Дзюба Д.Н. ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №9 (9) том 3
  4. Научная статья № 4

Просмотры  6 просмотров

Дзюба Д.Н.  


ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ  


Аннотация:
в работе раскрывается значимость виртуального тура, который, как правило, состоит из последовательности видео, неподвижных изображений, панорамных изображений или 3D. Виртуальный тур может также использовать другие мультимедийные элементы (звуковые эффекты, музыка, текст и др.). При совокупности этих элементов, онлайн-тур позволяет ощутить эффект присутствия при посещении сайтов музеев, архитектурных комплексов и строений, представляющих самостоятельную культурную ценность, «запуская» съемку как внутри помещений, так и снаружи   

Ключевые слова:
Интернет, виртуальный тур, музеи, сферические панорамы, цилиндрические панорамы, кубические панорамы   


В настоящее время растет число музеев, которые представляют часть или все свои экспонаты в цифровом формате и предлагают виртуальные туры в виде мультимедийного приложения или статической веб­страницы с использованием текста, фотографий, видео и аудио. В более продвинутых приложениях используются высококачественные фотореалистичные реконструкции музеев, объединенные в панораму 360 градусов и интерфейс, который позволяет пользователю перемещаться по ним. В качестве такого музея с «панорамным» ракурсом изображения выступают Музей истории науки во Флоренции, Музей Лувра, в котором QuickTime VR используется для виртуального тура; Оксфордский музей и Музей истории в Афинском университете. Виртуальный тур – это способ взаимодействия с виртуальной реальностью таким образом, что позволяет исследовать разные места конкретной среды. Он, как правило, состоит из последовательности видео, неподвижных изображений, панорамных изображений или 3D. Виртуальный тур может также использовать другие мультимедийные элементы, такие как звуковые эффекты, музыку, повествование и текст. Этот метод позволяет ощутить эффект присутствия при виртуальном посещении музеев, архитектурных комплексов и строений, представляющих самостоятельную культурную ценность, «запуская» съемку как внутри помещений, так и снаружи (примером может служить виртуальный 3D­тур по Музею­заповеднику «Тарханы») [2]. Виртуальный тур – активный с точки зрения популярности ресурс сайта музея. Он состоит из нескольких панорам, связанных между собой: 1. Сферические панорамы (являются интерактивным просмотром широкоугольных панорамных фотографий, как правило, охватывая 360 градусов, обеспечивая сферический вид; 2. Цилиндрические панорамы (имеют горизонтальный угловой размером 360 градусов, при котором вертикальный угловой размер меньше, чем у сферической, что не дает возможность рассмотреть область «над головой и под ногами»); 3. В кубической панораме изображение не собирается в сферу, а собирается в виртуальный куб, что дает зрителю возможность перемещаться на 360 градусов по горизонтали и 180 градусов по вертикали внутри виртуального куба. Каждый из таких виртуальных «туров» может быть усилен благодаря встроенной инфографике, фотографиям, аудиоклипам и видео. Тем не менее, несмотря на привлекательность этих приложений (применений), у них есть и недостатки. Общая идея панорамы (360 градусов) состоит в том, что каждый сшивает вместе фотографии так, чтобы они покрыли полный круг. В простых приложениях пользователь может просто вращаться вокруг центральной оси. В более продвинутых случаях он перемещается вперед и назад и кликает объекты, чтобы получить релевантную информацию (в виде текстового, видео или аудиофайла). Использование фотографий позволяет сделать точную и реалистичную иллюстрацию музея. Но когда пользователь движется очень близко к границам области, изображения становятся размытыми. Кроме того, пользователь не может наблюдать объект под любым углом, кроме начальной точки. Манипуляция объектами невозможна, отчего полноты взаимодействия и свободного изучения территории музея не происходит. Технология виртуальных туров, как справедливо замечает Н. В. Устюжанина, «…можно использовать виртуальные путешествия в города и страны, изучаемые на уроке, посещение экспозиций научного содержания, музеев ученых и великих изобретений, ботанических садов и парков, а также предприятий, чья производственная технология может иллюстрировать теоретические знания» [1, с. 70]. Виртуальный тур – это диалог человека с компьютером, который можно сделать более понятным с помощью таких устройства, как шлем, очки, сенсоры на теле человека, специальные костюмы. В этом случае программа «достраивает» виртуальный объект в реальной среде, используя технологию распознавания изображений. При этом зритель может взаимодействовать с объектом – поворачивать его, закрывать часть и следить за изменениями. Специальные приложения и виртуальные шлемы в музейном пространстве – это технологии, которые внедряются благодаря феноменологии визуальности в виртуальной среде. Например, посетители Музея де Янг в Сан­Франциско [3] в числе первых в мире смогли принять участие в выставке с применением Google­очков. Сотрудничая с командами дизайнеров и разработчиков из Google и GuidiGO, команда музея использовала новую технологию в выставке работ художника К. Харинга. Стоит отметить, что онлайн­туры достаточно популярны в виртуальной музейной среде, однако качество таких экскурсий часто весьма низкое, так как используется низкого качества оборудование и присутствует непрофессионализм специалистов. Слабое представительство агентов музейной сферы в интернет­пространстве позволяет констатировать недостаточную эффективность  функционирования виртуального музея, и в частности, виртуального тура как туристического ресурса. Совершенствование технологий позволяет сделать более или менее реалистичное изображение. Вследствие наращивания мощности компьютера повышается реалистичность трехмерной графики, следовательно, и совершенствование способов диалога с человеком. Это дает возможность создавать визуальную иллюзию вхождения человека в виртуальное пространство, которое может быть моделью реального или выдуманного пространства. Примером может служить – картина Клода Моне «Кувшинки»: пользователь входит в картину и становится одним целым с объектом – происходит разрушение стены между субъектом и объектом благодаря новой технологии, построенной на базе виртуальной интерактивной системы 3­Dmodel (это трехмерные виртуальные технологии, с помощью которых можно наблюдать статичные объекты под различными углами зрения) [4]. Детали трехмерных виртуальных экспонатов могут быть увеличены, чтобы иметь возможность рассмотреть объект лучше. И здесь напрашивается вывод: по сравнению с интерактивными методами традиционной выставки в виртуальном туре пользователь лучше воспринимает информацию. Подводя итог, можно казать, что музеи стремятся представить свои коллекции более привлекательным и захватывающим образом, чтобы привлечь посетителей. Кроме того, создание виртуальных туров заключается не только в повышении доступности, но и в использовании потенциала инновационных 3D­технологий с целью представления своего культурного контента для информационных и образовательных ресурсов. Несмотря на очевидные преимущества и достоинства цифровых технологий, используемых в музейной практике и туризме, необходимо критически оценивать их возможности. Важно учитывать, насколько органично вписываются они в политику и стратегию развития институций. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 3   


Ссылка для цитирования:

Дзюба Д.Н. ВИРТУАЛЬНЫЕ ТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЕЕВ // Международный научный журнал Вестник науки №9 (9) том 3. ISSN 2712-8849. С. 19 - 21. 2018 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/611 (дата обращения: 19.09.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2018