'
Морозова Н.А.
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ *
Аннотация:
иногда родители используют манипулятивные приемы по разным причинам, которые кажутся безобидными и даже полезными для формирования личности подростка, но могут существенно повлиять на его формирование. Данная статья посвящена описанию наиболее распространенных манипулятивных тактик, их возможных причин и последствий, а также теоретическим подходам к проблемам детско-родительского общения в подростковый период
Ключевые слова:
манипуляции, детско-родительские взаимоотношения, стили воспитания, подростковый возраст
УДК 159
Морозова Н.А.
студентка
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал ОГУ)
(г. Медногорск, Россия)
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ
ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ
Аннотация: иногда родители используют манипулятивные приемы по разным причинам, которые кажутся безобидными и даже полезными для формирования личности подростка, но могут существенно повлиять на его формирование. Данная статья посвящена описанию наиболее распространенных манипулятивных тактик, их возможных причин и последствий, а также теоретическим подходам к проблемам детско-родительского общения в подростковый период.
Ключевые слова: манипуляции, детско-родительские взаимоотношения, стили воспитания, подростковый возраст.
В основе психологических особенностей семей, воспитывающих подростков лежат культурно-исторические факторы, которые находятся под влиянием общественных норм и ценностей. Поэтому родители являются основой всех остальных, общественных отношений ребёнка, который будет им устанавливаться и создаваться. Кроме того, эти отношения являются центральной частью в развитии самосознания – через них ребенок получает опыт отношения не только к другим, а и к самому себе.
Отношения между детьми и родителями являются:
- системой различных чувств к ребенку, поведенческих стратегий общения со взрослым и ребенком;
- особенностей понимания характера и личности ребенка, его поступков;
- особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поведения.
Так же не редко в нашей жизни мы встречаем такое умение, как манипулирование взрослыми и друзьями, которое дети и подростки проявляют на протяжении всей жизни. Ни один родитель не может так быстро и четко сформулировать свое желание, как ребенок. Родители часто бывают вынуждены идти навстречу желаниям ребенка и соглашаться с ним. Однако иногда даже самые серьезные родители не в силах отказать своему чаду в его просьбе.
И родители, и дети пользуются манипулятивным общением в процессе общения с другими людьми. Наблюдая за общением ребенка с родителями, отечественные и зарубежные исследователи пришли к выводу, что в детском общении присутствует манипуляция, скрытое управление поведением оппонента.
Ф. С. Райс и К. Долджин [4] выделяют некоторые особенности семейных отношений, которые необходимы для нормального развития ребенка в подростковом периоде:
- содействие родителей, а также их желание помочь;
- родители могут быть внимательными к своим детям, они могут понять их переживания;
- если родители любят друг друга, то они будут всегда поддерживать позитивный настрой в семье;
- принятие и одобрение со стороны родителей;
- в первую очередь, это доверие к ребенку;
- в отношении ребенка к нему как к взрослому и самостоятельному;
- родителям необходимо проявлять большую гибкость, приспосабливаемость к мнению других людей и терпимость в своих взглядах на жизнь;
- если родители будут примером для подражания своим детям, то они смогут научить их тому, что нужно делать[2].
Некоторые исследователи (Э. Шостром, Э. Адлер) считают, что именно родители невольно формируют у своих детей манипулятивные навыки поведения. Чтобы стать успешнее в манипулятивном общении, ребенку нужно прилагать значительные умственные усилия для того, чтобы понять предназначение в жизни, уметь планировать свою деятельность и чувствовать других людей [1].
При выборе инструмента манипулятор-родитель, может воспользоваться одним из множества инструментов для воздействия на своего ребёнка. Исследование, проведенное Дэниелом Флинтом, показывает, что самые популярные стратегии воздействия – это «манипуляция».
Те родители, которые склонны манипулировать своими детьми и снижать их самооценку стремятся установить над ними психологический контроль, что снижает их самооценку. Они:
- ребенка обвиняют во всех бедах взрослого, а именно в его проблемах;
- не дают забыть прошлые ошибки, постоянно напоминая о них;
- заявляют, что у ребенка нет хороших качеств в семье;
- в то же время они упрекают ребенка в том, что он сделал и чем пожертвовал ради него;
- виновником своих чувств считают ребенка, а он в свою очередь возлагает вину на себя [4].
Подростки с позитивной самооценкой к отношениям с родителями более развиты такими ресурсами формирования личности, как суверенность психологического пространства и ориентация на себя в процессе жизнедеятельности.
У подростков с более негативной оценкой отношений с родителями прослеживается, более слабая личностная автономия и депривация границ психологического пространства[5].
Принятие и уважение со стороны родителей является важным условием формирования позитивного самоотношения подростка, опоры на себя и личностную автономию.
Однако в некоторых семьях манипуляция допустима, и каждого из двух участников этого процесса это устраивает. Родители полностью контролируют своего ребенка, взрослого или нет, а ребенок снимает ответственность за свои действия и решения. Манипуляции не всегда являются психологической уловкой и заранее спланированной хитроумной стратегией. В большинстве случаев, это повторение поведения своих родителей. Также причиной может стать и их внутренние неразрешённые конфликты, которые могут возникнуть в результате манипуляции.
Манипуляции не предполагают учета желаний или предпочтений другого. В любом случае ребенок всегда будет объектом для родителя, который снимет страх или беспокойство, тот, кто даст почувствовать себя важным и значительным, тот, кто откроет в нем источник силы и уверенности, тот, кто закроет в нем пустоту и одиночество. Ну и конечно же, в любом случае манипуляция родителями будет выглядеть как забота, опека и любовь. В первую очередь родители являются для подростка самыми важными людьми, которые его любят и верят ему. Это нормально для детей, которые зависят от своих родителей. Для того чтобы ребенок вырос, ему необходимо научиться устанавливать границы, а также заявить о своих правах и желаниях.
Именно это и происходит в подростковом периоде, когда ребенок начинает бунтовать, говорит постоянно и на все «нет». Ему важно построить свой мир, где он сможет быть сам себе хозяином. Если же такая возможность не предоставляется, то в дальнейшем она может быть предоставлена только в том случае, если родители полностью контролируют своего ребенка [3].
Таким образом, эмоциональное общение между родителями и детьми имеет свои особенности, которые связаны со спецификой манипулятивных тенденций в общении. К основным факторам, влияющим на формирование манипулятивного поведения у подростков, относятся родительская непоследовательность, чрезмерное эмоциональное напряжение и повышенная тревожность за ребенка.
Нужно повышать родительскую грамотность, чтобы родители могли общаться с детьми на равных. Именно эта проблема является главной в данной работе. Она заключается в том, что подросток стремится к эмансипации от своих родителей, но и одновременно нуждается в их поддержке.
Не стоит забывать, что родители должны содействовать формированию автономии подростка, а также обеспечивать ему психологическое сопровождение процесса взросления с помощью авторитета родителей и их психологической поддержки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Абдуллаева В.К. Влияние стилей родительского воспитания на формирование суицидальных тенденций у подростков // Вопросы науки и образования. 2019.
Бобровникова Н.С. Взаимоотношения подростков и родителей как социально-личностный ресурс и основа профилактики буллинга // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №2. https://mir-nauki.com/PDF/05PSMN218.pdf
Кузьмишина Т. Л. Детские манипуляции во взаимодействии с родителями // Problemy Wczesnej Edukacji / Issues in Early Education. – 2013. – No. 21. – P. 65–73.
Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. Пер. с англ. Е. Николаевой. Питер, 2010. – 816 с.
Черепанова И.В., Черепанов О.А. Отношения с родителем противоположного пола как фактор формирования акцентуаций характера у подростков // Вестник МДУ имя А.А. Куляшова № 2 (50). 2017. С. 64-69.
Номер журнала Вестник науки №7 (52) том 5
Ссылка для цитирования:
Морозова Н.А. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ С ПОДРОСТКАМИ // Вестник науки №7 (52) том 5. С. 67 - 72. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6091 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*