'
Шачнева Ю.Ю.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается проблема становления ребенка, как личности, процесс осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков, первичное оценивание и дальнейшее отслеживание изменений, которые происходят с подростком, выявление проблем в различных сферах, а также формирование процесса адаптации к условиям окружающей среды
Ключевые слова:
процесс, адаптация, психологическая устойчивость, личность, образовательная среда, подросток, возрастная группа, психолог-педагог, социализация
УДК 159.9.072.43
Шачнева Ю.Ю.
студентка
ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
(Россия, г. Кемерово)
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблема становления ребенка, как личности, процесс осуществления психолого-педагогического сопровождения подростков, первичное оценивание и дальнейшее отслеживание изменений, которые происходят с подростком, выявление проблем в различных сферах, а также формирование процесса адаптации к условиям окружающей среды.
Ключевые слова: процесс, адаптация, психологическая устойчивость, личность, образовательная среда, подросток, возрастная группа, психолог-педагог, социализация.
Актуальность данной темы заключается в том, что при всех возможностях, которые на данный момент имеют место в системе образования школьников, недостаточное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению развития подростка, в том числе настолько важного критерия психологической устойчивости, который в условиях современного общества может оказать существенное влияние на формирование его личности. К тому же программы, используемые для работы с психологическим состоянием учащихся недостаточно приближены к актуальным требованиям общества.
Таким образом мы говорим о важности создания комплексной системы психолого-педагогического сопровождения, связанного с возможностью выявлять, контролировать, а также корректировать психологическую устойчивость подростков к всевозможным жизненным ситуациям.
Для этого была разработана программа «Исследование социально-психологической адаптации обучающихся средней школы к условиям образовательной среды».
Целью данной программы стало формирование психологической устойчивости обучающихся средней школы в процессе повышения эффективности социально-психологической адаптации к окружающей среде.
В процессе работы получилось исследовать процесс формирования психологической устойчивости, рассмотреть проблемы формирования психологической устойчивости обучающихся в процессе социально-психологической адаптации к окружающей среде, а также оценить возможные условия коррекционной роботы с детьми, у которых возникают трудности при формирования психологической устойчивости в процессе социально-психологической адаптации к окружающей среде. Также было разработано тематическое планирование по выбранному направлению. Таблица тематического планирования приведена ниже.
Таблица 1
№ |
Мероприятие |
Кол-во часов |
1 |
Проведение психологической диагностики. Определение уровня психологической устойчивости. |
2 |
2 |
Определение влияния процесса социально-психологической адаптации на формирование психологической устойчивости. |
2 |
3 |
Анкетирование родителей. (Проводится для родителей тех детей, у кого возникли сложности с формированием психологической устойчивости в процессе адаптации) |
4 |
4 |
Анализ полученных результатов. Индивидуальная работа с детьми. |
1 |
5 |
Беседа на тему «Мои успехи и неудачи». Игра «Без маски» |
1 |
6 |
Психологический тренинг. Обучение технике расслабления, снижения напряжения. Снятие психологических «зажимов» и формирования приемов релаксации состояния. Упражнение «Хорошее в плохом» |
2 |
7 |
Лекция «Как научиться общаться с людьми без проблем». Упражнения «Интервью», «Я тебя понимаю». |
1 |
8 |
Проведение повторного тестирование на выявление проблем формирования психологической устойчивости обучающихся, в процессе социально-психологической адаптации обучающихся в окружающей среде. |
2
|
В условиях современного образования большое внимание уделяется формированию психологически-комфортной среды для каждого учащегося. В результате чего, возникает потребность не только в поддержке со стороны педагогического состава школы, а также со стороны семьи и близкого окружения ребенка. Достаточно часто на психологическое состояние подростков оказывают влияние недопонимания и конфликты со сверстниками и членами семьи, а также личные комплексы или трудности, возникшие в процессе адаптации. Любые сложности, возникшие в процессе формирования ребенка как личности, могут негативно отразиться на его психологическом состоянии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения, Мамайчук И.И., Смирнова, Руденко Л.Г.
Как использовать психологические методы для успешного общения педагога с учениками и их родителями, Руденко Л.Г.
Психологическая диагностика / Под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. – СПб., 2006.
Настольная книга практического психолога. Кн.1. Система работы психолога с детьми разного возраста/ Е.И. Рогов. – М., 2006
Shachneva Yu.Yu.
student
Kemerovo State University
(Kemerovo, Russia)
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL
CONDITIONS FORMATION
OF PSYCHOLOGICAL ADOLESCENT RESILIENCE
Abstract: this article discusses the problem of the formation of a child as a person, the process of psychological and pedagogical support of adolescents, the initial assessment and further monitoring of changes that occur with a teenager, the identification of problems in various fields, as well as the formation of the process of adaptation to environmental conditions.
Keywords: process, adaptation, psychological stability, personality, educational environment, teenager, age group, psychologist-teacher, socialization.
Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4
Ссылка для цитирования:
Шачнева Ю.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 61 - 64. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6217 (дата обращения: 19.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*