'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 1
  4. Научная статья № 4

Просмотры  134 просмотров

Амирасланова Н.А.

  


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены вопросы описания игровой деятельности детей с ЗПР, формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития   

Ключевые слова:
коммуникативные умения, игровая деятельность, дети с задержкой психического развития   


УДК 37

Амирасланова Н.А.

учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №18 «Мишутка»

(Россия, г. Сургут)

 

КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ЗПР В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы описания игровой деятельности детей с ЗПР, формирования коммуникативных умений у детей с задержкой психического развития.

 

Ключевые слова: коммуникативные умения, игровая деятельность, дети с задержкой психического развития.

 

Задержка психического развития ‑ это замедление темпов психического развития вследствие функционального повреждения коры головного мозга. ЗПР ‑ недостаток не так ярко выраженный, сильнее он проявляется во время учебно-воспитательного процесса [1].

Причин задержки психического развития у детей много, и часто они сочетаются, углубляя друг друга. Существенную роль в задержке психического развития ребенка могут играть и наследственность, и неблагоприятные условия воспитания и длительные заболевания в раннем возрасте, которые истощают малыша, а чаще всего ‑ недостатки в функционировании головного мозга, связанные с различными поражениями его во время утробного развития, вследствие патологии родов, травм. В течение первых лет жизни ребенка к задержке психического развития могут привести заболевания менингитом, энцефалитом, длительная и тяжелая дизентерия, травмы головного мозга.

Выраженные отклонения в ходе онтогенетического развития, обусловленные самим характером нарушений, значительно препятствуют своевременному и полноценному развитию речевого общения, оно формируется у дошкольников с ЗПР весьма ущербно, его мотивы исходят в основном из органических нужд детей. Необходимость в общении с окружающими диктуется, как правило, физиологическими потребностями.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др.) коммуникативная деятельность выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей [8].

С точки зрения М.И. Лисиной [6], общение и коммуникативную деятельность можно рассматривать как тождественные понятия. Иными словами, коммуникативная деятельность сводится к сложной многоканальной системе взаимодействия людей, которая требует оценки себя и партнеров и создает для нее оптимальные возможности. Она имеет свои структурные специфические компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства.

Экспериментальные данные, полученные Е.С. Большаковой [2], не только показали значительное отставание 6-летних детей с задержкой психического развития от возрастных норм в развитии общения со взрослыми, но и позволили выявить качественное своеобразие формирования у них коммуникативной деятельности.

Благополучие и полноценное развитие ребенка во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в дошкольном детстве протекает преимущественно в форме игры ‑ сюжетной или игры с правилами. Для ребенка хорошая наука та, которую он не замечает, продолжая интересно играть. Во время игры ребенок учится и развивается и при этом прилагает для усвоения знаний значительно меньше волевых усилий, концентрации внимания. Запоминания у ребенка происходит самопроизвольно. Именно поэтому воспитатель должен отдавать предпочтение игровой деятельности как средству повышения познавательной активности детей с задержкой психического развития и становления мотивированной деятельности [4].

Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. Сюжетно-ролевую игру дошкольников с ЗПР можно определить скорее, как игру «рядом», чем как совместную деятельность.

В ситуации неорганизованной игровой деятельности дети с задержкой психического развития пользуются в основном двумя формами общения. Для большинства детей старшего дошкольного возраста с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения, остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме. Ни у одного из них не наблюдалась внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей того же возраста. Нередко дети с ЗПР стараются избежать речевого общения [5].

Экспериментальные данные Е.С. Слепович [10] свидетельствуют о том, что у детей с задержкой психического развития в разных сферах их деятельности преобладает деловое общение с взрослыми. В игре некоторую роль играют личностные контакты, а обращений к взрослым, связанных с познанием окружающего мира, крайне мало. По собственной инициативе крайне редко обращаются к «чужому» взрослому за оценкой своей деятельности. Вместе с тем они очень чувствительны к ласке, доброжелательному отношению, сочувствию. Их удовлетворяют тактильный контакт (касание руки, поглаживание головы), улыбка, краткие недифференцированные вербальные оценки («молодец», «хороший мальчик»). Дети охотнее идут на контакт, легче принимают помощь, реже ссылаются на усталость и отказываются от предложенной им деятельности, если общение с взрослыми имеет положительную эмоциональную модальность, создается ситуация успеха, доверия.

По собственной инициативе дети с задержкой психического развития не включаются в игру со сверстниками. Некоторые из них наблюдают за предметно-игровыми действиями, рисованием, работой с конструктором других детей. Организатором игры этих дошкольников во всех случаях является взрослый.

Практика работы с детьми с задержкой психического развития свидетельствует, что именно в игре наиболее эффективно реализовывать коррекционное влияние на речь детей с задержкой психического развития и на развитие психических процессов. Поэтому воспитатель должен пытаться создавать такие игровые ситуации, побуждающие ребенка к свободному речевому общению, которые содержат большие возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Игра сама по себе положительно влияет на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, развивает его интересы, фантазию, воображение. Игра повышает познавательную активность детей с задержкой психического развития, которая у таких детей на очень низком уровне. В это время игровые приемы освобождают детей от изнурительной, неестественной для их возраста недвижимости на занятии и помогают чередовать виды работы с детьми [7].

Методы и приемы, которые воспитатель использует в своей работе, помогают ему более эффективно реализовывать коррекционное влияние на общее развитие детей с задержкой психического развития и подготовить их к обучению в массовой школе [7].

Воспитателю необходимо широко использовать в работе с детьми:

- разнообразные дидактические игры (особенно игры для развития сенсорных способностей);

- игры на развитие психических процессов, мелкой и общей моторики;

- игры на развитие речевого дыхания;

 - игры с пальчиками проводить.

 Дети с задержкой психического развития самостоятельно не способны определить сюжет игры, правила, распределить роли, установить символические средства игры, соблюдать правила.

Коррекционная работа по развитию игровой деятельности у детей с ЗПР проходит поэтапно:

формирование предметных действий и предметной игры, в процессе которых ребенок усваивает значение предметов, возникает ориентация на их общественную функцию, общественное использование;

развитие сюжетно-отображающей игры, в процессе которой возникают новообразования, которые служат предпосылками сюжетно-ролевой игры;

развитие сюжетно-ролевой игры [9].

 Итак, сюжетно-ролевая игра у детей с задержкой психического развития недостаточно развита и требует целенаправленного коррекционного обучения, которое предусматривает реализацию следующих учебно-воспитательных задач:

‑ обучение организации игры как совместной деятельности: определение темы игры, игрового общества, распределения ролей, соблюдение сюжета и правил игры;

‑ обучение развивать сюжет на основе собственного опыта, полученного в результате наблюдений за окружающей жизнью, а также знаний, полученных на занятиях при чтении литературных произведений, сказок;

‑ обучение выделять отношения между людьми в реальной жизни и ставить их в центр своего внимания;

‑ формирование у ребенка способности принимать позицию своего партнера, объективно оценивать процесс игры с другой точки зрения;

‑ развитие умения разворачивать и обозначать словами цепочку предметных действий;

‑ стимулирование использования в игре предметов-заменителей [3].

Перечень коммуникативных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: «Строитель», «Мозаика», «Вежливые слова», «Подарок на всех», «Волшебный букет цветов».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Астапов, В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии [Текст]. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 216 с.

Большакова, С.Е. Речевые нарушения и их преодоление [Текст] / Е. С. Большакова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.

Бяшимова, М. Х. Особенности формирования эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / М. Х. Бяшимова // Практический психолог и логопед. – 2014. – № 1. – С. 66–68.

Дуванова, С. П. Логопедическая коррекция психических процессов у старших дошкольников с задержкой психического развития, имеющих общее недоразвитие речи [Текст] / С. П. Дуванова, О. В. Филатова // Практическая психология и логопедия. – 2005. – №2. – С.71–77.

Каптерев, П.Ф. Психология детской игры: Общественные игры // Педагогический листок, 1893 № 1-3.

Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. М.: ,1996. 144 с.

Пекишева, Е. В. Задачи и организация психокоррекционной работы по формированию символической способности дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Е. В. Пекишева // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 66–72.

Светличная, А. Особенности речевого развития детей с задержкой психического развития [Текст] / А. Светличная // Коррекционная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 58–62.

Сидоренко, Т. Формирование пространственно-временных представлений [Текст] / Т. Сидоренко // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 1. – С. 63–68.

 

Amiraslanova N.A.

teacher-speech therapist

Municipal budget preschool

educational institution No. 18 "Mishutka"

(Surgut, Russia)

 

CORRECTIONAL & PEDAGOGICAL WORK

ON THE FORMATION OF COMMUNICATIVE

SKILLS OF PRESCHOOL CHILDREN WITH

A MENTAL RETARDATION IN GAMING ACTIVITY

 

Abstract: this article discusses the issues of describing the play activities of children with mental retardation, the formation of communicative skills in children with mental retardation.

 

Keywords: communicative skills, play activity, children with mental retardation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Амирасланова Н.А. КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №9 (54) том 1. С. 23 - 29. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6155 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6155



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.