'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (53) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  150 просмотров

Симухина А.А.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются основные вопросы и проблемы правового регулирования аутсорсинга в законодательстве РФ. Использование аутсорсинга возможно при соблюдении определенных законодательством условий с учетом развития трудовых отношении. Автор приходит к выводу, что отношения «организация-пользователь-работник» формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством, что является основной проблемой регулирования исследуемого процесса. Для ее решения предлагается использования зарубежного опыта в вопросах применения аутсорсинга   

Ключевые слова:
аутсорсинг, трудовое право, заемный труд, правовое регулирование, трудовой кодекс, гражданское законодательство, трудовые отношения   


УДК 349.222.1

Симухина А.А.

магистр

Сибирский федеральный университет

(Россия, г. Красноярск)

 

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

АУТСОРСИНГА В РОССИИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные вопросы и проблемы правового регулирования аутсорсинга в законодательстве РФ. Использование аутсорсинга возможно при соблюдении определенных законодательством условий с учетом развития трудовых отношении.  Автор приходит к выводу, что отношения «организация-пользователь-работник» формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством, что является основной проблемой регулирования исследуемого процесса. Для ее решения предлагается использования зарубежного опыта в вопросах применения аутсорсинга.

 

Ключевые слова: аутсорсинг, трудовое право, заемный труд, правовое регулирование, трудовой кодекс, гражданское законодательство, трудовые отношения

 

В настоящее время аутсорсинг становится одной из ключевых и успешных моделей ведения бизнеса. Жесткая рыночная конкуренция приводит к тому, что добиться успеха и остаться функционировать на рынке могут только те компании и организации, которые управляют своим бизнесом наиболее эффективным способом, максимально снижая непроизводительные расходы. Все это накладывает отпечаток и на правовой статус персонала предприятия, так как возникает вопрос о целесообразности содержания собственного штата некоторого ряда специалистов. Руководители компаний и организаций могут принять решение о передаче некоторых функций сотрудников на аутсорсинг. Но, несмотря на развитие данного направления взаимоотношений на рынке труда, аутсорсинг до сих пор не регулируется на законодательном уровне, так как, ни в одном законодательном акте не содержится упоминания этого термина.

Аутсорсинг представляет собой долгосрочное, ориентированное на результат сотрудничество с внешним поставщиком услуг относительно деятельности, которая традиционно выполнялась внутри самого предприятия или организации [1]. Внешним поставщиком услуг является компания аутсорсер.

При аутсорсинге между организациями заключается специальный договор, по которому одна сторона берет на себя выполнение определенных работ, связанных с текущей хозяйственной деятельностью компании-заказчика, с помощью своих сотрудников. Сторона, предоставляющая услугу, даёт гарантии того, что работа будет поручена квалифицированным специалистам, которые смогут выполнить ее наилучшим способом. При этом данный договор не содержит информацию о конкретных лицах. Важен только факт качественного выполнения условий договора.

Аутсорсинг представляет собой форму заёмного труда, который в РФ подвергся законодательному регулированию не так давно. В 2016 г. был установлен законодательный запрет на деятельность по распоряжению работодателя в интересах и под руководством другой организации. В главе 53.1 Трудового кодекса РФ содержится ряд условий, при которых перевод специалистов из одной компании в другую допускается [2].

Установив запрет на заёмный труд, законодатели одновременно ввели новый вид деятельности – «деятельность по предоставлению труда работников (персонала)». В связи с этим в Законе РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» появилась новая статья 18.1, в которой перечислены условия для осуществления данного вида деятельности [3]. А в Трудовой кодекс РФ добавлена новая глава 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда. работников (персонала)».

На рисунке 1 представлены организации, которые могут осуществлять деятельность по аутсорсингу.

 

Рис. 1. Организации, которые могут осуществлять деятельность по аутсорсингу

 

Право предоставлять труд работников имеют частные агентства занятости – зарегистрированные на территории РФ юридические лица, которые прошли специальную аккредитацию [4].

Частное агентство занятности обязано заключить с работником, который будет временно направлен на работу в другую организацию или к физическому лицу, трудовой договор и внести запись в его трудовую книжку. В трудовом договоре работника должно быть прописано условие о том, что он будет трудиться в интересах, под управлением и контролем физического лица или организации, не являющихся для него работодателем.

Условия работы у принимающей стороны прописываются в дополнительном соглашении к трудовому договору, которое заключается между работником и частным агентством занятости. В дополнительном соглашении указываются данные о принимающей стороне, а также сведения о договоре, о предоставлении труда работников (персонала). Также в дополнительное соглашение могут быть включены положения, в которых оговариваются права и обязанности принимающей стороны, перечисленные в статье 341.2 ТК РФ [5].

Частное агентство занятости обязано контролировать, действительно ли направленные работники выполняют трудовые функции, определенные трудовыми договорами, а также соблюдает ли принимающая сторона нормы трудового законодательства. Законодательство очень серьезно ограничило возможности по предоставлению персонала теми организациями, которые не являются частными агентствами занятости.

Таким образом, в отечественной практике процесс аутсорсинга регламентируется теми нормами ГК РФ, которым соответствует фактическое содержание взаимоотношений между заказчиком компанией-аутсорсером. Во многих случаях оказание услуг аутсорсинга регулируется нормами гл. 39 «Возмездное оказание услуг» ГК РФ [6]. По договору возмездного оказания услуг компания-аутсорсер берет на себя обязанности в соответствии с заданием клиента предоставить услуги (выполнить определенные действия или деятельность), а клиент берет на себя ответственность по оплате данных услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Основной проблемой правового регулирования аутсорсинга в РФ является то, что отношения между работником и организацией-услугодателем регулируются законодательством о труде, отношения между организацией- пользователем и организацией-услугодателем – гражданско-правовым договором, а отношения «организация-пользователь-работник» формально не регулируются ни гражданским, ни трудовым законодательством.

Сформировавшаяся в правовом регулировании аутсорсинга ситуация, при которой устанавливаются определенные требования к предприятиям, предоставляющим труд персонала, диктует необходимость создания системы мониторинга и контроля деятельности агентств занятости (как при получении (продлении) лицензий агентством, так и в процессе его функционирования). В настоящее время глава 53.1 ТК РФ закрепляет нормы, которые гарантируют одинаковое положение временных и штатных работников [7].

Для предприятий имеет смысл предоставление возможности сотрудникам-аутсорсерам участвовать в коллективных переговорах, направленных на заключение соглашения между профсоюзами, которые представляют работников, и частными агентствами занятости. Следует также предоставить заемным работникам возможность участвовать в представительных органах предприятия. Выполнение данных условий поможет сгладить недовольство со стороны профсоюзов.

Важным моментом регулирования заемного труда, например, в Голландии, выступает то, что размер прав работника-аутсорсера возрастает с увеличением периода его занятости в качестве заемного работника, а по прошествии определенного срока, по закону работнику предлагается заключить бессрочный трудовой договор. Данное условие можно применить и в российском праве, так как данный факт окажет стимулирующее воздействие на работников-аутсорсеров, у них не будет складываться впечатление временной занятости и ощущение бесправного положения в компании.

Следует обратить внимание также на положение французского права, закрепляющее то, что последующие договоры о предоставлении труда отдельного работника должны иметь тот же предмет деятельности, что и первый. В законе РФ нет положений о том, что делать сторонам договора аутсорсинга в случае, если он был заключен на неопределенный срок, а агентство больше не может обеспечить работнику занятость. Важным моментом выступает и вопрос компенсации времени отсутствия спроса на услуги работников-аутсорсеров со стороны компаний-клиентов (например, можно использовать сходные со ст. 157 ТК РФ положения о простое по вине работодателя) [8].

Для совершенствования правового регулирования аутсорсинга следует также наиболее полным образом урегулировать положения о расторжении договора аутсорсинга. При этом следует иметь в виду, что отношения между работником и частным агентством занятости не должны заканчиваться при условии, если клиент отказался от услуг.

Еще одним направлением совершенствования выступает установление дополнительных оснований для прекращения трудового договора между работником и кадровым агентством, в том случае если работник неоднократно отказывается от предлагаемой работы, которая соответствует условиям трудового договора.

На компанию-пользователя следует возложить обязанности по охране труда работников-аутсорсеров, так как именно на ее территории работники осуществляют свою трудовую деятельность.

Следовательно, можно сделать вывод, что в настоящее время существует правовое закрепление предоставления труда временных работников в РФ. Данная регламентация сформировалась в результате широкого распространением такого рода отношений и назревшей необходимости их регулирования и контроля. Тем не менее, следует обратить внимание на то, что существующего объема норм недостаточно для охвата всех аспектов данных трехсторонних отношений, в связи с чем, существует потребность в дополнении действующего законодательства, с учетом зарубежного опыта правового регулирования аутсорсинга [9].

Практика предоставления персонала по договору аутсорсинга имеет хорошие перспективы. Формирование и развитие ее правового регулирования станет преимуществом как для предприятий, которые стремятся к гибкому управлению бизнесом и трудом, так и для работников, которые получат больше возможностей для реализации своих способностей к труду и приобретут соответствующие их правовому статусу гарантии.

Изменение законодательства о заемном труде привело к закреплению соответствующих норм действующего права, но, тем не менее, существующего в настоящее время регулирования недостаточно для того, чтобы с уверенностью говорить о том, что работники-аутсорсеры обладают всеми правами наравне со штатным персоналом.

Существующее правовое регулирование аутсорсинга необходимо дополнить положениями об участии временных работников в профсоюзных организациях, в коллективных переговорах, ввести нормы о продлении договора и о возможностях и перспективах заключения бессрочного трудового договора, а также о досрочном расторжении договора. Стоит также рассмотреть установление дополнительных гарантий и компенсаций, которые связаны со спецификой временной деятельности [10].

Таким образом, постоянное развитие общественных отношений, возникновение в сфере труда гибких форм занятости привело к необходимости их эффективного урегулирования правом, в связи чем, законодатель разработал специальную систему норм, которые позволяют работодателям и работнику оптимально сосуществовать в рамках трудового правоотношения по предоставлению персонала. Тем не менее, правоотношения по аутсорсингу находятся в постоянном развитии и движении, что требует дополнения существующей системы норм новыми положениями и гарантиями, которые будут отвечать потребностям субъектов данных правоотношений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Горст К.Ф. Аутсорсинг как инструмент оптимизации хозяйственных процессов предприятия. / К.Ф. Горст. – Томск: ТПУ, 2019. – С.308.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 25.07.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

ФЗ РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 N 1032-1 (в ред. от 19.11.2021) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Иванова М.М. Аутсорсинг, аутстаффинг, лизинг персонала: правовые аспекты / М.М. Иванова // Международный бухгалтерский учет. – 2020. – № 17. – С. 39-40.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 25.07.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Гражданский кодекс Российской Федерации. Честь первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 25.02.2022 № 20-ФЗ) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 25.07.2022) // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru

Гончарова О. Закон о заемном труде меняет правила игры для работодателей и кадровых агентств / О. Гончарова, С. Романова, Ю. Петрова // Ведомости. – 2021. – № 7. – С.22-26.

Закалюжная Н.В. Содержание отношений заемного труда / Н.В. Закалюжная // Актуальные проблемы российского права. – 2021. – № 10 (59). – С.118.

Ламехова А.А. Тенденции предоставления труда временного персонала в России / А.А. Ламехова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2020. – № 2. – С.177.

 

Simukhina A.A.

Magister

Siberian Federal University

(Russia, Krasnoyarsk)

 

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION

OF OUTSOURCING IN RUSSIA

 

Abstract: this article discusses the main issues and problems of legal regulation of outsourcing in the legislation of the Russian Federation. The use of outsourcing is possible subject to the conditions specified by law, taking into account the development of labor relations. The author comes to the conclusion that the relationship "organization-user-employee" is not formally regulated by either civil or labor legislation, which is the main problem of regulating the process under study. To solve it, it is proposed to use foreign experience in the use of outsourcing.

 

Keywords: outsourcing, labor law, agency work, legal regulation, labor code, civil law, labor relations.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (53) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Симухина А.А. ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АУТСОРСИНГА В РОССИИ // Вестник науки №8 (53) том 1. С. 18 - 25. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6109 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6109



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.