'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 1
  4. Научная статья № 6

Просмотры  113 просмотров

Зырянова Т.М., Галимова А.С.

  


ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены особенности произносительной стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, выделены наиболее часто встречающиеся нарушения произношения   

Ключевые слова:
умственная отсталость, интеллект, недоразвитие речи   


УДК 37.042.2

Зырянова Т.М.

студент кафедры дефектологии

Курганский государственный университет

(г. Курган, Россия)

 

Галимова А.С.

студент кафедры дефектологии

Курганский государственный университет

(г. Курган, Россия)

 

ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ

РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

 

Аннотация: в работе рассмотрены особенности произносительной стороны речи у детей с интеллектуальной недостаточностью, выделены наиболее часто встречающиеся нарушения произношения.

 

Ключевые слова: умственная отсталость, интеллект, недоразвитие речи.

 

Под нарушением интеллекта (умственная отсталость) понимается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения ЦНС. Развитие личности в целом при умственной отсталости протекает по патологическому типу [4].

С.Д. Забрамная в своих работах отмечает, что «умственная отсталость — это не просто «малое количество ума», это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая атипия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности» [1].

Общим для всех детей с интеллектуальной недостаточностью является нарушение всех сторон психики: моторики, сенсорики, внимания, памяти, речи, мышления, высших эмоций.

Дети с нарушением интеллекта в большей мере, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают трудности в общении. Это объясняется прежде всего низким уровнем развития речи у этой категории детей. Проблема формирования речи у детей с нарушением интеллекта – одна из центральных в специальной психологии и педагогике, и потому является актуальной для изучения.

У детей с интеллектуальной недостаточностью формирование всех этапов речевой деятельности оказывается значительно задержанным, что является основной причиной нарушений речи. В этом направлении профессор В.Г. Петрова провела многоаспектное изучение формирования речевой деятельности, в ходе которого было выяснено, что «определенную роль в запаздывании речи играет недоразвитие двигательной сферы, нарушающее согласованность и точность речедвигательных ощущений и восприятий. У детей с нарушением интеллекта наблюдается несогласованность между всеми видами деятельности и речью, таким детям трудно подчинять свои действия словесным инструкциям» [3].

Для младших школьников с легкой степенью умственной отсталости характерно недоразвитие речи, которое охватывает все ее стороны: смысловую, грамматическую, звуковую, а также ограниченность и бедность словаря.

Недоразвитие речи прежде характеризуется затруднениями учащихся младших классов в овладении произношением, тогда как дети с нормальным психическим развитием, в основном, поступают в школу с уже сформировавшейся произносительной стороной речи [4].

В речи детей с нарушением интеллекта часто встречаются замены одних звуков другими, сходными по звучанию или артикуляции. В одних случаях эти замены носят постоянный характер, в других — спорадический. Некоторые звуки пропускаются, так как дети их произносить не умеют. Это делает их речь трудно воспринимаемой, особенно для тех, кто впервые имеет дело с детьми данной группы. Общение с ними часто вызывает недовольство и насмешки со стороны окружающих, что приводит к тому, что ребенок старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чем-то спрашивают, нередко прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально-личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым, постоянно ожидает обиды и порицания. Вместе с тем сужается круг его общения, практика речевой деятельности резко ограничивается [5].

Позднее, как правило, эти недостатки с большим или меньшим успехом корригируются, что дает основания говорить о более позднем и дефектном становлении у детей с интеллектуальной недостаточностью фонематического слуха [5].

Отклонения в моторной сфере умственно отсталых детей и в движении их речевых органов также имеют определенное значение. У учеников вспомогательной школы чаще, чем у нормально развивающихся детей, наблюдаются дефекты строения органов речи, в значительной мере препятствующие овладению произношением [2].

Речевое общение в любой период времени является неотъемлемой частью общества, что для детей с нарушениями интеллекта предстает существенной проблемой. Таким образом, для успешной социализации детей данной группы необходимо развивать коммуникативные умения и навыки, корригировать недостатки произношения, а также заниматься развитием всех сторон психики.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов. -- М.: Просвещение, 1988. - 94 с. - (Учебное пособие для педагогических институтов)

Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. — М., 2002.

Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Особенности развития устной речи у детей с нарушением интеллекта - (nsportal.ru)

Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. [Электронный ресурс] – Режим доступа: Особенности речи детей младшего школьного возраста по сравнению с нормально развивающимися сверстниками - (studbooks.net)

 

Zyryanova T.M.

student of the Department of Defectology

Kurgan State University

(Kurgan, Russia)

 

Galimova A.S.

student of the Department of Defectology

Kurgan State University

(Kurgan, Russia)

 

REVIEW OF THE STATE OF THE PRONUNCIATION SIDE

OF SPEECH IN CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

 

Abstract: the paper considers the features of the pronunciation side of speech in children with intellectual disabilities, highlights the most common pronunciation disorders.

 

Keywords: mental retardation, intelligence, speech underdevelopment.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зырянова Т.М., Галимова А.С. ОБЗОР СОСТОЯНИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА // Вестник науки №9 (54) том 1. С. 34 - 37. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6157 (дата обращения: 25.07.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6157



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.