'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №7 (52) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  395 просмотров

Зыков Н.П.

  


ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ПЛАКАТАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные сюжеты, к которым прибегала советская плакатная пропаганда для формирования образа врага в период Великой Отечественной войны. На примере приведённых плакатов даётся подробное описание данных сюжетов, их задач по эмоциональному воздействию на солдат и мирное население СССР по ряду вопросов, связанных с донесением образа врага   

Ключевые слова:
образ врага, плакатная пропаганда, пропагандистский плакат   


УДК 94

Зыков Н.П.

магистр кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Сибирский федеральный университет»

(Россия, г. Красноярск)

 

ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ

ПРОПАГАНДИСТСКИХ ПЛАКАТАХ

ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

 

Аннотация: в статье рассматриваются основные сюжеты, к которым прибегала советская плакатная пропаганда для формирования образа врага в период Великой Отечественной войны. На примере приведённых плакатов даётся подробное описание данных сюжетов, их задач по эмоциональному воздействию на солдат и мирное население СССР по ряду вопросов, связанных с донесением образа врага.

 

Ключевые слова: образ врага, плакатная пропаганда, пропагандистский плакат.

 

Начало Великой Отечественной войны поставило перед советским руководством ряд важных задач, одной из которых являлась необходимость мобилизации масс на борьбу с врагом. Для этого советские пропагандисты должны были посредством кино, мультипликационных фильмов, плакатов, журналов, печатных статей побудить советских людей, как военнослужащих, так и гражданских, а также усилить их желание защищать свою страну. Эту задачу решал, в том числе внедряемый в общественное сознание образ врага, необходимый для того, чтобы разъяснить степень угрозы, которую представлял собой противник.

Рассмотрим сюжеты советской пропаганды, передававшей образ врага, представленные в плакатах.

В советской пропаганде образ врага можно рассмотреть на примере следующих плакатов: «За честь жены, за жизнь детей, за счастье родины своей, за наши нивы и луга – убей захватчика-врага!», «Гитлеровцы – это... Убийцы, насильники, воры, поджигатели, палачи, мародёры. Этих зверей убей!», «Убей фашиста-изувера!», «Выступали – веселились, отступали - обслезились!», «Смерть немецко-фашистским захватчикам!», «Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить – зверя добить!», «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!», «Смерть немцам - душегубам!», «Русский народ никогда не будет стоять на коленях», «Для немцев страшные вещи - мешки и клещи!», «Узнал фашистский стервятник, что у нас – не ягнятник!», «Бесславный конец фашистских агрессоров», «Так будет с фашистким зверем!», «Что посеял, то и пожнёшь! От суда не уйдёшь!», «С наступающим!», «Красной армии метла нечисть вымела дотла!», «И на Тихом океане свой закончили поход!», «Брехомёт», «Моя борьба…», «Берлинская разбойничья шайка», «Дело было на Днепре», «Мёртвые души», «Фашизверги в Сорочинцах», «Зачем свинье культура и наука?».

Представленные карикатуры можно разделить на несколько категорий:

1) призывавшие убить немецкого захватчика с целью спасти мирное население и/или отомстить за уже убитых: «Убей захватчика-врага!», «Гитлеровцы – это... Убийцы, насильники, воры, поджигатели, палачи, мародеры. Этих зверей убей!», «Убей его!», «Убей детоубийц!», «Смерть немцам –душегубам!», «Палач культуры», «Боец, спаси этих детей от голодной смерти. Истребляй немецких разбойников!»;

2) усиливавшие желание воевать с германскими фашистами до победного конца: «Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить!», «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!»;

3) воодушевлявшие русский народ на борьбу: «Русский народ никогда не будет стоять на коленях»;

4) высмеивавшие немцев и убеждавшие советских людей в неизбежной победе над ними: «Для немцев страшные вещи - мешки и клещи!», «Узнал фашистский стервятник, что у нас - не ягнятник!», «Выступали – веселились, отступали - обслезились!», «Так будет с фашистским зверем!», «Что посеял, то и пожнёшь! От суда не уйдёшь!», «С наступающим!», «Дело было на Днепре», «Мёртвые души»;

5) высмеивавшие немецко-фашистских солдат и офицеров и усиливающие желание советских людей вести борьбу с ними: «Фашизверги в Сорочинцах», «Зачем свинье культура и наука?»;

6) высмеивавшие нацистских лидеров: «Брехомёт», «Моя борьба…», «Берлинская разбойничья шайка»;

7) усиливавшие радость победы у советских людей: «С праздником на нашей улице!», «Красной армии метла нечисть вымела дотла!», «И на Тихом океане свой закончили поход!», «Бесславный конец фашистских агрессоров», «Уничтожение фашистского гнезда навсегда!».

8) передающие карикатурный образ самого фашизма: «Фашизм - кровавое чудовище. Бей его без пощады!», «Лицо гитлеризма».

Рассмотрим их подробнее.

Пропагандистские плакаты, призывавшие к мщению гитлеровцам и/или спасти мирных жителей от них были направлены на то, что показать советским людям, и, прежде всего, солдатам, что гитлеровцы не обладают никакими человеческими качествами. Так, плакат «Убей захватчика-врага!», сопровождающийся стихами: «За честь жены, за жизнь детей, за счастье родины своей, за наши нивы и луга – убей захватчика-врага!» призывал советских солдат и партизан уничтожать гитлеровских солдат и офицеров, т. к. они ничего не несли народам СССР, кроме смерти, разорения и рабства. На нём изображён солдат СС, уходящий от убитой им славянской женщины. На заднем плане изображён разрушенный советский город и виселицы с трупами. В своей волосатой руке, эсэсовец сжимает автомат, из дула которого идёт дым после расстрела женщины. Волосатая рука вражеского солдата усиливает эмоциональный эффект, согласно которому, это – не обычный противник, а представитель низменной «культуры», варвар, пришедший на советскую землю для того, чтобы убивать и разрушать. Явный призыв к мщению несёт плакат «Убей фашиста-изувера», на котором нарисована повешенная русская женщина и изображено лицо нацистского офицера, у которого изо рта текут слюни от удовольствия. Аналогичный посыл несут в себе плакаты «Убей детоубийц!» и «Убей его!», однако, в них образ врага ещё более неприглядный. Так, на плакате «Убей детоубийц!» немецкий солдат изображён с обезьяноподобными чертами лица, а плакат «Убей его!», доносит до нас образ обезьяноподобного существа, носящего каску солдата Вермахта и стоящего на трупах женщин, детей и стариков. Сопровождается этот плакат отрывком из одноимённого стихотворения К. Симонова:

 «Если ты не хочешь отдать Немцу с чёрным его ружьем, Дом, где жил ты, жену и мать, Все, что родиной мы зовём, — Знай - никто её не спасёт, Если ты её не спасёшь; Знай - никто его не убьёт, Если ты его не убьёшь».

Также призыв уничтожать немцев, чтобы спасти мирное население от них содержит плакат «Смерть немцам - душегубам!», на котором нарисована рука гитлеровца с пистолетом, протягивающаяся к русской женщине с ребёнком на руках. На заднем плане рассматриваемого плаката изображён нацистский солдат, загоняющий мирных жителей, судя по всему, в фургон-душегубку. Весьма интересен пропагандистский плакат «Боец, спаси этих ребят от голодной смерти. Истребляй немецких разбойников!». На нём изображён немецкий солдат, сидящий в русской избе со злобным выражением лица, съедающий последний хлеб её жильцов, особенно, изображённых в правой части плаката детей. Этот плакат также призывает уничтожать вражеских солдат и офицеров, чтобы спасти мирных жителей, в данном случае, детей. Кроме этого, весьма показательным образом врага в советской плакатной пропаганде с целью призыва уничтожить его для спасения своей страны, является плакат «Палач культуры». На этом пропагандистском плакате нарисован немецкий солдат с грубыми, по сути, животными чертами лица. У него в руках изображена дубина с вмонтированной миной, за ремнём окровавленный нож, бутылка шнапса, портфель с надписью «Яд», а также листок бумаги с надписью «Истребление славян». Листок бумаги с такой надписью, находящейся за ремнём у нацистов – очень распространённый пример советской плакатной пропаганды. Посыл данного плаката, также как и многих других, ему подобных, состоит в том, что нацистская Германия является носителем варварства, насилия и разрушения. Советские люди, как призывает автор плаката, будучи представителями и защитниками высокой культуры, должны сделать всё, чтобы разгромить Третий Рейх.

Среди пропагандистских плакатов, усиливающих желание красноармейцев воевать с нацистской Германией до победного конца, можно рассмотреть «Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить!», «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!». На плакате «Так выглядит теперь немецкий зверь! Чтоб нам дышать и жить - зверя добить!», нарисованном в 1943 г., в гротескной форме изображена нацистская Германия в виде Гитлера, обросшего чёрной шерстью, с отсутствующей ногой, держащего в руках сломанное чёрное знамя с надписью «Тотальная мобилизация». С помощью этого приёма автор хотел донести, что из-за ряда крупных поражений в нацистской Германии настали тяжёлые времена, вследствие чего её власти вынуждены проводить тотальную мобилизацию населения. У «немецкого зверя» за ремнём также как на плакате «Палач культуры» помещён листок бумаги с надписью «Истребление славян!», а также через плечо перекинут автомат. Сзади Гитлера изображён разбитый барабан с надписью «Молниеносная война», символизирующий провал нацистской стратегии блицкрига в конце 1941 г. С помощью всех рассматриваемых образов автор хотел донести, что, несмотря на поражения, «немецкий зверь» не утратил своей свирепости, однако теперь (в 1943 г.) он уже не так силён, как раньше. Поэтому, советским людям нужно собрать все силы в кулак и окончательно разгромить его.

Плакат «Зверь ранен. Добьём фашистского зверя!» был направлен на то, чтобы усилить желание советских солдат беспощадно вести войну с немцами. Все гитлеровские солдаты на рассматриваемом плакате изображены с весьма злобными выражениями лиц, чтобы усилить ненависть и неприязнь к ним зрителя.

К плакатам третьей категории в полной мере относится произведение «Русский народ никогда не будет стоять на коленях». На нём изображён советский воин и убитый немецкий офицер. Данный плакат выполнял задачу воодушевить государствообразующий русский народ на борьбу с агрессором.

Плакаты четвёртой группы, как было указано выше, содержат образы, высмеивавшие немцев и убеждающие советских людей в неизбежной победе над ними. Некоторые из них были посвящены победам Красной Армии: «Выступали - веселились, отступали - обслезились!» 1942 г., «Дело было на Днепре» 1943 г., «Для немцев страшные вещи - мешки и клещи!» 1944 г., «Мёртвые души» 1944 г.. Здесь высмеивалась немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой. Другие плакаты рассматриваемой категории были посвящены тому, что неизбежно должно было произойти в будущем, заветной цели советских людей – победе над фашизмом: «Так будет с фашистским зверем!», «Что посеял, то и пожнёшь! От суда не уйдёшь!», «С наступающим!». Здесь фашистский враг изображался в виде убитого волка, пронзённого штыками советской, британской и американской армий, как на плакате «Так будет с фашистским зверем!», либо в гротескном образе Гитлера: «Что посеял, то и пожнёшь! От суда не уйдёшь!», «С наступающим!».

Плакаты следующей категории, как уже было сказано выше, были направлены на высмеивание немецко-фашистских солдат и офицеров и усиливающие ненависть и презрение советских людей к ним: «Фашизверги в Сорочинцах», «Зачем свинье культура и наука?». На первом из них нарисованы немецкие солдаты в виде человекообразных свиней, громящих музей русского писателя Н. В. Гоголя в Сорочинцах, являющихся его родиной. Дубина, которую держит нацистский солдат, расположенный на первом плане, символизирует уничтожение нацистами произведений культуры, их варварство. Аналогичный посыл содержит карикатурный плакат «Зачем свинье культура и наука?». В гротескном образе, изображённом на нём также в виде свиньи, угадывается образ Гитлера.

Плакаты шестой категории, такие, как «Брехомёт», «Моя борьба…», «Берлинская разбойничья шайка» были направлены на высмеивание лидеров Третьего Рейха. Например, плакат «Моя борьба…» является карикатурой на Гитлера, где он изображён как побитый боксёр на ринге. Каждая его рана означает поражения на фронтах, бинты на которых подписаны: «Под Сталинградом», «На центральном фронте», «В Северной Африке». Само название карикатуры, совпадающей с названием книги Гитлера, усиливает сатирический эффект.

Плакаты седьмой категории отражали и усиливали радость советских людей по поводу одержанных побед, а также изображали в карикатурной форме поверженных врагов. Так, например, на плакате «С праздником на нашей улице!», посвящённом победе советских войск в Сталинградской битве, с правой стороны изображён Гитлер с перевязанной челюстью. Плакат «И на Тихом океане свой закончили поход!», посвящённый победе советских войск в Маньчжурии и на Курилах передаёт карикатурный образ японского императора Хирохито, нос которого пронзает советский штык-нож в знак его поражения.

Плакаты восьмой категории «Фашизм - кровавое чудовище. Бей его без пощады!», «Лицо гитлеризма» в гротескной форме передают символ самого фашизма, гитлеризма. На первом из указанных плакатов фашизм изображён как человекообразное чудовище, напоминающее немецкого солдата с рогами на голове и клыками, торчащими изо рта. На плакате «Лицо гитлеризма» изображён нацист, одетый в мундир, похожий на шерсть. За ремнём у него имеется топор, за спиной виселица. Он топчет своими сапогами бумаги, на которых написано: «Совесть», «Честь», «Мораль», «Международное право». С помощью таких неприглядных образов, советская плакатная пропаганда показывала фашизм как античеловечную, реакционную, враждебную цивилизации и культуре идеологию.

Таким образом, при изображении образа врага советская пропаганда обращалась к следующим сюжетам: призыву убить немецкого захватчика с целью спасти мирное население и/или отмщения за уже убитых; усиления желания воевать с немцами до победного конца; воодушевления русского народа на борьбу; высмеивания немцев и убеждения советских людей в неизбежной победе над ними; изображения немецких солдат и офицеров, как противника с крайне низким уровнем культуры; высмеивание лидеров Третьего Рейха, а также призыва борьбы с самой фашистской идеологией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Сенявский А.С. Историческая имагология и проблема формирования «образа врага» (на материалах российской истории ХХ в.) / А. С. Сенявский, Е. С. Сенявская // Вестник РУДН. Серия «История России». 2006. № 2 (6). С. 54–72.

Улизко В.П. Образ врага в советском плакате в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 гг.) / Улизко В. П. // Гуманитарные проблемы военного дела. 2014. №1. С. 144 – 147.

Алиева Л.В. Женское лицо войны: образ женщины в плакатном искусстве периода Второй мировой войны / Л. В. Алиева, Т. В. Филиппова //Метаморфозы истории. Псков. 2015. № 6. С. 21-47.

Вашик К. Метаморфозы зла: немецко-русские образы врага в плакатной пропаганде 30-50-х годов // Образ врага / сост. Л. Гудков; ред. Н. Конрадова. М.: ОГИ, 2005. С. 191 –229.

Ватлин А.Ю. Образ врага в советской и немецкой фронтовой пропаганде / А. Ю. Ватлин // Россияне и немцы в эпоху катастроф. Память о войне и преодоление прошлого. Материалы конференции российских и немецких историков. М.: РОССПЭН, 2012. С. 152–159.

Лидин К.Л. Эмоциональное содержание пропагандистских плакатов Второй мировой войны: опыт компаративного анализа / К. Л. Лидин // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2019. №1. С. 81-110.

 

Zykov N.P.

Master of the Department of History of Russia,

World and Regional Civilizations

Siberian Federal University

(Krasnoyarsk, Russia)

 

THE IMAGE OF THE ENEMY IN SOVIET PROPAGANDA

POSTERS DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR

 

Abstract: the article deals with the main subjects used by the Soviet poster propaganda to form the image of the enemy during the Great Patriotic War. On the example of these posters, a detailed description of these subjects, their tasks on the emotional impact on the soldiers and civilians of the USSR on a number of issues related to the reporting of the image of the enemy is given.

 

Keywords: image of enemy, poster propaganda, propaganda poster.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Зыков Н.П. ОБРАЗ ВРАГА В СОВЕТСКИХ ПРОПАГАНДИСТСКИХ ПЛАКАТАХ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ // Вестник науки №7 (52) том 4. С. 51 - 59. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6064 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6064



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.