'
Иванова Т.В.
СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА *
Аннотация:
в данной статье рассмотрено понимание сущности человека на современном этапе. Проанализирован опыт предшествующих нам поколений, на основе которого ведут дальнейшую работы представители современной науки. Сделан вывод о том, что нужно предпринят для того, чтобы постичь сущность человека на современном этапе
Ключевые слова:
Человек, сущность, личность, психология личности
Сущность человека кажется очевидной. Но на самом деле это проблема, которая до сих пор остается загадкой для многих. Существуют разные взгляды на эту проблему: от того, что нет определенной сущности, или что она есть, но ее невозможно знать, до того, что она познаваема и предлагает различные понятия о сущности человека. Распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью и с психикой, и зная психику, можно познать сущность человека. Современные психологи имеют право негативно относиться к термину "душа", ведь на протяжении веков считалось, что душа дана Богом, и нет другого способа познать человека, как через познание Бога. Позже учение о душе было освобождено от религиозных оков и интерпретировалось как теория личности. Это был прогрессивный шаг. Но противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его теле, в работе мозга, то этот путь тоже тупик. И все же многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологического строения организма. В соответствии с этим подходом мышление понимается как продукт мозга, а тайна личности кроется в особенностях строения мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере принята учеными. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, отличающемуся даже от самых близких ему родственников в биологической форме. Поскольку этот подход характеризуется тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия, адаптация к его потребностям. Сущность человека-понятие историческое, оно меняется с каждой эпохой. Такой подход разрушает все основания для представления о биосоциальной природе человека. С точки зрения биологии тело современного человека не отличается от тела древнегреческого, но что касается сознания и мышления - различия кардинальные. Изменился не только способ удовлетворения человеческих потребностей, но и сами потребности. Например, взять физиологическую потребность в пище, она давно культивируется-современный человек не только не хочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не может есть эту пищу. Что можно сказать о необходимости чистить зубы или умываться каждый день[2,с. 32]. Изменились социальные условия, культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. Это научный факт, что психика, как и способности, не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе социальной жизни. Дело в том, что принадлежность к соответствующему биологическому виду не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а работа. Выражение "труд превратил обезьяну в человека" не может устареть только потому, что оно давно установлено и теперь подлежит дискредитации любыми новомодными учениями. Но, если не анализировать вопрос по сути, ограничившись запоминанием только фразы, мы получим банальную схему[1, с.56 ]. Секрет личности кроется не внутри человеческого тела, а снаружи- в"неорганическом человеческом теле". Сила индивидуума-это сила общества. Попытки поиска сущности человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники такого подхода говорили о том, что не хватает вычислительных мощностей для имитации сознания и мышления, то теперь, когда техника значительно развита, ожидаемых результатов все равно не получить. Потому что они ищут не в том месте. С другой стороны, сравнение превосходства человека, получившего комплексное универсальное образование, над человеком с высокоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. И какой человек может быть в современном обществе, человек без образования? Философия приближается к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, а следовательно, и мышление. На самом деле, важным моментом здесь является диалектический характер этой связи. В этом факте кроется ключ к сущности человека. Как говорил Маркс, сущность человека не является абстрактной, присущей индивиду. В своей действительности есть совокупность всех общественных отношений. Психология для своего дальнейшего развития должна перейти от старой, метафизической методологии к новой- диалектической. Только в этом случае может реально материалистическая психология, наука о законах развития личности, способная постичь истинную сущность человека
Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 3
Ссылка для цитирования:
Иванова Т.В. СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА // Вестник науки №9 (9) том 3. С. 25 - 26. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/613 (дата обращения: 06.10.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*