'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  66 просмотров

Селин П.В.

  


(САМО)ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ К СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ *

  


Аннотация:
в статье описаны шаги (само)организационного направления программы реализации программы подготовки начальствующего состава и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России к совместной воспитательной деятельности. Представлен SWOT-анализ наличной ситуации в области совместной воспитательной деятельности, а также эффективные методы управления развитием сообщества воспитателей суворовских военных училищ МВД России   

Ключевые слова:
само (организация), воспитательная деятельность, сообщество воспитателей, воспитательное пространство   


УДК 378

Селин П.В.
соискатель

Санкт-Петербургский университет МВД России
(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

(САМО)ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ

К СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Аннотация: в статье описаны шаги (само)организационного направления программы реализации программы подготовки начальствующего состава и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России к совместной воспитательной деятельности. Представлен SWOT-анализ наличной ситуации в области совместной воспитательной деятельности, а также эффективные методы управления развитием сообщества воспитателей суворовских военных училищ МВД России.

 

Ключевые слова: само (организация), воспитательная деятельность, сообщество воспитателей, воспитательное пространство.

 

Успешность подготовки начальствующего состава и педагогических работников суворовских военных училищ МВД России (Далее - СВУ МВД России) к совместной воспитательной деятельности была определена нами ведением дневника наблюдений и использованием инструмента SWOT-анализа, формирование пакета материалов для которого стали задачей номер один. Таким образом, первый шаг (само)организационного направления программы решался в следующих действиях начальника училища.

  1. Знакомство с документацией показало формальный, усредненный подход к планированию и реализации образовательной деятельности в целом и воспитательной деятельности в частности.
  2. В неспешных диалогах с каждым сотрудником выяснялась степень его заинтересованности именно в педагогической работе, его планы на будущее, озвучивалась цель преобразований. Имеющемуся на тот момент кадровому составу СВУ МВД России необходимо было принять решение: согласны ли они с ориентиром на преобразования, готовы к изменениям и участию в подготовке к совместной воспитательной деятельности или нет. По результатам собеседований сотрудниками были приняты решения о дальнейшей работе в СВУ МВД России, начался поиск и отбор новых мотивированных членов коллектива. Этот этап был наиболее сложным, конфликтным и эмоционально напряженным, что отражено в блоке рисков реализации модели.
  3. Для анализа нужно было определить идею и замысел преобразований воспитательной деятельности как основу программы подготовки. Первым вариантом была идея сплоченности коллектива, но реальность показала, что сплочение – важный, но не единственный фактор достижения нового качества совместной воспитательной деятельности. Была необходима организация непрерывного образования в удобном для всех обучающихся формате – внутрикорпоративной подготовки. Выбор философии традиции и гуманитарно-антропологической методологии был обусловлен не только научными позициями, но и совпадением с мировоззрением, желанием гуманизировать образовательную среду училища, сделать жизнь воспитанников насыщенной и мотивирующей их профессиональное самоопределение, связанное с полицейской профессией служения. Эта идея и была в итоге заявлена в миссии программы подготовки.

       Так мы получили конфигурацию SWOT-анализа, представленную в таблице 1.

 

Таблица 1 - SWOT-анализ наличной ситуации в области совместной воспитательной деятельности начальствующего состава и педагогических работников СВУ МВД России

 

Сильные стороны

– опытный и мировоззренчески определившийся начальник, включившийся в непрерывное образование;

– большинство сотрудников имеют педагогическое образование;

– наличие неравнодушных педагогов и руководящих работников – инициативная группа сотрудников, ориентированная на развитие;

– помогающая организационная структура

Слабые стороны

– несплоченный коллектив;

– отсутствие общих смыслов воспитательной работы;

– негативный прошлый опыт совместной воспитательной деятельности;

– дефициты в области теории и практики гуманистически ориентированного воспитания

Возможности

– самообразование, самосовершенствование;

– наличие социокультурного окружения, позволяющего установить партнерские отношения;

– наличие образовательных организаций, готовых осуществлять необходимую подготовку в рамках курсов повышения квалификации;

– система воспитательных событий СВУ МВД России, ориентирующая в созидании годового круга воспитательных событий

Риски

– конфликтные ситуации в области кадрового обеспечения;

– неприятие новых ценностей воспитательной деятельности;

– формализация выполнения новых требований;

– выгорание начальника и инициативной группы

 

Второй и третий шаг (само)организационного направления – предъявление начальником училища замысла заместителям и формирование инициативной группы. Поскольку была выбрана проектная логика, решено было проанализировать кадровый состав, выбрать потенциальных участников первичной инициативной группы, которым надлежало создать проект программы подготовки. Принятые принципы управленческой деятельности (ситуативности, коммуникативности), задали формат проектирования программы: отслеживать затруднения сотрудников, потребности, проблемные ситуации и удерживать курс на согласование позиций в диалоге.

Четвертый и пятый шаги (само)организационного направления (создание проекта программы подготовки и ее обсуждение, и принятие) потребовали реализации ориентационной, базовой составляющей образовательного блока программы (осмысление ценностей, целей воспитания в СВУ МВД России), а также выявления дефицитов в области воспитательной деятельности у воспитывающих взрослых училища.

Мониторинг дефицитов подготовленности к воспитательной деятельности был проведен учебным отделом, к нему были присоединены материалы результатов собеседований сотрудников с начальником училища, фиксированных в дневнике наблюдений. Выявленные трудности (перечислены по убыванию числа упоминаний): организация взаимодействия с воспитанниками вне дисциплинарных практик, совместные действия совместные действия воспитывающих взрослых для выполнения общей задачи, адекватные гуманизации методы воспитательной деятельности.

По результатам была составлена карта устранения дефицитов, состоящая из двух полей: сами дефициты и пути их ликвидации. Для этого были проанализированы предложения партнерских организаций дополнительного профессионального образования, появились направления на курсы повышения квалификации в них. Критерий выбора образовательных программ повышения квалификации – тематика реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, т.к. их методологической основой является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина Российской Федерации. Сотрудники, направляемые на курсы повышения квалификации были уведомлены об их последующей роли специалистов взаимообучения для коллег во внутрикорпоративной подготовке (образовательный блок программы). Это стало ресурсом в реализации поставленной цели.

Шестой шаг (само)организационного направления – реализация образовательного блока программы и годового круга воспитательных событий как ее практики.

Образовательное направление программы подготовки реализовывалось в совместном для начальствующего состава и педагогических работников училища обучении в определенном решением начальника училища режиме: один день в неделю, после занятий в рамках общего учебно-методического сбора.

Особо отметим важность организации образовательной среды для реализации программы подготовки, основанной на гуманитарно-антропологическом подходе [1]. Психологический комфорт, взаимное принятие, физически удобное размещение не во фронтальном порядке – вот предпосылки для использования описанных выше рефлексивных методик. Одна из аксиом мировой практики образования взрослых состоит в том, что они «успешнее учатся и оказываются полностью вовлеченными в интерактивную обучающую деятельность, если они достаточно раскрепощены и пребывают в состоянии эмоционального и физического комфорта [2]. Комфортность достигается интерактивностью и групповой формой работы: в группах, составленных представителями начальствующего состава и педагогических работников, идет обсуждение, решение поставленной задачи, оформляется консолидированное мнение участников. Отслеживая работу групп, начальник СВУ МВД России имеет возможность оценивать совершенствование умения слушать и слышать другого человека, понимать его. При этом задания для групп и нормы обсуждения должны соответствовать следующим требованиям (они сформированы на основании осмысления норм групповой работы со взрослыми, описанными Т.М. Ковалевой [3, с. 193]): доступность для понимания, адекватность задачам, решаемым участниками в повседневной деятельности, доброжелательность, тактичность, предоставление возможностей импровизации участников, возможности быть креативными, периодической возможностью не высказывать своего мнения, порожденной внутренней неопределенностью. Для проведения обсуждения мы выставили следующие требования к нему: доброжелательность и взаимоуважение к коллегам, конкретность, основанная на фактах, принцип «здесь и сейчас», избегание выражений «вы должны», «вам надо было…», сбережение в себе ощущений на уровне «чувств», стремление выявить позитив, желание научиться.

Занятия по программе подготовке проводил начальник СВУ МВД России. Большую помощь в реализации программы подготовки оказали сотрудники учебного отдела, партнеры из организаций, реализующих программы дополнительного педагогического образования. В консультации с ними были созданы перечни ссылок на теоретические материалы для самостоятельного изучения.

Педагогический коллектив СВУ МВД России принял цель совершенствования воспитательной деятельности, в практической плоскости поставил ориентир на победу во Всероссийском слете «Наследники победы», что определило мотивацию к участию в программе подготовки.

Проявили себя как эффективные методы управления развитием сообщества воспитателей СВУ МВД России, которые учитывают:

– межличностное притяжение обучающихся по программе подготовки представителей начальствующего состава и педагогических работников училища, обусловленное общей воспитательной целью, основанной на ценностях отечественной культуры;

– развивающий потенциал ситуации узнавания друг друга обучающихся и в образовательном, и в (само)организационном направлениях программы подготовки, вносящих свой вклад в общее дело (в той мере и степени, которых личность может обогатить общезначимый результат); межличностное притяжение, обусловленное открывающейся личной симпатией.

Суть этих методов – создание условий в процессе подготовки к совместной воспитательной деятельности для:

– положительных эмоций в процесс достижения общего результата, значимого и для начальствующего состава, и для педагогических работников, и для ребят;

– узнавания коллективом о личном вкладе каждого участника в общий результат, что требует от начальника внимания к действиям каждого участника после проведения определенного этапа в процессе достижения цели и педагогической рефлексии при проведении, например, педагогических планерок, методических совещаний, итогового собеседования по результатам участия в образовательном направлении программы подготовки;

 – поддержки инициативы, выражающейся в том, что каждый из членов начальствующего состава и педагогических работников имеет возможность предложить свою инициативу, выносимую на общее обсуждение, что позволяет выбрать оптимальный вариант достижения общей цели;

– «смены ролей»: каждый из участников подростково-взрослого тематического сообщества, готовящихся к Всероссийскому военно-спортивному сбору, примеряет на себя по очереди роли: руководителя, помощника, исполнителя, «условного противника», оценивающего результаты. Это дает возможность запустить рефлексию собственного продвижения в умениях разного рода.

На основании изложенного констатируем, что за время реализации программы подготовки, позволившей создать условия для вовлеченности всех членов педагогического коллектива в непрерывное профессиональное образование (обретение свойства сообщества воспитателей – «общая рефлексивная среда»), выстраивалось консолидированное представление о ценностях, целях, принципах совместной воспитательной деятельности в СВУ МВД России и сообразных им методах трансляции ценности служения (свойство «общие смыслы»), которое стало базой совместного созидания годового круга воспитательных событий (свойство «общее воспитательное пространство»), благодаря актуализации воспитательного потенциала разнородности участников разновозрастных сообществ, готовивших воспитательные события по жизненному, профессиональному и педагогическому опыту («общая рефлексивная среда»).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах / Е.А. Исаев, В.И. Слободчиков. – М.: ПСТГУ, 2013. – 432 с.

Увлекательные разминки для семинаров / Понятие «критическое мышление» и его характеристики. – URL: rud.exdat.com›docs/index-601478.html (дата обращения: 08.09.2022).

Профессия «тьютор» / под общей ред. Т.М. Ковалевой. – М.: МПГУ, 2012. – 246 с.

 

Selin P.V.

applicant

Saint Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

(Saint Petersburg, Russia)

 

(SELF)ORGANIZATIONAL DIRECTIONS

IMPLEMENTATION OF THE TRAINING PROGRAM

FOR SENIOR STAFF AND TEACHERS EMPLOYEES

OF THE SUVOROV MILITARY SCHOOLS OF THE MINISTRY

OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA FOR JOINT

EDUCATIONAL ACTIVITIES

 

Abstract: the article describes the steps (self)the organizational direction of the program for the implementation of the training program for the commanding staff and teaching staff of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia for joint educational activities. SWOT analysis of the current situation in the field of joint educational activities is presented, as well as effective methods of managing the development of the community of educators of the Suvorov military schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

 

Keywords: self organization, educational activity, community of educators, educational space.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Селин П.В. (САМО)ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СУВОРОВСКИХ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ МВД РОССИИ К СОВМЕСТНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Вестник науки №9 (54) том 2. С. 10 - 18. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6165 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6165



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.