'
Шуховцев В.В.
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) *
Аннотация:
в статье отражены результаты собственного исследования её автора, произведенного на основе анализа официальных сайтов и профильных документов стратегического планирования двух десятков наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, позволившего выявить, установить, агрегировать, обобщить и сгруппировать общие и специальные наилучшие современные практики в сфере муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства, позволившие обследованным муниципалитетам существенным образом увеличить результативность и повысить социально-экономическую эффективность состояния рассматриваемой сферы местного хозяйства
Ключевые слова:
муниципальное управление, вопросы местного значения, дороги, автомобильные дороги, строительство дорог
УДК 369.032
Шуховцев В.В.
магистрант Уральского института управления
– филиала РАНХиГС (УИУ РАНХиГС)
(г. Екатеринбург, Россия)
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК
МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА
(НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Аннотация: в статье отражены результаты собственного исследования её автора, произведенного на основе анализа официальных сайтов и профильных документов стратегического планирования двух десятков наиболее крупных муниципальных образований Свердловской области, позволившего выявить, установить, агрегировать, обобщить и сгруппировать общие и специальные наилучшие современные практики в сфере муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства, позволившие обследованным муниципалитетам существенным образом увеличить результативность и повысить социально-экономическую эффективность состояния рассматриваемой сферы местного хозяйства.
Ключевые слова: муниципальное управление, вопросы местного значения, дороги, автомобильные дороги, строительство дорог.
Проблематика дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства в населенных пунктах Российской Федерации и между ними является предельно актуальной и, по всем известным обстоятельствам, останется такой на долгие годы для каждого, без исключения, муниципального образования страны.
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной системы любого государства. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния, частоты и качества ремонта, глубины модернизации автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связь регионов и муниципальных образований между собой, во многом зависит решение задачи достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий для предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Длительный срок эксплуатации автомобильных дорог общего пользования, расположенных в границах городских поселений, без проведения капитального ремонта, в ситуации постоянного увеличения интенсивности движения транспорта, износ дорожного покрытия, а также погодно-климатические условия приводят к существенному изменению требований к качеству дорожного полотна и повышению условий дорожного движения. Увеличение плотности транспортных потоков, интенсивности движения приводят к увеличению нагрузок на покрытие автомобильных дорог. На состояние дорог оказывает влияние и несоответствие категории автомобильной дороги существующей интенсивности движения. Наиболее распространенными дефектами асфальтобетонных покрытий являются износ, выкрашивание, выбоины, трещины и т.д.
Справедливо и обратное суждение о том, что несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации территории приводит к существенному росту расходов экономических агентов (фирм, домохозяйств, общественного сектора), снижению скорости движения, повышению уровня аварийности.
Кроме того, само дорожное хозяйство как отрасль является важнейшим элементом производственной инфраструктуры, определяющей состояние транспортной системы России и оказывающий огромное влияние на рост всех отраслей экономики. Ремонт и модернизация сферы дорожного хозяйства являются факторами, стимулирующими социально-экономическое развитие страны, региона, отдельного муниципального образования.
Названные выше и иные проблемы автодорожного комплекса ставят перед органами власти всех уровней в число первоочередных задач требование о повышении качества управления – планирования, реализации и контроля проектов по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния существующей сети автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них, приведения технических параметров и уровня инженерного оснащения дорог в соответствие с достигнутыми размерами интенсивности движения и так далее.
На базовом уровне, предельно рамочно, полномочия органов местного самоуправления в сфере управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства определены в профильных нормативных актах - Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1], Федеральном законе от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Однако непосредственная управленческая практика рождается в ежедневном последовательном управленческом процессе, постоянно развиваясь, совершенствуясь и непрерывно видоизменяясь.
Поскольку в сферу научных интересов автора настоящей статьи входят непосредственные вопросы муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства, то, закономерно, в фокусе внимания, находятся различные аспекты и тенденции развития названной сферы общественных отношений.
Свердловская область традиционно, вот уже многие годы, занимает медианное положение в рейтингах качества дорожного покрытия на автомобильных дорогах общего пользования различных категорий, о чём говорят ежегодно публикуемые Росстатом данные о качестве дорог регионального или межмуниципального значения в России, характеризующие степень соответствия последних нормативным требования в различных субъектах Российской Федерации [3]. Средние позиции Свердловской области, для целей настоящего исследования, подходят наилучшим образом, ведь это значит, что сложившийся в практике расположенных на её территории органов местного самоуправления управленческий опыт является, в самом позитивном смысле, средним усредненным, типовым, универсальным и всеобще применимым.
С целью выявления, обобщения, систематизации и развития наилучшего опыта муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства автором настоящей статьи в рамках её подготовки было осуществлено самостоятельное сравнительное исследование передовых практик на примере крупнейших муниципальных образований Свердловской области.
Исследование проводилось методом анализа документов стратегического планирования и данных, опубликованных на официальных сайтах следующих, предварительно ранжированных по численности населения (от большего к меньшему) муниципальных образований: муниципального образования «город Екатеринбург» [4], города Нижний Тагил [5] [6], Каменск-Уральского городского округа [7] [8], городского округа Первоуральск [9] [10], Серовского городского округа [11], Новоуральского городского округа [12], городского округа Верхняя Пышма [13], Асбестовского городского округа [14], городского округа Ревда [15], Березовского городского округа [16], Полевского городского округа [17], городского округа Краснотурьинск [18], Верхнесалдинского городского округа [19], Качканарского городского округа [20], городского округа Красноуфимск [21], муниципального образования Алапаевское [22], Режевского городского округа [23], муниципального образования город Ирбит [24] [25], городского округа Сухой Лог [26].
Проведенное сравнительное исследование позволило выявить передовые практики муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства в деятельности органов местного самоуправления и сгруппировать их для удоства понимания и восприятия в две группы. К первой категории отнесены меры (управленческие инструменты, технологии, механизмы, направления деятельности) общего характера, а ко второй категории – специального характера, то есть более уникальные, встречающиеся в практике деятельности органов местного самоуправления сравнительно реже, однако, обладающие кратно большим потенциалом и управленческой эффективностью.
Проведенное исследование позволило установить, что наиболее результативными и перспективными мероприятиями общего характера, действительно способствующими существенному росту качества муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства в практике крупнейших муниципальных образований Свердловской области являются следующие:
Проведенное исследование позволило установить, что наиболее результативными и перспективными мероприятиями специального характера, действительно способствующими существенному росту качества муниципального управления вопросами осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства в практике крупнейших муниципальных образований Свердловской области являются следующие:
Самостоятельного внимания заслуживает опыт ряда муниципальных образований, которые достигли особенно высоких результатов в решении проблем приведения в нормативное состояние автомобильных дорог путём усиления работы по межведомственному взаимодействию с органами исполнительной власти субъекта Федерации в части привлечения средств из целевого бюджетного территориального дорожного фонда региона.
Таким образом, применение всей совокупности и даже части названных мероприятий, как показало исследование, способно в достаточно короткие сроки существенным образом привести к позитивным зримым транспортным и внетранспортным эффектам. Транспортный эффект, как известно, отражает прямые выгоды для лиц, пользующихся автомобильными дорогами, получаемые в результате улучшения дорожных условий. Этот эффект выражается в экономии затрат на эксплуатацию транспортных средств, сокращении времени нахождения в пути, повышении эффективности использования транспортных средств, снижении риска дорожно-транспортных происшествий, повышении комфортности движения и удобств в пути следования. Внетранспортный эффект, соответственно, отражает влияние совершенствования и развития сети автомобильных дорог на социально-экономическое развитие муниципального образования. В числе наиболее значимых социально-экономических последствий модернизации и развития автомобильных дорог на обследованных территориях встречалось: повышение уровня и улучшение социальных условий жизни населения; активизация экономической деятельности, расширение рынков сбыта продукции; создание новых рабочих мест; сокращение негативного влияния дорожно-транспортного комплекса на окружающую среду; снижение отрицательных последствий чрезвычайных ситуаций; улучшение транспортного обслуживания сельского хозяйства; ликвидация бездорожья в сельской местности; повышение качества транспортного обслуживания населения; обеспечение бесперебойного транспортного сообщения по территории.
В заключение статьи её автор приходит к результирующему выводу о том, что претендующая на высокие результаты по-настоящему по-современному организованная деятельности органов местного самоуправления в сфере осуществления дорожной деятельности и развития дорожного хозяйства – это деятельность направленная на создание благоприятных организационно-правовых и экономических условий для обеспечения качественного содержания, своевременного ремонта автомобильных дорог и сооружений на них в границах города и сельских поселений, а также на инициативное привлечение и эффективное использование целевых ассигнований из областного, местного бюджетов и других источников.
Базовым условием успеха управленческих мероприятий в рассматриваемой сфере, как показало проведенное исследование, является активная совместная деятельность всех подразделений местной администрации по выполнению планов доходов местного бюджета и планомерная работа по выполнению программ ремонта и содержания автомобильных дорог муниципального образования. Залогом успеха достижения названной ключевой задачи является глубокое погружение и активная аналитическая работа на стадии стратегического планирования со стороны специалистов – муниципальных служащих, а также аккуратная концентрация финансовых и иных ресурсов именно на приоритетных направлениях развития автомобильных дорог местного значения, обеспечивающих наибольший социально-экономический эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (в ред. от 20.07.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ (в ред. от 08.12.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Статистический показатель «Доля автомобильных дорог общего пользования, отвечающих нормативным требованиям на конец года регионального или межмуниципального значения». [Электронный ресурс] URL: https://fedstat.ru/indicator/50215 (дата обращения: 09.10.2021).
Об утверждении муниципальной программы «Развитие системы общественного транспорта и обеспечение безопасности дорожного движения в муниципальном образовании «город Екатеринбург» на 2017 - 2021 годы»: Постановление Администрации г. Екатеринбурга от 31.10.2016 № 2168 (в ред. от 19.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды в городе Нижний Тагил на 2017 - 2024 годы»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 13.06.2017 № 1388-ПА (в ред. от 14.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие и содержание объектов городского и коммунального хозяйства города Нижний Тагил до 2024 года»: Постановление Администрации г. Нижний Тагил от 07.11.2014 № 2315-ПА (в ред. от 27.04.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение функционирования городского хозяйства в Каменск-Уральском городском округе на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 10.10.2019 № 837 (в ред. от 24.05.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории Каменск-Уральского городского округа на 2017 - 2024 годы»: Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 24.05.2017 № 424 (в ред. от 16.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018 - 2023 годы» (вместе с «Муниципальная программа «Безопасность дорожного движения в городском округе Первоуральск на 2018 - 2028 годы»): Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 18.10.2017 № 2088 (в ред. от 12.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований при осуществлении муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения на территории городского округа Первоуральск на 2021 - 2023 годы: Постановление Администрации городского округа Первоуральск от 17.12.2020 № 2458. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства и благоустройство на территории Серовского городского округа» на 2021 - 2024 годы»: Постановление Администрации Серовского городского округа от 16.11.2020 № 1550 (в ред. от 14.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортной инфраструктуры и дорожного хозяйства в Новоуральском городском округе» на 2020 - 2026 годы»: Постановление Администрации Новоуральского городского округа от 10.01.2020 № 18-а (в ред. от 09.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и транспортного обслуживания, повышение энергетической эффективности на территории городского округа Верхняя Пышма до 2020 года»: Постановление Администрации городского округа Верхняя Пышма от 30.09.2014 № 1707 (в ред. от 08.08.2017). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспорта, дорожного хозяйства, связи и информационных технологий Асбестовского городского округа до 2024 года»: Постановление администрации Асбестовского городского округа от 05.12.2013 № 777-ПА. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной целевой программы «Обеспечение содержания, ремонта, реконструкции и нового строительства автомобильных дорог общего пользования городского округа Ревда и сооружений на них» до 2020 года»: Постановление администрации городского округа Ревда Свердловской области от 15 ноября 2010 г. № 2624. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Березовского городского округа: Постановление администрации Березовского городского округа от 30.11.2018 №1029-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства на территории Полевского городского округа на 2019 - 2024 годы»: Постановление Администрации Полевского городского округа от 07.11.2016 № 394-ПА (в ред. от 12.11.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы городского округа Краснотурьинск «Развитие транспорта, дорожного хозяйства городского округа Краснотурьинск до 2024 года»: Постановление Администрации городского округа Краснотурьинск от 28.04.2015 № 574 (в ред. от 06.08.2018). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие дорожного хозяйства Верхнесалдинского городского округа до 2021 года»: Постановление Администрации Верхнесалдинского городского округа от 15.10.2014 № 3156 (в ред. от 23.04.2015). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Качканарского городского округа до 2035 года: Постановление Администрация Качканарского городского округа от 27.12.2018 № 1162. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Формирование современной городской среды на территории городского округа Красноуфимск на 2018-2024 годы»: Постановление главы городского округа Красноуфимск от 22.09.2017 № 940. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие транспортного комплекса муниципального образования Алапаевское до 2024 года»: Постановление Администрации муниципального образования Алапаевское от 29.12.2018 № 1103 (в ред. от 16.07.2021). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении комплексной программы «Развитие Режевского городского округа» на 2016 - 2021 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 13 мая 2016 года № 308-ПП. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении комплексной программы «Развитие Муниципального образования город Ирбит» на 2018 - 2025 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 977-ПП (в ред. от 19.11.2020). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении комплексной программы «Развитие Муниципального образования город Ирбит» на 2018 - 2025 годы»: Постановление Правительства Свердловской области от 26.12.2018 № 977-ПП (в ред. от 07.11.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Об утверждении муниципальной программы «Развитие жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, организации благоустройства и повышения энергетической эффективности в городском округе Сухой Лог»: Постановление Главы городского округа Сухой Лог от 25.10.2013 № 2242-ПГ (в ред. от 25.11.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Shukhovtsev V.V.
Master's student of the Ural Institute of Management
– branch of RANEPA
(Ekaterinburg, Russia)
COMPARATIVE STUDY OF BEST PRACTICES OF MUNICIPAL
MANAGEMENT IN IMPLEMENTATION OF ROAD ACTIVITIES
& DEVELOPMENT OF ROAD FACILITIES
(EXAMPLE OF LARGEST MUNICIPALITIES OF SVERDLOVSK REGION)
Abstract: the article reflects the results of its author's own research, based on the analysis of official websites and profile strategic planning documents of two dozen of the largest municipalities of the Sverdlovsk region, which made it possible to identify, establish, aggregate, summarize and group general and special best modern practices in the field of municipal management of road activities and road development, which allowed the surveyed municipalities to significantly increase the effectiveness and increase the socio-economic efficiency of the state of the considered sphere of local economy.
Keywords: municipal administration, local issues, roads, highways, road construction.
Номер журнала Вестник науки №9 (54) том 4
Ссылка для цитирования:
Шуховцев В.В. СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕДОВЫХ ПРАКТИК МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ВОПРОСАМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАЗВИТИЯ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА (НА ПРИМЕРЕ КРУПНЕЙШИХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ) // Вестник науки №9 (54) том 4. С. 150 - 163. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6229 (дата обращения: 02.11.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*