'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №9 (54) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  150 просмотров

Шуховцев В.В.

  


СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ КРУПНЕЙШИМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВСЛЕДСТВИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА *

  


Аннотация:
в статье отражены результаты собственного исследования её автора, произведенного на основе анализа официальных сайтов и профильных документов стратегического планирования двух десятков наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, позволившего выявить, установить, агрегировать, обобщить и сгруппировать общие и специальные общественно полезные социально-экономические эффекты, достигнутые местными властями вследствие надлежащего управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства   

Ключевые слова:
муниципальное управление, вопросы местного значения, дороги, автомобильные дороги, строительство дорог   


УДК 369.032

Шуховцев В.В.

магистрант Уральского института управления

– филиала РАНХиГС (УИУ РАНХиГС)

(г. Екатеринбург, Россия)

 

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ КРУПНЕЙШИМИ

МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВСЛЕДСТВИЕ

НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА

 

Аннотация: в статье отражены результаты собственного исследования её автора, произведенного на основе анализа официальных сайтов и профильных документов стратегического планирования двух десятков наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, позволившего выявить, установить, агрегировать, обобщить и сгруппировать общие и специальные общественно полезные социально-экономические эффекты, достигнутые местными властями вследствие надлежащего управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства.

 

 Ключевые слова: муниципальное управление, вопросы местного значения, дороги, автомобильные дороги, строительство дорог.

 

Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для любой управляемой органами публичной власти территории страны. Развитие экономики муниципального образования во многом определяется эффективностью функционирования автомобильного транспорта, которая, в свою очередь, зависит от уровня развития и состояния сети автомобильных дорог общего пользования.

Справедлива группа и обратных утверждений: недостаточный уровень развития дорожной сети приводит к значительным потерям экономики муниципального образования - в значительной мере сдерживается рост экономики и благоустроенности населенных пунктов, сокращается производство, скорость обмена товарами и услугами, разрушенные дороги способствуют оттоку населения.

В то же время отсутствие развитой сети автомобильных дорог, её неспособность обеспечить даже минимально необходимые уровни продвижения товара и подвижности населения - одна из главных причин фактической деградации системы расселения населения, порождающей целый комплекс проблем развития территории любого муниципалитета.

Именно поэтому совершенствование сети автомобильных дорог общего пользования имеет первостепенное инфраструктурное значение для решения вопросов местного значения.

Автомобильные дороги современных населенных пунктов подвержены сильнейшему влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Соответственно, в с управленческой точки зрения, состояние сети дорог населенных пунктов определяется не чем иным как своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту и реконструкции дорог, координируемых органами публичной власти, а также напрямую зависит от объемов финансирования и избранной местными властями стратегии распределения финансовых ресурсов в условиях их ограниченных объемов.

На базовом уровне, предельно рамочно, полномочия органов местного самоуправления в сфере управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства определены в профильных нормативных актах - Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Однако непосредственная управленческая практика рождается в ежедневном последовательном управленческом процессе, постоянно развиваясь, совершенствуясь и непрерывно видоизменяясь.

Поскольку в сферу научных интересов автора настоящей статьи входят непосредственные вопросы муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства, то, закономерно, в фокусе внимания, находятся различные аспекты и тенденции развития названной сферы общественных отношений.

Свердловская область традиционно, вот уже многие годы, занимает медианное положение в рейтингах качества дорожного покрытия на автомобильных дорогах общего пользования различных категорий, о чём говорят ежегодно публикуемые Росстатом данные о качестве дорог регионального или межмуниципального значения в России, характеризующие степень соответствия последних нормативным требования в различных субъектах Российской Федерации [3]. Средние позиции Свердловской области, для целей настоящего исследования, подходят наилучшим образом, ведь это значит, что сложившийся в практике расположенных на её территории органов местного самоуправления управленческий опыт является, в самом позитивном смысле, средним усредненным, типовым, универсальным и всеобще применимым.

С целью выявления, обобщения, систематизации и развития наилучшего опыта муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства автором настоящей статьи в рамках её подготовки было осуществлено самостоятельное сравнительное исследование достигнутых крупнейшими муниципальными образованиями Свердловской области общественно полезных социально-экономических эффектов вследствие надлежащего управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства.

Исследование проводилось методом анализа документов стратегического планирования и данных, опубликованных на официальных сайтах следующих, предварительно ранжированных по численности населения (от большего к меньшему) муниципальных образований: муниципального образования «город Екатеринбург» [4], города Нижний Тагил [5] [6], Каменск-Уральского городского округа [7] [8], городского округа Первоуральск [9] [10], Серовского городского округа [11], Новоуральского городского округа [12], городского округа Верхняя Пышма [13], Асбестовского городского округа [14], городского округа Ревда [15], Березовского городского округа [16], Полевского городского округа [17], городского округа Краснотурьинск [18], Верхнесалдинского городского округа [19], Качканарского городского округа [20], городского округа Красноуфимск [21], муниципального образования Алапаевское [22], Режевского городского округа [23], муниципального образования город Ирбит [24] [25], городского округа Сухой Лог [26].

Проведенное сравнительное исследование позволило выявить достигнутые крупнейшими муниципальными образованиями Свердловской области общественно полезных социально-экономических эффектов вследствие надлежащего управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства и сгруппировать их для удоства понимания и восприятия в две группы.

К первой категории отнесены полезные социально-экономические эффекты общего характера, то есть влияющие по большей части на всю экономику и социальную сферу территории комплексно; а ко второй категории – специального характера, то есть более точечные, отраслевые и секторальные эффекты.

Проведенное исследование позволило установить, что полученными вследствие надлежащего и крайне результативного управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства крупнейшими муниципальными образованиями Свердловской области были достигнуты следующие общественно полезные социально-экономические эффекты общего характера:

  1. Улучшение транспортной доступности территорий муниципального образования в любое время года;
  2. Увеличение комфортности и безопасности автопассажирских перевозок;
  3. Повышении безопасности дорожного движения на всей территории муниципального образования;
  4. Повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения;
  5. Улучшить состояние дорожной сети муниципального образования в целом;
  6. Снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций;
  7. Оживление социальной сферы муниципалитета;
  8. Активизация экономической деятельности на территории муниципального образования;
  9. Расширение локальных рынков сбыта продукции и услуг в пределах территории муниципального образования и на его периферии (агломерации);

10 Поступление дополнительных налогов в местный бюджет;

  1. Создание новых рабочих мест;
  2. Сокращение негативного влияния дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду;
  3. Улучшение транспортного обслуживания населения.
  4. Снижение транспортной составляющей в цене товаров и услуг.

Проведенное исследование позволило установить, что полученными вследствие надлежащего и крайне результативного управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства крупнейшими муниципальными образованиями Свердловской области были достигнуты следующие общественно полезные социально-экономические эффекты частного характера:

  1. Сокращение доли автомобильных дорог общего пользования местного значения, не соответствующих нормативным требованиям;
  2. Создание условий для повышения уровня безопасности дорожного движения на улично-дорожной сети муниципального образования;
  3. Обеспечение постоянной круглогодичной связи всех частей и районов муниципального образования сетью автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;
  4. Сокращение смертности на территории муниципального образования прямо и косвенно связанной с проблемой бездорожья, в том числе - благодаря своевременному оказанию медицинской помощи;
  5. Увеличение сроков эксплуатации автомобильных дорог, за счет повышения качества своевременного выполнения дорожных работ;
  6. Обеспечение своевременного и в целом нормативного времени прибытия к населению скорой медицинской помощи и противопожарных служб;
  7. Уменьшение износа автомашин.
  8. Повышение уровня доступности для населения медицинских услуг, услуг образования и культуры.

Таким образом, надлежащее управление вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства со стороны муниципальной власти, как показало проведенное исследование, действительно способно в достаточно короткие сроки и существенным образом привести к позитивным зримым транспортным и внетранспортным эффектам. Транспортный эффект заключается в получении прямых выгод, получаемых в результате улучшения дорожных условий, для лиц, пользующихся автомобильными дорогами. Транспортный эффект включает в себя экономию затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращение времени нахождения в пути, повышение эффективности использования транспортных средств, снижение количества дорожно-транспортных происшествий и числа пострадавших, повышение комфортности движения и улучшение удобства в пути следования. Внетранспортный эффект связан с влиянием совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования местного значения на социально-экономическое развитие района и экологическую обстановку.

В заключение статьи её автор считает важным коротко указать на то, что базовыми направлениями работы органов местного самоуправления на обследованных территориях по направлению осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства, и приведшие к показанным позитивным результатам, стали такие как: непосредственный ремонт муниципальных автомобильных дорог; обеспечение соответствия технических характеристик проезжей части отремонтированных автомобильных дорог нормативным требованиям; снижение аварийности на отремонтированных автомобильных дорогах; обеспечение сохранности отремонтированных автомобильных дорог и другие.

Ключевым «правилом успеха», как показало исследование, стало применение программно-целевого метода управления в развитии автомобильных дорог общего пользования, что в свою очередь, позволило системно направлять средства на решение неотложных проблем дорожной отрасли муниципальных образований в условиях ограниченных финансовых ресурсах и координировать усилия бюджетов всех уровней.

Как показало проведенное исследование, базовым условием успеха управленческих мероприятий в рассматриваемой сфере являлась активная совместная деятельность всех подразделений местных администраций по выполнению планов доходов местного бюджета и планомерная работа по выполнению программ ремонта и содержания автомобильных дорог муниципального образования. Залогом успеха достижения названных эффектов являлась глубокая погруженность и активная аналитическая работа на стадии стратегического планирования стороны специалистов – муниципальных служащих, а также аккуратная концентрация финансовых и иных ресурсов именно на приоритетных направлениях развития автомобильных дорог местного значения, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 20.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Статистический показатель «Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям на конец года регионального или межмуниципального значения». [Электронный ресурс] URL: https://fedstat.ru/indicator/50215 (дата обращения: 24.09.2022).

Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 - 2021 годы»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2168 (в ред. от 19.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Нижний Тагил на 2017 - 2024 годы»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 13.06.2017 № 1388-ПА (в ред. от 14.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие и содержание объектов городского и коммунального хозяйства города Нижний Тагил до 2024 года»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 07.11.2014 № 2315-ПА (в ред. от 27.04.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства в Каменск-Уральском городском округе на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 10.10.2019 № 837 (в ред. от 24.05.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Каменск-Уральского городского округа на 2017 - 2024 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 24.05.2017 № 424 (в ред. от 16.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018 - 2023 годы» (вместе с «Муниципальная программа «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018 - 2028 годы»): Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 18.10.2017 № 2088 (в ред. от 12.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории городского округа Первоуральск на 2021 - 2023 годы: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 17.12.2020 № 2458. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства и благоустройство на территории Серовского городского округа» на 2021 - 2024 годы»: Постановление Администрации Серовского городского округа от 16.11.2020 № 1550 (в ред. от 14.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства в Новоуральском городском округе» на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 10.01.2020 № 18-а (в ред. от 09.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, повышение энергетической эффективности на территории городского округа Верхняя Пышма до 2020 года»: Постановление Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.09.2014 № 1707 (в ред. от 08.08.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Асбестовского городского округа до 2024 года»: Постановление администрации Асбестовского городского округа от 05.12.2013 № 777-ПА. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение содержания, ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог общего пользования городского округа Ревда и сооружений на них» до 2020 года»: Постановление администрации городского округа Ревда Свердловской области от 15 ноября 2010 г. № 2624. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Березовского городского округа: Постановление администрации Березовского городского округа от 30.11.2018 №1029-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства на территории Полевского городского округа на 2019 - 2024 годы»: Постановление Администрации Полевского городского округа от 07.11.2016 № 394-ПА (в ред. от 12.11.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы городского округа Краснотурьинск «Развитие транспорта, дорожного хозяйства городского округа Краснотурьинск до 2024 года»: Постановление Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.04.2015 № 574 (в ред. от 06.08.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства Верхнесалдинского городского округа до 2021 года»: Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 15.10.2014 № 3156 (в ред. от 23.04.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Качканарского городского округа до 2035 года: Постановление Администрация Качканарского городского округа от 27.12.2018 № 1162. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа Красноуфимск на 2018-2024 годы»: Постановление главы городского округа Красноуфимск от 22.09.2017 № 940. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года»: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018 № 1103 (в ред. от 16.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении комплексной программы «Развитие Режевского городского округа» на 2016 - 2021 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 13 мая 2016 года № 308-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении комплексной программы «Развитие Муниципального образования город Ирбит» на 2018 - 2025 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 977-ПП (в ред. от 19.11.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении комплексной программы «Развитие Муниципального образования город Ирбит» на 2018 - 2025 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 977-ПП (в ред. от 07.11.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, организации благоустройства и повышения энергетической эффективности в городском округе Сухой Лог»: Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 25.10.2013 № 2242-ПГ (в ред. от 25.11.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Shukhovtsev V.V.

Master's student of the Ural Institute of Management

– branch of RANEPA

(Ekaterinburg, Russia)

 

COMPARATIVE STUDY ACHIEVED BY

LARGEST MUNICIPALITIES OF SVERDLOVSK REGION SOCIALLY

USEFUL SOCIO-ECONOMIC EFFECTS DUE TO PROPER MANAGEMENT

OF IMPLEMENTATION OF ROAD ACTIVITIES & DEVELOPMENT OF ROAD FACILITIES

 

Abstract: the article reflects the results of its author's own research, based on the analysis of official websites and profile strategic planning documents of two dozen of the largest municipalities of the Sverdlovsk region, which made it possible to identify, establish, aggregate, summarize and group general and special socially useful socio-economic effects achieved by local authorities due to proper management of the implementation of the road activities and development of the road economy.

 

 Keywords: municipal administration, local issues, roads, highways, road construction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шуховцев В.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДОСТИГНУТЫХ КРУПНЕЙШИМИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ ВСЛЕДСТВИЕ НАДЛЕЖАЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 138 - 149. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6228 (дата обращения: 12.12.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6228



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.