'
Абдраимова Б.Б.
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ *
Аннотация:
в статье дается краткий анализ диагностики успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших дейст¬вии
Ключевые слова:
когнитивная парадигма, инструмента¬рий, инновационность, креативность, инновационная активность, инновационная деятельность
УДК 37
Абдраимова Б.Б.
институт фармацевтического образования и исследований
специалист отдела контроля качества образования
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ
КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
Аннотация: в статье дается краткий анализ диагностики успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действии.
Ключевые слова: когнитивная парадигма, инструментарий, инновационность, креативность, инновационная активность, инновационная деятельность.
Одним из основных вопросов в личностно-ориентированном образовании является вопрос технологий и способов определения результативности образования. Когнитивная парадигма имеет достаточный инструментарий, позволяющий количественно и качественно осуществлять замеры знаний, умений и навыков учащихся. Однако личностно-ориентированная парадигма основывается не только, и не столько на требованиях общества, сколько на индивидуально-психологических и личностных свойствах.
Научно обоснованные подходы к управлению образовательным учреждением обусловили острую потребность в информации, отражающей состояние учебно-воспитательного процесса, динамику его изменений.
Информационному обеспечению управленческой системы с целью достижения желаемого результата способствует система педагогической диагностики, ориентированная на целевое управление. Система педагогической диагностики позволяет получить объективную информацию о сильных и слабых сторонах деятельности учебного заведения и на ее основе корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие образования.
Сегодня эффективно действующим оказывается учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Педагогическое образование направлено на подготовку именно такого учителя. Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, то есть объективно обусловливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. При этом основополагающим принципом инноваций для высшей педагогической школы должна оставаться гуманитарная сущность образования, направленность его на высокое профессиональное, нравственное и общекультурное развитие будущего педагога.
Между тем, весь опыт передового отечественного и мирового высшего образования показывает, что методологической основой качественной подготовки специалистов является сочетание базового (единого для всех) и вариативного принципов обучения. Базовое содержание обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, необходимых каждому специалисту независимо от специализации, приобщение к педагогической культуре, развитие педагогического мышления, побуждает к активной профессиональной деятельности, в том числе к поиску эффективных методов личностно-ориентированного обучения детей разного уровня развития. А вариативная направленность подготовки позволяет расширить возможности выпускника в выборе путей профессионального и личностного становления, в реализации индивидуальных творческих способностей.
Разрушение административно-командной системы нередко приводит к отмене любых форм государственного управления и традиционных форм контроля, не находя адекватной замены. Какова эффективность внедряемых в практику образования инноваций? Системный анализ и объективную оценку этих процессов призвана осуществлять педагогическая диагностика. Она предполагает комплексную экспертизу и определение целей, содержания, технологии инноваций, сопоставление их целей и результатов.
Основными предметами диагностических разработок могут быть:
- преемственность в развитии инновационных процессов и интеграция их в мировой и национальной культуре;
- опережающее конструирование системы инновационного процесса;
- взаимосвязь и взаимодействие науки и практики;
- результаты независимой периодической экспертизы инновационной деятельности;
- степень эффективности обратной связи и анализ результатов реализации инновационных идей.
Диагностика инновационных процессов в высшей педагогической школе выделяет такие наиболее приоритетные направления их развития:
-становление многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов;
- разработка и широкое внедрение образовательных стандартов высшего образования;
- разработка региональных вариантов профессиональной подготовки специалистов, вариативных учебных планов, учебных программ, учебников и учебнқх пособий, методических материалов;
- соединение педагогического процесса в деятельности вузов, колледжей и лицеев, привлекаюўих инновации;
- разработка инновационных технологий обучения: личностно-ориентированного, диалогового, модульного, рефлексивно-творческого, информационно-компьютерного и др.;
- разработка новых педагогических специальностей, например по экологии, валеологии и др. В последние годы идет активный поиск оптимального соотношения традиционной и многоуровневой систем профессиональной подготовки кадров. Диагностическая оценка показывает, что эффективные результаты достигаются здесь только при гармоническом их сочетании и постепенном переходе к многоуровневой системе по мере создания благоприятных условий.
Диагностирование качества знаний и умений студентов нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом учебном материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения.
При подобной диагностике успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действии. Совместные со студентами обсуждения, анализ результатов обучения и вывод их в обозримые графики, таблицы и диаграммы, составление личностно-ориентированных перспективных корректирующих заданий позволяют представить студента не только как объект учебных действии, но и как субъект в организации учебного процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Б.Б.Абдраимова //Естественные направления диагностической деятельности учителя.// Международный научный журнал “ВЕСТНИК НАУКИ” №7 (40) Т.З. 5-11стр
B.B. Abdraimova //The introduction of the methodology of pedagogical diagnostics in the student-centered education of the university.// 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Ingenious Global Thoughts Hosted from Boston, USA https://conferencepublication.com June 30th 2021
B.B. Abdraimova //Analysis Of Pedagogical-Diagnostic Method In The Preparation Of Future Teachers-Biologists // International Journal of Academic Pedagogical Research (IJAPR) ISSN: 2643-9123 Vol. 5 Issue 4, April - 2021, Pages: 147-148
Б.Б.Абдраимова, Таълимда бошқарувни такомиллаштиришга ижтимоий-педагогик ёндашув// Муғаллим ҳǝм yзликсиз билимлендириў (илмий-методик журнал) 2020 йил №1 22-24 бет
Abdraimova B.B.
Institute of Pharmaceutical Education and Research
Specialist of the Department of Quality Control of Education
(Tashkent, Republic of Uzbekistan)
PERSONALITY-ORIENTED
THE LEARNING PROCESS AS AN OBJECT
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS
Abstract: the article provides a brief analysis of the diagnosis of the success of educational activities, identifies certain patterns in the activities of teachers and students, the analysis of which allows you to build a strategy for further action.
Keywords: cognitive paradigm, tools, innovativeness, creativity, innovative activity, innovative activity.
Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4
Ссылка для цитирования:
Абдраимова Б.Б. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 18 - 22. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6210 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*