'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (53) том 2
  4. Научная статья № 3

Просмотры  119 просмотров

Захарова А.А.

  


НАЛОГОВАЯ МЕДИАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в статье анализируется практика применения медиации в налоговых правоотношениях как в России, так и за рубежом. На основании этого формулируются преимущества данной процедуры урегулирования споров и оцениваются перспективы ее внедрения и развития в налоговой сфере   

Ключевые слова:
медиация, налоговая медиация, медиатор, досудебное урегулирование споров   


УДК 347.73

Захарова А.А.

магистрант 2 курса юридического факультета

Российская таможенная академия

(Россия, г. Люберцы)

 

НАЛОГОВАЯ МЕДИАЦИЯ:

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

 

Аннотация: в статье анализируется практика применения медиации в налоговых правоотношениях как в России, так и за рубежом. На основании этого формулируются преимущества данной процедуры урегулирования споров и оцениваются перспективы ее внедрения и развития в налоговой сфере.

 

Ключевые слова: медиация, налоговая медиация, медиатор, досудебное урегулирование споров.

 

Судебная система Российской Федерации на данный момент сильно загружена, что оказывает влияние на качество правосудия. По данным Верховного суда Российской Федерации с каждым годом количество рассматриваемых дел увеличивается. Так, судьи в 2021 году рассмотрели 39 миллионов дел, а в 2020 году – 38 миллионов дел [1]. Именно поэтому важно уменьшить нагрузку на суды. В частности, сделать это представляется возможным с помощью процедуры альтернативного урегулирования споров (медиации).

Медиация как способ урегулированию споров стал применяться в 2011 году, а в налоговых правоотношениях относительно недавно. Эксперимент по внедрению начался в Санкт-Петербурге в 2020 году и уже можно делать выводы о его положительном влиянии на налоговые правоотношения и необходимости дальнейшего распространения на всей территории Российской Федерации.

Руководитель Управления ФНС России по Санкт-Петербургу Гнедых А.В. сообщил, что за последние 5 лет количество выездных налоговых проверок снизилось в 3 раза, при этом сумма дополнительных поступлений в бюджет за 9 месяцев 2020 года составила 8 миллиардов рублей, что в 2,6 разам больше, чем за аналогичный период 2019 года [2].

Общественные отношения, в которые вступают налоговые органы и налогоплательщики, сложно назвать равными, так как одна сторона является властным субъектом. Но процедура медиации позволяет разрешить конфликт этих двух субъектов в принципиально новом ключе, упростив процедуру для каждого.

В виду различных событий, таких как пандемия covid-19, военная операция, начатая 24 февраля 2022 года, массовое введение санкций, трудности ведения внешнеэкономической деятельности, мелкий и средний бизнес находится в упадке. Поэтому готовность налоговых органов к разрешению спора с участием посредника является хорошей тенденцией, так как представители бизнеса и налоговых органов смогут с помощью медиатора провести более конструктивный диалог и быстрее решить возникший спор.

Так как проведение выездной налоговой проверки порождает собой большие временные затраты, то перед ее проведением налоговые органы обязательно оповещают субъекта проверки о выявленном нарушении. Если субъект проверки не согласен с налоговыми органами и не готов добровольно исполнить налоговую обязанность, то можно провести согласительные процедуры в форме обращения к медиатору (то есть к третьему лицу) в целях оказания им помощи в устранении разногласий.

Перед началом процедуры альтернативного урегулирования спора необходимо заключить соглашение о проведении данной процедуры [3]. При этом выбор медиатора является добровольным, то есть ни одна сторона не может принуждать к выбору какого-то конкретного медиатора. Это помогает исключить коррупционную составляющую. Также здесь важно обеспечить отсутствие конфликта интересов (так, например, медиатором не может быть близкий родственник одной из сторон).

Главными плюсами процедуры медиации является сокращение временных и финансовых затрат, а также учет интересов обоих сторон. Медиатор помогает создать доброжелательную атмосферу, услышать позицию каждой из сторон, обсудить риски. А итогом заключения медиативного соглашения является достижение взаимовыгодного компромисса, где каждая из сторон, в большинстве случаев, идет на уступки.

В первую очередь, на данный момент необходимо установить в Налоговом кодексе Российской Федерации возможность распространения положений Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) на налоговую сферу.

Далее необходимо четко регламентировать проведение процедуры медиации в налоговых правоотношениях. В частности, предлагается создать норму, которая может быть включена в Закон о медиации и Налоговый кодекс Российской Федерации, регламентирующую следующие вопросы:

1) правовой статус налогового медиатора (возможно, к нему необходимо предъявить дополнительные требования, например, стаж работы более 10 лет в виду значимости разрешаемого спора, также необходимость повышения квалификации каждые 3 года);

2) определить круг вопросов, по которым возможно разрешить спор (следует учитывать, что не все налоговые споры можно решить с помощью медиатора: так, урегулировать конфликты, касающиеся уменьшения размера налогов или сборов, а также освобождения от их уплаты, в данном случае нельзя);

3) порядок оплаты услуг медиатора в случае, если его услуги осуществляются на возмездной основе (какая сторона должна оплатить, или в каких долях. На наш взгляд, целесообразно предусмотреть оплату услуг медиатора в равных долях каждой из сторон исходя из принципа равенства);

4) определить структуру и содержание медиативного соглашения, заключаемого по налоговому спору;

5) четко регламентировать порядок проведения процедуры налоговой медиации, в том числе предусмотреть возможность протоколирования в виду важности решаемых вопросов публично-правового характера (по желанию сторон либо как обязательное условие).

С учетом того, что процедура медиации начинает все активнее применяться в различных правоотношениях (гражданских, административных, уголовных, налоговых) можно выделить специализацию у медиаторов в зависимости от того, какие споры преимущественно помогает разрешить высококвалифицированный посредник.

Также предлагается принять Кодекс этики налоговых медиаторов в целях регламентации следующих вопросов:

1) установление моральных и этических принципов, которыми должен руководствоваться налоговой медиатор при осуществлении им профессиональной деятельности;

2) регламентирование отношений медиатора с медиатором (так как оказать содействие в разрешении спора может как один, так и несколько медиаторов одновременно);

3) определение взаимодействия медиатора с его клиентами, в том числе с клиентом, который обладает властными полномочиями.

Так как медиация предполагает собой диалог равных субъектов, то на законодательном уровне следует должным образом регламентировать равноправие сторон. В первую очередь, обеспечить соблюдение прав субъекта, который не обладает властными полномочиями. Приоритетной задачей является обеспечение баланса публичных и частных интересов.

Важным моментом является введение нормы, касающейся ответственности за коррупционные преступления должностных лиц налоговых органов при проведении данной процедуры. Необходимо установить, чтобы каждая уступка налогового органа была возможной в силу действующего законодательства, а также чтобы она была экономически обоснованной.

Мировая практика также свидетельствует о плюсах применения процедуры медиации в налоговых правоотношениях. Налоговая медиация успешно применяется в США, Бразилии, Китае и во многих других странах.

Например, в Австралии, судебная система функционирует, базируясь на принципе «для разрешения многих судебных дел не было необходимости судебного вмешательства». То есть обращение в суд возможно лишь в крайнем случае. В Индии процедура медиации применяется в качестве обязательной досудебной стадии несмотря на то, что при проведении эксперимента из 38 дел лишь по 4 из них были заключены медиативные соглашения [4, с. 96].

То есть можно сделать вывод, что практика применения налоговой медиации имеется как положительная, так и отрицательная. При этом все больше стран с каждым годом приходят к тому, чтобы использовать налоговую медиацию как эффективный способ урегулирования споров.

Также из опыта зарубежных стран можно выделить ситуации, при которых проведение налоговой медиации невозможно:

1) существование состава уголовно наказуемого деяния;

2) прецедентное решение по аналогичной категории спора (в англо-саксонской правовой системе, где судебный прецедент является источником права);

3) обстоятельства дела очевидны;

4) имеются достоверные доказательства в умышленном уклонении от исполнения налоговой обязанности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение на законодательном уровне возможности проведения налоговой медиации на территории Российской Федерации станет еще одним шагом к упрощению процедуры взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, что станет причиной устойчивого развития бизнеса и экономики в стране.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Официальный сайт Верховного суда Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsrf.ru/press_center/mass_media/30781/?ysclid=13yvlzhu5s (дата обращения: 28.05.2022).

Официальный сайт ФНС России [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn78/news/activities_fts/10194093/ (дата обращения: 28.05.2022).

Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru.

Арзуманова Л.Л., Григорьев А.А. Правовое регулирование медиации как альтернативного способа разрешения спора: налогово-правовой аспект // Вестник университета имени О.Е. Кутафина. 2021. № 9. С. 89-97.

 

Zakharova A.A.

Master’s Degree student 2 courses Faculty of Law

Russian Customs Academy

(Russia, Lyubertsy)

 

TAX MEDIATION:

PROBLEMS & PROSPECTS OF DEVELOPMENT

 

Abstract: the article analyzes the practice of mediation in tax relations both in Russia and abroad. Based on this, the advantages of this dispute settlement procedure are formulated and the prospects for its implementation and development in the tax sphere are evaluated.

 

Keywords: mediation, tax mediation, mediator, pre-trial settlement of disputes.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (53) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Захарова А.А. НАЛОГОВАЯ МЕДИАЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №8 (53) том 2. С. 26 - 31. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6119 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6119



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.