'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 2
  4. Научная статья № 4

Просмотры  54 просмотров

Андер Ейлманд

  


ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН *

  


Аннотация:
в УПК Исламской Республики Афганистан понятие задержания подозреваемого, как мера процессуального принуждения, прямо не предусмотрено. Однако имеющиеся нормативные положения ст. 35 УПК Афганистана «Арест и изъятие, осуществляемые основным саранвалом» дают основания рассматривать краткосрочный арест лица, то есть на срок не свыше 48 часов, именно как задержание. В этой связи обосновывается необходимость теоретической проработки понятия «задержания подозреваемого», оснований и порядка задержания с целью последующей их нормативной регламентации в уголовно-процессуальном законе Афганистана   

Ключевые слова:
судопроизводство, задержание, подозреваемый, нормы Шариата, основания   


УДК 34

Андер Ейлманд

аспирант 2 курса Института права ВолГУ

(г. Волгоград, Россия)

 

ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО

ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН

 

Аннотация: в УПК Исламской Республики Афганистан   понятие задержания подозреваемого, как мера процессуального принуждения, прямо не предусмотрено. Однако имеющиеся нормативные положения ст. 35 УПК Афганистана «Арест и изъятие, осуществляемые основным саранвалом» дают основания рассматривать краткосрочный арест лица, то есть на срок не свыше 48 часов, именно как задержание. В этой связи обосновывается необходимость теоретической проработки понятия «задержания подозреваемого», оснований и порядка задержания с целью последующей их нормативной регламентации в уголовно-процессуальном законе Афганистана.

 

Ключевые слова: судопроизводство, задержание, подозреваемый, нормы Шариата, основания.

 

Как известно, уголовное судопроизводство большинства стран мира различается своим строением, относясь к романо-германскому типу, либо к англо-саксонской правовой семье. Однако названные системы не исчерпывают собой всего многообразия существующих видов (типов) уголовного судопроизводства. Так, для уголовного процесса Исламской Республики Афганистан характерна приверженность к мусульманскому праву, соответственно, и УПК Афганистана во многом основывается на нормах Шариата.

Данное обстоятельство, однако, не означает, что для уголовного процесса Афганистана не свойственны те или иные черты романо-германского или же англо-саксонского типов.  Это видится, например, в регламентации прав подозреваемого и обвиняемого, в направленности на обеспечение защиты их интересов.

Прежде всего отметим, что названным процессуальным субъектам посвящен 2-ой раздел УПК Афганистана «Общие положения для подозреваемого и обвиняемого» [1]. Именно в этом разделе обнаруживается и светский подход, схожий с чертами романо-германского или же англо-саксонского типов, и требования, основанные на нормах Шариата [2]. Так, например, защита интересов подозреваемого и обвиняемого может быть доверена только квалифицированному адвокату, который в соответствии со ст. 18 УПК Афганистана должен иметь университетский диплом в сфере права и Шариата [3]. Данное положение указывает на очевидный факт, что религия оказывает непосредственное влияние не только на общий моральный облик человека, но и на политику, и на законодательство, и на весь образ жизни населения Афганистана.

Подозреваемым согласно статьи 5 УПК Исламской Республики Афганистан, признается лицо в случае упоминания о нем, как исполнителе того или иного преступления, в любом процессуальном акте (документе) по делу.  Защита прав и свобод подозреваемого и обвиняемого осуществляется также на основе ст. 31 «Защита» Конституции Республики Афганистан, что особенно важно при применении мер процессуального принуждения, которые предусмотрены ст. 35 УПК Афганистана «Арест и изъятие, осуществляемые основным саранвалом» [4].

На основании данных норм при осуществлении расследования основной Саранвал издает приказ об аресте предполагаемого исполнителя преступления и изъятии предметов, относящихся к нему, после чего производит допрос данного лица, но не позднее 48 часов после вынесения данного приказа. При этом следует отметить, что для УПК Республики Афганистан неизвестна такая мера процессуального принуждения как задержание подозреваемого, несмотря на тот факт, что это одно из распространенных действий органов уголовного преследования большинства стран мира. 

В УПК Российской Федерации в статье 5 указано, что   задержание подозреваемого -  мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем на срок не более 48 часов с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления [5].

УПК Республики Казахстан в ст. 128 определяет задержание подозреваемого как меру процессуального принуждения, применяемую органом уголовного преследования с целью пресечения преступления и разрешения вопроса о применении к лицу меры пресечения в виде содержания под стражей или для обеспечения производства по уголовному проступку, по которому имеются основания полагать, что лицо может скрыться либо совершить более тяжкое деяние [6]. Надо отметить, что срок задержания по УПК Республики Казахстан больше, чем в УПК РФ – с момента фактического задержания он допускается до 72 часа, не превышая его.

Таким образом, мы видим, что сущность задержания состоит в кратковременности лишения свободы лица, подозреваемого в совершении преступления. При этом применение этой меры не требует судебного решения.

Х. М. Салимзода отмечает, что  для российского уголовного процесса, впрочем, как и для уголовного процесса большинства государств постсоветского пространства регламентация задержания сходна в основных своих чертах [7]. Иными словами, есть сходство условий и оснований в применении этой меры принуждения.

К примеру, в ст.91 УПК РФ в качестве условия указывается на то, что задержание возможно лишь при подозрении в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы. При этом должны быть основания в виде следующего перечня:  1) лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения (п.1 ч.1 ст.91); 2)  потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление (п.2 ч.1 ст.91); 3) на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления (п.3 ч.1 ст.91);; 4) наличие иных данных-доказательств, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления,  если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч.2 ст.91)

Тут можно сказать, что только первое основание (п.1 ч.1 ст.91 УПК РФ) являет собой конкретное обстоятельство – ситуацию. Остальные же выражены в определении данных-доказательств, на основе которых можно сделать вывод о причастности лица к преступлению.

Сходные по своей сути основания установлены и в ст.128 УПК Республики Казахстан. Так видится совпадение первых трех оснований. Но вот четвертое (указанное в ч.2 ст.91 УПК РФ) в казахстанском уголовно-процессуальном законе отличается по сути и по редакции. Отличие заключается в том, что основанием может быть наличие достоверных данных в отношении лица о совершенном или готовящемся им преступлении, которые содержатся в полученных в соответствии с законом материалах оперативно-розыскной, контрразведывательной деятельности и (или) негласных следственных действий.

Можно согласиться с авторами, полагающими, что при регламентации оснований для задержания «выделяется два подхода: в первом случае под основанием рассматривается обстоятельства, перечисленные в законе; во втором – фактические данные (сведения) о наличии обстоятельств, указанных в законе» [8].

Несмотря на отсутствие в Афганистане такой меры процессуального принуждения как «задержание подозреваемого», следует отметить, что отдельные элементы регулирования задержания, закрепленные в УПК РФ и Республики Казахстан, можно обнаружить и в УПК Афганистана. Например, в ст. 30 «Арест уголовной полицией» содержатся основания для фактического задержания, а именно, если нарушитель пойман на месте совершения малозначительного преступления, преступления средней тяжести, наказание за которое составляет средний срок тюремного заключения, а также за тяжкие преступления и в случае, когда лицо может скрыться.

Как видим, в ст. 30 УПК Афганистана в качестве основания выделяется обстоятельство-ситуация «если нарушитель пойман на месте совершения», и при этом тяжесть преступления обозначается указанием на то, что такой краткосрочный арест возможен не по всем преступлениям, а только по тем, что наказываются на средний срок тюремного заключения. А в ст. 35 УПК Афганистана говорится о том, что арестованное лицо должно быть допрошено в течение 48 часов.

Подводя итоги вышеизложенным рассуждениям, думается, что в уголовно-процессуальном кодексе Исламской Республики Афганистан есть основа для введения такой меры процессуального принуждения как задержание. Понятно, что нормативное определение понятия «задержания» в УПК Исламской Республики Афганистан должно формулироваться с особенностями, обусловленными мусульманской правовой системой и с учетом потребностей практики в целях усиления гарантий защиты подозреваемого и обвиняемого от необоснованного и незаконного уголовного преследования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Уголовно-процессуальный кодекс Афганистана от 04.12.2019 года. Российский правовой портал: библиотека Пашкова. URL: https://constitutions.ru/?p=24296 (дата обращения: 24.08.2022 года)

 Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации (ред. от 14.07.2022 ФЗ-258, с изм. от 18.07.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 52. – Ст. 4924; ФЗ -258 от 14.07.2022 // Российская газета. 2022. 19 июля.

Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.09.2022 г.). [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31575852

Ферзилаева, С.Д. Задержание подозреваемого в уголовном процессе // Государственная служба и кадры. 2020. № 2. С. 163-165.

Ретюнских, И.А. Об основаниях задержания лица, подозреваемого в совершении преступления // Вестник Уральского юрид. института МВД России. 2016. № 1/4. С.18-21

Ретюнских, И.А. Процессуальные проблемы задержания лица по подозрению в совершении преступления : автореферат дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.09 / Удмурт. гос. ун-т. - Екатеринбург, 2001. - 24 с.

Салимзода, Х. М. Уголовно-процессуальное задержание в Российской Федерации и Республике Таджикистан: сравнительно правовой анализ / Х. М. Салимзода // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем XXI века: Сборник IX международной студенческой научной конференции, Ачиснк, 23 апреля 2021 года. – Ачинск: Ачинский филиал Красноярский государственный аграрный университет, 2021. – С. 174-176.

 

Ander Eilmand

2nd year postgraduate student of the VolGU Institute of Law

(Volgograd, Russia)

 

DETENTION OF A SUSPECT UNDER

THE CRIMINAL PROCEDURE LEGISLATION

OF THE REPUBLIC OF AFGHANISTAN

 

Abstract: the Code of Criminal Procedure of the Islamic Republic of Afghanistan does not expressly provide for the concept of detention of a suspect as a measure of procedural coercion. However, the existing regulations of Art. 35 of the Code of Criminal Procedure of Afghanistan “Arrest and seizure carried out by the main saranwal” give grounds to consider a short-term arrest of a person, that is, for a period not exceeding 48 hours, precisely as detention. In this regard, the need for a theoretical study of the concept of "detention of a suspect", the grounds and procedure for detention with a view to their subsequent regulatory regulation in the criminal procedure law of Afghanistan is substantiated.

 

Keywords: legal proceedings, detention, suspect, Sharia norms, grounds.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Андер Ейлманд ЗАДЕРЖАНИЕ ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РЕСПУБЛИКИ АФГАНИСТАН // Вестник науки №9 (54) том 2. С. 28 - 34. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6167 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6167



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.