынки одежды, обуви, стиральных порошков, мыла, безалкогольных напитков. Аналогично, с точки зрения покупателей фирмы –производители разнообразной продукции действуют в условиях монополистической конкуренции.
Товары группы одного назначения являются заменителями: один от другого может отличаться качеством исполнения, упаковкой, дизайном, послепродажным обслуживанием. Таким образом, фирмы конкурируют, продавая различные продукты. Различия в товарах позволяют производителю самостоятельно определять цену товара в зависимости от действий конкурентов. Каждая компания является единственным производителем, то есть монополистом. Поскольку объем продаж у каждого продавца относительно мал, то каждая из фирм имеет ограниченный контроль над рыночной ценой.
Олигополия. Основные черты:
1) Небольшое количество фирм, доминирующих на рынке;
2) Продукты могут быть однородны или различны;
3) Ограничения доступа на рынок новых фирм (к естественным преградам относятся: эффект масштаба, который может сделать неприбыльным сосуществование многих фирм на рынке, поскольку это требует больших финансовых средств);
4) Каждая фирма может влиять на рыночную стоимость, но это зависит от характера взаимодействия фирм. Тайный сговор оказывает существенное влияние на цены;
5) Всеобщая взаимозависимость фирм (олигополист должен предвидеть отношение конкурентов к изменению ценовой стратегии, поскольку конкуренты могут предсказать ситуацию).
Олигополия – это рынок, управляющий несколькими крупными фирмами. Трудно определить точное количество фирм, потому что олигополистический рынок охватывает большую часть национального рынка, ограниченного монополией и монополистической конкурентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Основы рыночной экономики [Текст]: учеб. пособие. / Рузавин Г. И.
Экономическая теория [Текст]: учеб. пособие. / Борисов Е. Ф.
Экономическая теория. Практикум [Текст]: учеб. пособие. /Давыденко Л. Н., Давыденко Е. Л., Соболенко И. А.
Zheltova D.V.
Student of the Department of Geodesy and Land Cadastre
Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
(Arkhangelsk, Russia)
STRUCTURE OF THE MARKET ECONOMY
Abstract: the market is an interconnection of processes and procedures that ensure the interchange between buyers and sellers of individual products and services. This article discusses the structure of the market.
Keywords: market, economy, competition, structure.
Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 4
Ссылка для цитирования:
Желтова Д.В. СТРУКТУРА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник науки №7 (52) том 4. С. 17 - 20. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6057 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*