'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  82 просмотров

Зварцев И.А.

  


ВЛИЯНИЕ «СОЮЗА ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ» НА ПОЛИТИКУ РОССИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ *

  


Аннотация:
в статье показано влияние Германии и Австро-Венгрии на российскую политику в Причерноморье   

Ключевые слова:
О. фон Бисмарк, Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев, Османская империя, Н.П. Игнатьев, Союз трёх императоров   


УДК 930

Зварцев И.А.

старший преподаватель кафедры

ИАиК ГОУ ВПО «Владимирский государственный университет

им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»

(г. Владимир, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ «СОЮЗА ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ»

НА ПОЛИТИКУ РОССИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ

 

Аннотация: в статье показано влияние Германии и Австро-Венгрии на российскую политику в Причерноморье.

 

Ключевые слова: О. фон Бисмарк, Д.А. Милютин, Н.Н. Обручев, Османская империя, Н.П. Игнатьев, Союз трёх императоров.

 

Последняя треть XIX века охарактеризовалась для Османской империи существенными изменениями. Вплоть до своего распада империя османов не прекращала привлекать внимание европейских держав, борьба которых за влияние в данном регионе разворачивалась стремительно. Отношения Турции с балканскими соседями формально зависели от сфер интересов крупных европейских экономик. И прежде всего, хотелось бы рассмотреть влияние союза трех императоров на общую ситуацию в Черноморском регионе. Русско-английские отношения были ухудшены в связи с обострением отношений двух государств в отношении политики в Средней Азии. Россия, искавшая на своем пути надежного партнера, обратила свое внимание на Германию. Особенно улучшению отношений способствовал канцер Отто фон Бисмарк, впрочем, он был одним из немногих, который поддерживал проведение Лондонской конференции 1871 г. Немецкий канцлер далеко не был сторонником ухудшения отношений с Российской империей, свою политику по отношению к ней надо вести прямо и не проводить лишних хитростей. Однако, не стоит на это смотреть только сквозь лишь положительную сторону. Вполне очевидно, что может Германия особых интересов на Балканах не имела, но надеялась подтолкнуть Россию к Османской империи, чтобы существенно ослабить ее влияние на западном регионе.  Россия действительно, заключив союз с Австро-Венгрией, а затем и Германией активизировала свою политику на востоке. Сведения о военно-политическом потенциале Османской империи начали собираться еще с 1873 г.

Д.А. Милютин еще в 1873 г. он был послан в Турцию с целью сбора информации о ее вооруженных силах и представил правительству военно-политический анализ состояния страны. Он доказывал, что влияние и вес России и Турции сокращается, что Европа проникает вглубь державы Османов, что в своей дальнейшей политике русское правительство должно последовательно поддерживать болгар в их противостоянии туркам и конфликте с греками.

Н.Н. Обручев считал, что турецкая армия плохо организована и обучена, хотя и хорошо по-европейски вооружена, что она не в состоянии предпринять эффективного наступления, так же как броненосный флот не может представлять серьезной угрозы [2; с. 38]. Здесь стоит оставить ремарку по поводу напряженных отношений между Российской и Османской империй.

Несмотря на неоднозначность союза России, Германии, Австро-Венгрии, я все же отмечу, что одним из самых существенных документов, принятых членами Союза трех императоров, стал Берлинский меморандум от 1876 г. Сразу же отмечу несколько причин беспокойства европейских держав по поводу событий в Турции. В 1875 г. Османская империя попала в финансовый кризис, само собой тяжелое бремя налогов легло на христианскую часть империи. В Боснии и Герцеговине вспыхнуло восстание, затем восстание в Болгарии. Формально устранить несогласия пытались и Александр II, Вильгельм I, так и Франц-Иосиф, поэтому и пошли на такой шаг. Чем именно примечателен Берлинский меморандум, так это положением, в котором говорилось об отправлении военных судов в угрожаемые пункты и принятием согласованных предписаний командирам этих судов [3; с. 140]. Номинально, морской бассейн Османской империи подвергался вторжению извне. Однако, уже по истечению месяца, Берлинский меморандум потерял свое значение, так как Сербия и Черногория вступили в войну с Турцией.

Такой национальный подъем на Балканах побудил Россию вступить в войну с Турцией (1877-1878 гг.) В самом начале войны Россия мало что могла противопоставить Турции, так как со стороны русского побережья боевых судов не имелось. Отличился С.О. Макаров, по его затее в пароходе, направлением которого он руководил – «Великий Князь Константин», были помещены минные катера, использовавшиеся против флота Турции. Но в общих чертах, Черноморский бассейн во время русско-турецкой войны не был задействован столь уж широко. Основная кампания велась на суше. Стоит отметить, что русская армия в этом сильно преуспела, если бы не выступление Англии на помощь Османской империи, то неизвестно точно, чем бы закончился этот конфликт. Дойдя до Константинополя, русская армия приостановила свои действия, так как вблизи пролива Дарданелл уже располагалась английская эскадра, готовая по необходимому сигналу защитить Турцию. По существу, для России эта война не принесла необходимого – утверждения на черноморских проливах. По-прежнему, проблема флота и организация русских войск давала о себе знать. 

В целом, выходит, что для России «Союз трех императоров» не решил Балканской и черноморской проблем. Как писал Н.П. Игнатьев: «Пока ведутся беспредметные дискуссии, льется кровь, теряется время» [1; с. 201]. Тем более, Австро-Венгрия придерживалась иной позиции в отношении религиозно-национального вопроса. Как писали в органах печати, политику Австро-Венгрии в отношении «сохранения господства турок над христианами» Россия никак не могла принять.  В стремлениях Россию не поддержала даже Германия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Киняпина Н.С. Восточный вопрос во внешней политике России. Конец XVIII - начало XX в. / В. А. Георгиев; отв. ред. Н. С. Киняпина и др. – М.: Наука, 1978. - 435 с.

Рыбаченок И.С., Захарова Л.Г. и др. Россия: международное положение и военный потенциал в середине XIX - начале XX века: Очерки / Рос. акад. наук, Ин-т рос. истории. - М.: ИРИ РАН, 2003. - 361 с. ISBN 5-8055-0119-8.

Сборник договоров России с другими государствами. 1856-1917 // под ред. Е. А. Адамова; сост. И. В. Козьменко. – М.: Госполитиздат, 1952. - 462 с.

 

Zvartsev I.A.

Senior lecturer of the Department

Vladimir State University named after A. G. and N. G. Stoletov

(Vladimir, Russia)

 

THE INFLUENCE OF "UNION OF THE THREE EMPERORS"

ON RUSSIA'S POLICY IN BLACK SEA

 

Abstract: the article shows the influence of Germany and Austria-Hungary on Russian politics in the Black Sea region.

 

Keywords: Bismarck, D.A. Milyutin, N.N. Obruchev, Ottoman Empire, N.P. Ignatiev, Union of the Three Emperors.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Зварцев И.А. ВЛИЯНИЕ «СОЮЗА ТРЕХ ИМПЕРАТОРОВ» НА ПОЛИТИКУ РОССИИ В ПРИЧЕРНОМОРЬЕ // Вестник науки №9 (54) том 1. С. 44 - 47. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6159 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6159



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.