'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  56 просмотров

Абдраимова Б.Б.

  


ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ *

  


Аннотация:
в статье дается краткий анализ диагностики успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших дейст¬вии   

Ключевые слова:
когнитивная парадигма, инструмента¬рий, инновационность, креативность, инновационная активность, инновационная деятельность   


УДК 37

Абдраимова Б.Б.

институт фармацевтического образования и исследований

специалист отдела контроля качества образования

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

 

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

 

Аннотация: в статье дается краткий анализ диагностики успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших дейст­вии.

 

Ключевые слова: когнитивная парадигма, инструмента­рий, инновационность, креативность, инновационная активность, инновационная деятельность.

 

Одним из основных вопросов в личностно-ориентированном образовании является вопрос технологий и способов определения результативно­сти образования. Когнитивная парадигма имеет достаточный инструмента­рий, позволяющий количественно и качественно осуществлять замеры зна­ний, умений и навыков учащихся. Однако личностно-ориентированная па­радигма основывается не только, и не столько на требованиях общества, сколько на индивидуально-психологических и личностных свойствах.

Научно обоснованные подходы к управлению образовательным учреждением обусловили острую потребность в информации, отражающей состояние учебно-воспитательного процесса, динамику его изменений.

Информационному обеспечению управленческой системы с целью достижения желаемого результата способствует система педагогической диагностики, ориентированная на целевое управление. Система педагогической диагностики позволяет получить объективную информацию о сильных и слабых сторонах деятельности учебного заведения и на ее основе корректировать эту деятельность и прогнозировать дальнейшее развитие образования.

Сегодня эффективно действующим оказывается учитель, реагирующий на новые социальные ожидания, мобильный, способный к творческому росту и профессиональному самосовершенствованию, к восприятию и созданию инноваций и тем самым к обновлению своих знаний, обогащению педагогической теории и практики. Педагогическое образование направлено на подготовку именно такого учителя. Современные процессы в обществе, изменение социокультурных приоритетов вызывают необходимость обновления парадигмы образования, то есть объективно обусловливают особую значимость инноваций в педагогической сфере. При этом основополагающим принципом инноваций для высшей педагогической школы должна оставаться гуманитарная сущность образования, направленность его на высокое профессиональное, нравственное и общекультурное    развитие    будущего педагога.

Между тем, весь опыт передового отечественного и мирового высшего образования показывает, что методологической основой качественной подготовки специалистов является сочетание базового (единого для всех) и вариативного принципов обучения. Базовое содержание обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, необходимых каждому специалисту независимо от специализации, приобщение к педагогической культуре, развитие педагогического мышления, побуждает к активной профессиональной деятельности, в том числе к поиску эффективных методов личностно-ориентированного обучения детей разного уровня развития. А вариативная направленность подготовки позволяет расширить возможности выпускника в выборе путей профессионального и личностного становления, в реализации индивидуальных творческих способностей.

Разрушение административно-командной системы нередко приводит к отмене любых форм государственного управления и традиционных форм контроля, не находя адекватной замены. Какова эффективность внедряемых в практику образования инноваций? Системный анализ и объективную оценку этих процессов призвана осуществлять педагогическая диагностика. Она предполагает комплексную экспертизу и определение целей, содержания, технологии инноваций, сопоставление их целей и результатов.

Основными предметами диагностических       разработок могут быть:

- преемственность в развитии инновационных процессов и интеграция их в мировой и национальной культуре;        

- опережающее конструирование системы инновационного процесса;

- взаимосвязь и взаимодействие науки и практики;

- результаты независимой периодической экспертизы инновационной деятельности;
 - степень эффективности обратной связи и анализ результатов реализации инновационных идей. 

 Диагностика инновационных процессов в высшей педагогической школе выделяет такие наиболее приоритетные направления их развития:

 -становление многоуровневой системы профессиональной подготовки специалистов;
 - разработка и широкое внедрение образовательных стандартов высшего         образования;

- разработка региональных вариантов профессиональной подготовки специалистов, вариативных учебных планов, учебных программ, учебников и учебнқх пособий, методических материалов;
 - соединение педагогического процесса в деятельности вузов, колледжей и лицеев, привлекаюўих инновации;             

- разработка инновационных технологий обучения: личностно-ориентированного, диалогового, модульного, рефлексивно-творческого, информационно-компьютерного         и др.;                                     

- разработка новых педагогических специальностей, например по экологии, валеологии и др. В последние годы идет активный поиск оптимального соотношения традиционной и многоуровневой систем профессиональной подготовки кадров. Диагностическая оценка показывает, что эффективные результаты достигаются здесь только при гармоническом их сочетании и постепенном переходе к многоуровневой системе по мере создания благоприятных условий.

Диагностирование качества знаний и умений студентов нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваивае­мом учебном материале с последующей коррекцией в ходе учебного про­цесса и прогнозированием содержания и технологии обучения.

При подобной диагностике успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и студентов, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших дейст­вии. Совместные со студентами обсуждения, анализ результатов обучения и вывод их в обозримые графики, таблицы и диаграммы, составление личностно-ориентированных перспективных корректирующих заданий позволя­ют представить студента не только как объект учебных действии, но и как субъект в организации учебного процесса.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Б.Б.Абдраимова //Естественные направления диагностической деятельности учителя.// Международный научный журнал “ВЕСТНИК НАУКИ” №7 (40) Т.З. 5-11стр

B.B. Abdraimova //The introduction of the methodology of pedagogical diagnostics in the student-centered education of the university.// 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Ingenious Global Thoughts Hosted from Boston, USA https://conferencepublication.com June 30th 2021

B.B. Abdraimova //Analysis Of Pedagogical-Diagnostic Method In The Preparation Of Future Teachers-Biologists // International Journal of Academic Pedagogical Research (IJAPR) ISSN: 2643-9123 Vol. 5 Issue 4, April - 2021, Pages: 147-148

Б.Б.Абдраимова, Таълимда бошқарувни такомиллаштиришга ижтимоий-педагогик ёндашув// Муғаллим ҳǝм yзликсиз билимлендириў (илмий-методик журнал) 2020 йил №1 22-24 бет

 

Abdraimova B.B.

Institute of Pharmaceutical Education and Research

Specialist of the Department of Quality Control of Education

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

PERSONALITY-ORIENTED

THE LEARNING PROCESS AS AN OBJECT

PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS

 

Abstract: the article provides a brief analysis of the diagnosis of the success of educational activities, identifies certain patterns in the activities of teachers and students, the analysis of which allows you to build a strategy for further action.

 

Keywords: cognitive paradigm, tools, innovativeness, creativity, innovative activity, innovative activity.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Абдраимова Б.Б. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 18 - 22. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6210 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6210



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.