'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №8 (53) том 4
  4. Научная статья № 18

Просмотры  94 просмотров

Сураев С.С.

  


ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности. Рассмотрены изменения в законодательстве. Полномочия органов местного самоуправления в сфере функционирования системы-112. Изменения правил выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Изменения в правилах противопожарного режима   

Ключевые слова:
полномочия органов местного самоуправления, изменения в законодательстве, противопожарный режим   


УДК 1

Сураев С.С.

слушатель, институт заочного и дистанционного обучения,

Санкт-Петербургский университет

Государственной противопожарной службы МЧС России

(Россия, г. Санкт-Петербург)

 

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

 

Аннотация: в работе рассмотрены полномочия органов местного самоуправления по обеспечению пожарной безопасности. Рассмотрены изменения в законодательстве. Полномочия органов местного самоуправления в сфере функционирования системы-112. Изменения правил выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Изменения в правилах противопожарного режима.

 

Ключевые слова: полномочия органов местного самоуправления, изменения в законодательстве, противопожарный режим.

 

Пожары по-прежнему остаются одной из важных общенациональных проблем России. По официальной статистике в 2021 году было зарегистрировано 390411 пожаров, при которых погибли 8416 и получили травмы 8403 человек. Несмотря на то, что в последние годы количество пожаров и число погибших при них людей стабильно уменьшается вследствие постоянно проводимой работы в сфере развития и совершенствования государственной системы обеспечения пожарной безопасности, нерешенных проблем в этой области остается немало. В этой связи необходимо постоянно искать новые пути развития пожарной безопасности. Немалое место по обеспечению пожарной безопасности отведено органам местного самоуправления.

 

Полномочия органов Местного самоуправления

по обеспечению первичных мер пожарной безопасности

 

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 14.07.2022) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, муниципальных, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.

 

Новые полномочия в области пожарной безопасности

органов местного самоуправления

 

Российским законодательством расширен спектр полномочий органов местного самоуправления (далее – МСУ) в сфере пожарной безопасности, в том числе в период особого противопожарного режима.

В статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – 69-ФЗ) установлено, что обеспечивать первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов обязаны органы МСУ городских и сельских поселений. А вот кто должен принимать аналогичные меры за границами городских и сельских населенных пунктов не было понятно, так как 69-ФЗ ни за кем не закреплял эти полномочия.

С 1 января 2022 года обеспечивать первичные меры пожарной безопасности за пределами населенных пунктов в границах муниципального района будут обязаны власти этого района. Это полномочие закреплено в пункте 7.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – 131-ФЗ).

Кроме того, согласно новому пункту 19 части 1 статьи 15.1 131-ФЗ органы МСУ муниципального района получат право создавать муниципальную пожарную охрану.

Федеральным законом от 22 декабря 2020 года № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности» уточнены основания для внеплановых выездных проверок органами госпожнадзора органов МСУ при введении особого противопожарного режима, указанные в пункте 2 части 5 статьи 6.1 69-ФЗ. Теперь они будут проводиться только в отношении населенных пунктов, подверженных угрозе лесных и других ландшафтных (природных) пожаров согласно перечню, который ежегодно утверждают органы государственной власти субъектов (статья 18 69-ФЗ).
          Критерии, которые должны использовать регионы при формировании перечня, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2021 года № 766 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

В частности, предусмотрено, что населенный пункт считается подверженным угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров не только в случае его примыкания к хвойному (смешанному) лесному участку либо наличия на его землях (территории) хвойного (смешанного) леса, но и в случае его примыкания к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений).

Населенный пункт признается примыкающим к земельному участку, заросшему камышовыми и (или) тростниковыми зарослями, сорными растениями и (или) древесно-кустарниковой растительностью (за исключением поле- и лесозащитных насаждений, мелиоративных защитных лесных насаждений, плодовых и ягодных насаждений), если расстояние от границы населенного пункта составляет менее 50 метров до границы указанного земельного участка.

В 69-ФЗ появились определения понятий «лесной пожар» и «ландшафтный (природный) пожар». Ландшафтный (природный) пожар – неконтролируемый процесс горения, который стихийно возникает и распространяется в природной среде, охватывает различные компоненты природного ландшафта. Лесной пожар – разновидность ландшафтного (природного) пожара, распространяющегося по лесу. Эти новые определения помогут органам местного самоуправления правильно квалифицировать пожары. Ведь от вида пожара зависит и комплекс мероприятий по его ликвидации.

В Правилах противопожарного режима в Российской Федерации (далее – ППР), утвержденных Постановлением Правительства от 16 сентября 2020 года № 1479 предусмотрена новая обязанность органов местного самоуправления.

Они должны в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создать либо обновить до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.

Ранее минерализованные полосы необходимо было обустраивать только вокруг населенных пунктов, прилегающих к лесам. Но пожары могут быть не только лесными, но и ландшафтными. Когда горит сухая трава, высок риск перехода огня на населенные пункты.

Также изменились правила выжигания сухой травянистой растительности на земельных участках населенных пунктов. Если ранее ППР допускали радиус 25-30 м и минимальная ширина полосы была 1,4 м. То теперь согласно пункта 63 территория вокруг участка для выжигания должна быть очищена от сухостойных деревьев, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов в радиусе 30 м, а вокруг этой территории необходимо создать противопожарную минерализованную полосу шириной не менее 1,5 м.

Кроме того, пункт 66 новой редакции ППР запрещает на землях общего пользования населенных пунктов, а также на территориях частных домовладений, расположенных на территориях населенных пунктов, разводить костры, использовать открытый огонь для приготовления пищи вне специально отведенных и оборудованных для этого мест, а также сжигать мусор, траву, листву и иные отходы, материалы или изделия, кроме мест и (или) способов, установленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений, муниципальных и городских округов, внутригородских районов.

Изменился порядок оформления паспорта населенного пункта. В соответствии с пунктом 418 ППР установлен срок оформления паспорта населенного пункта – 15 дней со дня принятия нормативного правового акта субъекта Российской Федерации, утверждающего перечень населенных пунктов и территорий, подверженных угрозе лесных пожаров. Раньше ограничений по срокам не было.

Паспорт населенного пункта оформляется в 3-х экземплярах и в течение трех дней со дня его утверждения один экземпляр направляется в комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации, второй – в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора. Третий экземпляр паспорта населенного пункта подлежит постоянному хранению в органе местного самоуправления.

Еще одно изменение касается организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе и муниципальных. Теперь они тоже должны оформлять паспорта своих территорий. Паспорт понадобится, только если территория организации подвержена угрозе возникновения лесных пожаров.

Также с 1 января 2022 года изменились полномочия органов МСУ в сфере функционирования системы-112. Изменения предусмотрены в Федеральном законе от 30 декабря 2020 года № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В частности, согласно п. 7 статьи 6 органы МСУ:

- принимают правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с организацией, функционированием и развитием системы-112;

- принимают участие в организации, функционировании и развитии системы 112 на своей территории;

- осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных диспетчерских служб;

- представляют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации сведения о функционировании системы-112 на своей территории.

До дня вступления в силу Федерального закона органам МСУ необходимо продолжать исполнять полномочия, перечисленные в Положении о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 958.

 

Заключение

 

Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

В настоящий момент необходимо плотное взаимодействие между органами местного самоуправления, пожарной охраны, пожарного надзора для предотвращения, обеспечения защиты, и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Соблюдения законодательства РФ, своевременное исполнение своих обязанностей согласно законодательству, неукоснительная профилактическая работа. Только в комплексе исполнения всех этих мер можно рассчитывать на снижение пожаров и образованность населения в области пожарной безопасности, что в следствии обеспечит безопасность граждан Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (ред. от 14.07.2022).

Федеральный закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (последняя редакция).

Федеральный закон от 10.07.2012 г. № 117-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Федеральный закон от 06.10.2003 г. №131-ФЗ (ред. От 30.12.2021) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральный закон 22.12.2020 г. № 454-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования деятельности в области пожарной безопасности».

Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 488-ФЗ «Об обеспечении вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

Противопожарная служба России. Документы и материалы / В.Е. Чирко, Ю.А. Родэ, И.Г. Веселова, Г.А. Прытков. – М.: ООО «Издательство ТРИО» , 2002. – 447 с.

Шувалов, М.Г. Основы пожарного дела / М.Г. Шувалов – М.: Стройиздат, 1997. – 402 с.

 

Suraev S.S.

listener, Institute of Correspondence and Distance Learning,

St. Petersburg University of

State Fire Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia

(Russia, St. Petersburg)

 

POWERS OF LOCAL SELF-GOVERNMENT BODIES

SELF-GOVERNMENT TO ENSURE

PRIMARY FIRE SAFETY MEASURES

 

Abstract: the paper considers the powers of local self-government bodies to ensure fire safety. Changes in legislation are considered. The powers of local self-government bodies in the sphere of the functioning of the system-112. Changes in the rules for burning dry grassy vegetation on the land plots of settlements. Changes in the rules of the fire protection regime.

 

Keywords: powers of local self-government, changes in legislation, fire protection regime.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №8 (53) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сураев С.С. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ МЕР ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ // Вестник науки №8 (53) том 4. С. 82 - 90. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6149 (дата обращения: 18.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6149



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.