'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 4
  4. Научная статья № 7

Просмотры  79 просмотров

Родионова И.Г., Гаврилина А.В.

  


ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены цифровые компетенции, которые стали неотъемлемым элементом в обучении иностранным языкам. Обозначается вектор будущих изменений в технологиях и методиках преподавания иностранных языков. Раскрывается содержание новой действительности, с которой уже сейчас сталкиваются в своей профессиональной деятельности преподаватели иностранных языков на примере высших учебных заведений   

Ключевые слова:
цифровые компетенции, обучение иностранным языкам, цифровая реальность, цифровые технологии, методики обучения, тренды   


УДК 378.147

Родионова И.Г.

старший преподаватель

Ульяновский филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Ульяновск, Россия)

 

Гаврилина А.В.

старший преподаватель

Ульяновский филиал

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Ульяновск, Россия)

 

ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБУЧЕНИЕ

ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

Аннотация: в работе рассмотрены цифровые компетенции, которые стали неотъемлемым элементом в обучении иностранным языкам. Обозначается вектор будущих изменений в технологиях и методиках преподавания иностранных языков. Раскрывается содержание новой действительности, с которой уже сейчас сталкиваются в своей профессиональной деятельности преподаватели иностранных языков на примере высших учебных заведений.

 

Ключевые слова: цифровые компетенции, обучение иностранным языкам, цифровая реальность, цифровые технологии, методики обучения, тренды.

 

Сегодня – цифровые технологии стали основой деятельности и функционирования большинства сфер деятельности человека. Существует мнение о том, что цифровая трансформация – процесс по внедрению цифровых технологии и переносу привычных процессов в цифровую действительность – затрагивает в основном экономическую сферу, на практике же это не так.

Особое место в ходе цифровой трансформации заняла и образовательная сфера. Специалисты данной сферы, начиная с административных уровней управления и заканчивая профессорско-преподавательским составом столкнулись с необходимостью приобретения новых – цифровых компетенций, владение которыми стало неотъемлемой составляющей для дальнейшего развития образовательной среды. А постоянно возникающие новые образовательные технологии, такие как МООК (массовые открытые онлайн курсы), цифровые обучающие сервисы и т.п. создают существенную конкуренцию для традиционного высшего образования и вместе с тем ускоряют цифровой переход. Наиболее остро стоит вопрос конкурирования между традиционным изучением иностранного языка и обучением онлайн.

Рассматривая статистику использования цифровых технологий для дистанционного обучения, можно увидеть, что в Российской Федерации доля таких людей составляет 11 694 млн. от общей численности населения и эта цифра постепенно увеличивается. Растущая доля указанных лиц не только в России, но и в других активно развивающихся странах делает наличие цифровых компетенций обязательным [1, с. 31].

 

Рис. 1. Распределение доли использующих дистанционные (цифровые) технологии в обучении по странам, 2020-2021 гг.

 

Сотрудникам из числа профессорско-преподавательского состава, занимающимся преподаванием иностранных языков необходимо обладать следующими цифровыми компетенциями [2]:

  1. Умение грамотно применять и использовать средства визуализации и мультимедиа (различные техники презентации, видео- и аудио материалы, VR и AR технологии).
  2. Овладевание передовыми цифровыми технологиями и их грамотное внедрение в процесс обучения (различные квизы, ролевые игры и работа с языковыми компетенциям в цифровом пространстве).
  3. Способность к командной работе и применению сетевых коллабораций (внедрение в образовательный процесс носителей языка для более глубоко обучения студентов, посредством налаживания сотрудничества, преимущественно в сетевом пространстве).

Кроме того, преподавателям иностранного языка следует овладеть такими компетенциями как: высокий уровень гибкости и способность к изменениям, умение использовать инновации, умение научить студентов работе в цифровом пространстве, поскольку это требует высокого уровня самостоятельности от студентов [3].

Таким образом, компетентный преподаватель иностранного языка должен развивать в себе названные ранее цифровые компетенции, а также тесно связанные с ними «мягкие» навыки, которые облегчат работу со студентами.

Рассматривая те изменения, которые происходят с приходом цифровых технологий можно выделить следующие векторы дальнейшего их хода:

  1. Игрофикация преподавания посредством цифровых сервисов – речь в данном случае идёт о игровом формате обучения, который заметно более лучше позволяет обучать языку. Формат игры может быть различным и зависит от используемого ресурса. Наиболее популярным можно назвать изучение языка в формате квиза или по вырезкам из наиболее популярных фильмов/сериалов.
  2. Цифровая трансформация применяемых методик – укоренение использования таких цифровых сервисов как онлайн-переводчики, голосовые помощники, синхронный перевод роликов. Всё это задаёт общую тенденцию к отходу от привычного изучения грамматического устройства языка и переходу к изучению его назначения – т.е. использование в коммуникации.

Таким образом, можно говорить о том, что цифровые технологии глубоко проникают во все сферы деятельности человека, включая образовательную сферу. Изменениям подвергаются все уровни управления. Профессорско-преподавательский состав в высших учебных заведениях сталкивается с необходимостью выработки цифровых компетенций и корреспондирующих им «мягких навыков». Особенно актуальной такая необходимость становится для преподавателей гуманитарных дисциплин, в особенности преподавателей иностранных языков. Обилие различных ресурсов создаёт высокий уровень конкуренции. В целом намечены два вектора развития: игрофикация процесса обучения и цифровая трансформация применяемых методик, что требует дополнительного изучения и рассмотрения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: НИУ ВШЭ, 2022. — 124 с.

Гриневич, Л. А. Цифровизация высшего образования в современной России: теория и практика / Л. А. Гриневич // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – № 57. – С. 242-248. – DOI 10.31773/2078-1768-2021-57-242-248. – EDN DQWARW.

Ботавина, Е. Б. Влияние цифровых технологий на изучение иностранных языков / Е. Б. Ботавина, Т. А. Кайдалова, И. В. Пигасова // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 2. – С. 8-11. – EDN VHYCTM.

 

Rodionova I.G.

senior lecturer

Ulyanovsk branch of

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under President of Russian Federation

(Ulyanovsk, Russia)

 

Gavrilina A.V.

senior lecturer

Ulyanovsk branch of

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under President of Russian Federation

(Ulyanovsk, Russia)

 

DIGITAL COMPETENCES AND FOREIGN

LANGUAGE TEACHING AS A NEW REALITY

 

Abstract: the paper considers digital competencies that have become an integral element in teaching foreign languages. The vector of future changes in technologies and methods of teaching foreign languages is indicated. The content of the new reality is revealed, which foreign language teachers are already facing in their professional activities on the example of higher educational institutions.

 

Keywords: digital competencies, teaching foreign languages, digital reality, digital technologies, teaching methods, trends.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Родионова И.Г., Гаврилина А.В. ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ КАК НОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 32 - 37. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6213 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6213



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.