'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  94 просмотров

Войченко Е.Д.

  


ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается применение активных методов обучения истории и их влияние на процесс получения новых знаний учащимися, проанализированы принципы реализации активных методов обучения и их отличительные признаки   

Ключевые слова:
активные методы обучения, урок истории, процесс обучения, история   


УДК 372.893

Войченко Е.Д.

магистрант института истории, философии и политических наук

Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина

(Россия, г. Рязань)

 

ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

НА УРОКАХ ИСТОРИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается применение активных методов обучения истории и их влияние на процесс получения новых знаний учащимися, проанализированы принципы реализации активных методов обучения и их отличительные признаки.

 

Ключевые слова: активные методы обучения, урок истории, процесс обучения, история.

 

Сегодня школьный предмет «История» является одним из ключевых с точки зрения идеологической, культурологической и нравственно-патриотической направленности. В связи с этим возникает вопрос: как сделать современный урок истории по-настоящему интересным и увлекательным, так, чтобы дети уходили с урока не только с информацией о каких-то исторических событиях, но и проявляли интерес к учебной дисциплине?

Современный учитель истории должен не только объяснять новый материал, но и научить ребенка мыслить, привить навыки практических действий. Этому и способствует применение методов активного обучения. В современных реалиях данная проблема становится актуальной, так как обычное, объяснительно-иллюстративное изложение материала наталкивается на безразличие со стороны учеников, поэтому учителю следует искать альтернативные методы преподавания предмета.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного предмета. Эти методы стимулируют познавательную деятельность обучающихся; строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. Данные методы обучения характеризуются значительным уровнем активности учащихся [1, с. 237]. Возможности реализации разнообразных методов обучения в смысле активизации учебной деятельности различные, а их выбор зависит от содержания и структуры соответствующего метода, мастерства педагога и способов использования.

Безусловно, активным метод остается вне зависимости от того, кто его применяет, но для достижения конкретных результатов нужна соответствующая подготовка педагога.

Интерес к применению активных методов обучения определен широким потенциалом их употребления в системе исторического школьного образования, потому что адаптировать данные методы к разным возрастным группам школьников не представляет особых трудностей.

Организация учебного процесса, использующего активные методы обучения, предполагает учет целого ряда принципов:

Принцип индивидуализации рассчитывает на создание системы многоступенчатой подготовки учащихся, учитывающей индивидуальные особенности детей, и предоставляет возможность каждому школьнику максимально раскрыть способности для получения соответствующего этим способностям знания. Принцип гибкости предполагает сочетание вариативной подготовки, основанной на учете пожеланий и запросов учеников, с возможностью оперативного, реализуемого в процессе обучения, изменения её векторов [2, с.34].

Принцип сотрудничества осуществляет развитие отношений взаимопомощи и ответственности учащихся, а также развитие доверия и уважения к личности ребенка, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельной инициативы и индивидуальной ответственности за результат.

Все методы активного обучения имеют ряд отличительных признаков:

Проблемность. Основное предназначение данного признака состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он должен сам активно сформировать новые знания с помощью педагога и с участием других учащихся, базируясь на известном ему чужом и своем жизненном опыте, здравом смысле и логики [3, с.56].

Адекватность учебно-познавательной деятельности характеру приобретаемых практических задач и функций обучаемого. Реализуя данный признак, можно сформировать эмоционально-личностное восприятие учащимися учебного материала.

Взаимообучение. Основным элементом многих уроков с применением активных методов обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения.

Индивидуализация. Учебно-познавательная деятельность должна быть реализована с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося. Также подразумевается развитие механизмов самообучения, самоконтроля и саморегуляции.

Исследование изучаемых проблем и явлений. Реализация данного признака позволяет формировать базовые навыки, которые необходимы для успешного самообучения, основанного на умении обобщать и анализировать, творчески подходить к использованию знаний и опыта [4, с.12].

Непосредственность, самостоятельность взаимодействия учащихся с учебной информацией. В процессе обучения учитель выходит на уровень обучающихся и в роли помощника (или тьютора) принимает участие в процессе их взаимодействия с учебным материалом, реализуя тем самым, принципы педагогики сотрудничества.

Мотивация. Активность деятельности учащихся реализуется системой мотивации. Этому способствует творческий характер учебно-познавательной деятельности, игровой характер проведения занятий, состязательность, а также эмоциональная вовлеченность [5, с.56].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активные методы обучения дополняют традиционные методы, изменяя позиции учеников с пассивно потребительской на активно преобразующую.

В процессе реализации активных форм на уроках истории акцент внимания делается на следующих приоритетных моментах:

- эффективном взаимодействии ученика и учителя;

- создании педагогом благоприятных условий для развития мотивации и экспериментальной деятельности обучаемых;

- создании благоприятного эмоционального фона, который способствует чувственному восприятию материала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула.: ТГУ, 2007. 237с.

Беспалько В.П. Программированное обучение //Высшая школа. 2006. №14. С. 34-39

Ильина Г.А. Педагогика.: Просвещение, 2015. 56с.

Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге // Просвещение. 2017. №2. С. 12-14

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Наука, 2005. 56 с.

 

Voychenko E.D.

Graduate student of the Institute of History,

Philosophy and Political Sciences

Ryazan State University named after S.A. Yesenin

(Ryazan, Russia)

 

USE OF ACTIVE TEACHING

METHODS AT HISTORY LESSONS:

TOWARDS FORMULATION OF PROBLEM

 

Abstract: this article examines the use of active methods of teaching history and their impact on the process of acquiring new knowledge by students, analyzes the principles of implementing active teaching methods and their distinctive features.

 

Keywords: active teaching methods, history lesson, learning process, history.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Войченко Е.Д. ПРИМЕНЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 27 - 31. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6212 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6212



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.