'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 4
  4. Научная статья № 10

Просмотры  295 просмотров

Шевелев И.В., Патова Е.М.

  


ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ *

  


Аннотация:
данная статья рассматривает основания административной ответственности госслужащего, а также особенности состава правонарушения, за которое положена административная ответственность в соответствии с кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Дается понятие состава административного правонарушения, определение административная ответственность государственных служащих   

Ключевые слова:
государственный служащий, административное правонарушение, состав правонарушения, должностное лицо, специальный субъект   


УДК 342.951

Шевелев И.В.

студент 3 курса магистратуры юридического института

Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина

(Россия, г. Сыктывкар)

 

Научный руководитель:

Патова Е.М.

к.и.н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин,

Сыктывкарский государственный университет

имени Питирима Сорокина

(Россия, г. Сыктывкар)

 

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ,

ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНУЮ

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО

ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ

 

Аннотация: данная статья рассматривает основания административной ответственности госслужащего, а также особенности состава правонарушения, за которое положена административная ответственность в соответствии с кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Дается понятие состава административного правонарушения, определение административная ответственность государственных служащих.

 

Ключевые слова: государственный служащий, административное правонарушение, состав правонарушения, должностное лицо, специальный субъект.

 

Административная ответственность регламентируется Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими нормативными правовыми актами.

Административная ответственность государственных служащих – это применение судами, и иными определенно установленными законодательством органами, указанных определенной статьей КоАП РФ санкций к государственному служащему за его административные правонарушения [1].

Государственные служащие, также как и обычные граждане РФ несут административную ответственность на общих основаниях.

Но административное законодательство выделяет определенную категорию лиц, которые несут административную ответственность в особом порядке, данных лиц называют – должностные лица.

В административном кодексе, а именно в примечании к ст. 2.4 КоАП РФ, под должностными лицами понимаются государственные служащие, которые имеют определенные административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции [2].

В данном случае должностные лица выступают специальным субъектом в составе административного правонарушения совершенного государственным служащим.

Данное определение должностного лица дает понять о том, что законодатель трактует его не однозначно, и содержание данного понятия могут раскрываться по-разному.

Ответственность должностных лиц имеет особую значимость в институте административной ответственности.

КоАП РФ имеет ряд статей, где в качестве специального субъекта (должностного лица) выступает государственный служащий.

Необходимо обратить внимание на основания, при которых государственный служащий несет административную ответственность.

Административная ответственность государственных служащих возникает при совершении им правонарушения, в силу несоблюдения определенных правил, которые входят в его служебные обязанности.

Правовая доктрина административного права выделяет следующие разновидности административных правонарушений, которые совершают государственные служащие, как должностные лица:

1) прямое нарушение правил, установленных служебными обязанностями государственного служащего;

2) вынесение незаконных указаний своим непосредственным подчиненным;

3) нарушение контроля за непосредственными подчиненными государственным служащим.

Вторая и третья разновидность, следственно, являются специфическими именно для должностных лиц [3].

В.Н. Закопырин считает, что административная ответственность госслужащих – это реализация административно-правовых санкций, применение к ним административных наказаний [4, c. 164].

Таким образом, наступление административной ответственности связано с совершением деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения, предусмотренного КоАП РФ.

Состав административного правонарушения – совокупность определенных элементов (признаков), за которые может наступить административная ответственность, при отсутствии одного из них не возможность привлечения к ответственности.

Признаками (элементами) состава административного правонарушения являются:

  1. объект,
  2. объективная сторона,
  3. субъект,
  4. субъективная сторона.

Государственный служащий может выступать как специальный субъект (должностное лицо), так же он может выступать как обычное физическое лицо, которое совершило административное правонарушение.

Важным отличием является, то, что государственный служащий выступает должностным лицом только в тех случаях, когда он совершает административную ответственность вследствие исполнения своих служебных обязанностей, а на общих основаниях государственный служащий несет ответственность тогда когда он совершает административное правонарушения, которое не связанно с его служебными обязанностями, так он выступает как обычное физическое лицо, которое совершило правонарушение.

Также, в большинстве случаев при совершении правонарушения госслужащим наряду с административным наказанием он также понесет дисциплинарную ответственность.

В этом случае основанием привлечения госслужащего к дисциплинарной ответственности будет не совершение административного правонарушения, а нарушение служебной дисциплины (например, нанесение ущерба репутации сотрудника).

По мнению профессоров П.С. Медведева и Д.П. Ратаева, государственный служащий, не совершив дисциплинарного проступка, не может совершить административного правонарушения, т.е. в качестве основания административной ответственности они считают совершение им деяния, сочетающего признаки дисциплинарного проступка и административного правонарушения[7, c. 227].

Так в данном случае, можно сделать вывод о том что, главной особенностью состава правонарушения, предусматривающего административную ответственность госслужащего за ненадлежащее исполнение обязанностей, является то, что государственный служащий выступает в качестве специального субъекта в составе административного правонарушения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.; с изм. и доп. от 11.08.2020 г.) // СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.ru, свободный.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации, № 31, 02.08.2004, ст.3215

Дымшаков Д.Н., Перевозова О.В. Виды ответственности госслужащих за неправомерные действия и особенности их выражения // Современная экономика и общество глазами молодых исследователей: Сб. ст. Меж-дунар. науч.-практ. конф. V Уральского вернисажа науки и бизнеса: В 3-х т. / Под общ. ред. Е.П. Велихова. Челябинск, 2018. С. 276.

Закопырин В.Н., Дазмарова Т.Н., Зверев A.B. Административная ответственность государственных служащих // Гос. служба и кадры. 2019. № 1. С. 164.

Карпеня К.С. К вопросу об административной ответственности государственных служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. 2011. № 8 (31). Т. 2. С. 54.

Мартиросян Д.А. Правовое регулирование административной ответственности государственных служащих // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сб. ст. XXII Междунар. науч.-практ. конф. Пенза, 2019. С. 136.

Медведев П.С., Ратаев Д.П. Административная ответственность государственных служащих // Вопросы рос. и междунар. права. 2017. Т. 7. № 5А. С. 227.

Пузанова Ж.В., Семенова И.В. Государственный служащий в современной России: престиж и востребованность профессии // Теория и практика общественного развития. 2017. № 12. С. 27.

 

Shevelev I.V.

1st year student of the magistracy of the Institute of Law

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

(Russia, Syktyvkar)

 

Scientific adviser:

Patova E.M.

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines,

Syktyvkar State University named after Pitirim Sorokin

(Russia, Syktyvkar)

 

FEATURES OF THE COMPOSITION

OF THE OFFENSE PROVIDING FOR

ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY OF

A CIVIL SERVANT FOR IMPROPER PERFORMANCE OF DUTIES

 

Abstract: this article examines the grounds of administrative responsibility of a civil servant, as well as the specifics of the composition of the offense for which administrative responsibility is imposed in accordance with the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation. The concept of the composition of an administrative offense is given. The definition of administrative responsibility of civil servants is given.

 

Keywords: civil servant, administrative offense, offense, official, special subject.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шевелев И.В., Патова Е.М. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕГО АДМИНИСТРАТИВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО ЗА НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 55 - 60. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6216 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6216



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.