'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 4
  4. Научная статья № 8

Просмотры  84 просмотров

Маслов-Удачин К.П.

  


ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены различные аспекты формирования коррупции и борьба с ней, анализируются и оцениваются основные компоненты российской антикоррупционной политики, современные пути решения данной проблемы   

Ключевые слова:
коррупция, противодействие, государственные служащие, профилактика, государственная служба   


УДК 34

Маслов-Удачин К.П.

студент, факультет внебюджетного образования

специальность: Юриспруденция

ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России»

(Россия, г. Пермь)

 

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ

 

Аннотация: в статье рассмотрены различные аспекты формирования коррупции и борьба с ней, анализируются и оцениваются основные компоненты российской антикоррупционной политики, современные пути решения данной проблемы.

 

Ключевые слова: коррупция, противодействие, государственные служащие, профилактика, государственная служба.

 

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

Определение «corrumpere» в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «corei» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях».

В Российском законодательстве установлено, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица. В широком смысле коррупция подразумевает разрушение управленческого аппарата, основанное на использовании государственными служащими своего должностного положения в корыстных целях.

Для снижения уровня коррупции в России в 2008 г. был утвержден первый Национальный план противодействия коррупции, положения которого получили свое развитие в целом пакете федеральных законов. Основным законом стал Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ, в котором дается законодательное определение коррупции и устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В 2021 г. Президентом Российской Федерации был утвержден Указ от 16.08.2021 № 478 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы". В документе перечислены поручения разным ведомствам по борьбе с коррупцией. Они касаются совершенствованию системы запретов и ограничений, порядка проведения проверок сведений о доходах и расходах, а также регулирования ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов. Помимо этого, президент поручил изучить практику защиты людей, сообщивших о коррупции, и утвердить программу по просвещению граждан в этой области.

В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты концептуальные стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию. Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые позволяют выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости изолировать от общества коррупционеров.

Вместе с тем меры, предложенные в действующем антикоррупционном законодательстве, пока недостаточны, о чем свидетельствуют данные официальной статистики. Относительно прошлого года количество коррупционных деяний увеличилось на 3,3 тыс. или 12,7 % (до 29,6 тыс.). Более половины таких деяний (14,9 тыс.) приходится на факты взяточничества, массив которых увеличился на четверть. В каждом третьем случае размер взятки не превышал десяти тысяч рублей (+27,5 %, 5,4 тыс.). Наибольшее их число было зарегистрировано в Пермском (240, рост в 3,3 раза), Ставропольском (169, рост в 1,5 раза) краях и Санкт-Петербурге (135, рост в 5 раз). Также вырос и ущерб от коррупции. Относительно прошлого года он увеличился с 32,4 млрд рублей до 39,4 млрд рублей. 

Проблема противодействия коррупции находится в центре внимания научного сообщества и широкой общественности, первых лиц государства. Противодействие коррупции согласно Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Следует отметить, что в последнее время вопросам противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации уделяется повышенное внимание. Необходимо понимать, что такое острое внимание со стороны как государства, так и всего общества в целом к проблеме коррупции происходит из-за существенного снижения эффективности государственного управления. Исходя из этого, падают темпы экономического роста нашей страны, темпы роста благосостояния граждан Российской Федерации, увеличивается рост преступных деяний.

Факторами большого распространения коррупции в системе государственной гражданской службы в России могут являться: сложность структуры органов власти, существование массы бюрократических процедур, недостаток внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти, включая учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, недостаточно точное распределение компетенции, дублирование и совмещение функциональных обязанностей, необоснованно высокое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

Ключевыми направлениями политики в области противодействия коррупции на государственной гражданской службе в России могут выступать:

– создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции;

– принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе отрицательного отношения к коррупционному поведению;

– улучшение системы и структуры государственных органов, создание элементов общественного контроля за их деятельностью;

– установление антикоррупционных стандартов, введение единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

Одной из главных функций гражданского общества, а также одним из первостепенных механизмов противодействия коррупции является общественный контроль. Формирование системы общественного контроля является ключевым способом подъема эффективности мер по борьбе с коррупцией. Активное привлечение в этот процесс институтов гражданского общества и граждан на основе создания правовой базы позволит поменять положение вещей и приведет к созданию интегрированной системы общественного контроля, включающей Общественную палату Российской Федерации, Общественные палаты субъектов Федерации, Общественные Советы муниципальных образований, Общественные Советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти.

В заключение можно отметить то, что для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика современного государства обязана включать целый комплекс мер как на пресечение коррупционных действий, так и на их профилактику. Необходимо вдобавок изучать лучшие мировые практики и внедрять их в наше законодательство. Конечно, для этого потребуется не мало усилий и времени, но другого пути решения этой проблемы нет.

Одним из главных направлений осуществляемой в настоящее время в России административной реформы является усовершенствование антикоррупционного законодательства в целом и административного антикоррупционного законодательства в частности, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Российская Федерация. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ: Принят Государственной Думой 19 декабря 2008 года – Текст: электронный. КонсультантПлюс: [справочно – правовая система]. Режим доступа URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

Указ Президента РФ от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы» Текст: электронный. Официальный интернет-портал правовой информации: Режим доступа URL: https://base.garant.ru/402619978/#block_1000

Астанин. В. В. Противодействие коррупции и предупреждение коррупционных рисков в деятельности государственных служащих : учебное пособие / В. В. Астанин. — Москва : Изд-во Европ. учеб. ин-т МГИМО (У) МИД РФ, 2011. — 276 c. Текст: электронный. Режим доступа URL: https://studfile.net/preview/6704551/

Власенко, Н. А. Правовые основы противодействия коррупции : учебное пособие / Н. А. Власенко, С. А. Грачева, Е. Е. Рафалюк ; отв. ред. Н.А. Власенко. — Москва : ПОЛИГРАФ-ПЛЮС, 2013. — 310 с. Текст : электронный. Режим доступа по подписке URL: Правовые основы противодействия коррупции (elibrary.ru)

Годунов, И. В. Противодействие коррупции: учебник / И. В. Годунов. — 5-е изд. — Москва: Институт автоматизации проектирования РАН, 2019. — 729 c. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/86716.html

Петухов, Н.А., Рябцева Е.В. Предупреждение коррупции в органах государственной власти П 71 Российской Федерации: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2020. – 220 с. Текст: электронный. Режим доступа: sbornik.pdf (rgup.ru)

 

Maslov-Udachin K.P.

student, Faculty of extra-budgetary education

specialty: Jurisprudence

Perm Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

(Perm, Russia)

 

ANTI-CORRUPTION IN PUBLIC SERVICE

 

Abstract: the article discusses various aspects of the formation of corruption and the fight against it, analyzes and evaluates the main components of the Russian anti-corruption policy, modern ways to solve this problem.

 

Keywords: corruption, counteraction, civil servants, prevention, public service.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Маслов-Удачин К.П. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ // Вестник науки №7 (52) том 4. С. 39 - 45. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6062 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6062



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.