'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 1
  4. Научная статья № 13

Просмотры  59 просмотров

Стащенко Д.В.

  


АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием административного иска как способа защиты прав налогоплательщика в административном судопроизводстве Российской Федерации. Изучаются отдельные положения законодательства, регламентирующие правила подачи административного иска о признании незаконными ненормативных правовых актов органов налоговой системы России, выделяются недостатки правового регулирования и предлагаются способы решения выделенных проблем. Приводится анализ положений судебной практики высших судебных инстанций России в части признания конституционными отдельных условий, правил подачи административных исков, предлагается собственное мнение автора относительно положений Кодекса Административного судопроизводства о защите прав налогоплательщиков. Изучаются мнения теоретиков по исследуемому вопросу, формулируется собственное авторское мнение. Предлагаются некоторые дополнения в Кодекс Административного судопроизводства, направленные на регулирование вопроса о порядке подачи административных исков   

Ключевые слова:
налогоплательщики, административный иск, защита, налоги   


УДК 34

Стащенко Д.В.

магистрант, Юридический институт

Сибирский федеральный университет

(г. Красноярск, Россия)

 

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК КАК СПОСОБ

ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА:

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с правовым регулированием административного иска как способа защиты прав налогоплательщика в административном судопроизводстве Российской Федерации. Изучаются отдельные положения законодательства, регламентирующие правила подачи административного иска о признании незаконными ненормативных правовых актов органов налоговой системы России, выделяются недостатки правового регулирования и предлагаются способы решения выделенных проблем. Приводится анализ положений судебной практики высших судебных инстанций России в части признания конституционными отдельных условий, правил подачи административных исков, предлагается собственное мнение автора относительно положений Кодекса Административного судопроизводства о защите прав налогоплательщиков. Изучаются мнения теоретиков по исследуемому вопросу, формулируется собственное авторское мнение. Предлагаются некоторые дополнения в Кодекс Административного судопроизводства, направленные на регулирование вопроса о порядке подачи административных исков.

 

Ключевые слова: налогоплательщики, административный иск, защита, налоги.

 

Предметом рассмотрения настоящей статьи является административный порядок защиты прав налогоплательщиков в случае осуществления налоговым органом незаконных действий по начислению налогов (сборов) в отношении физических лиц. При написании настоящей статьи автором были использованы такие методы юридической науки, как: формально-юридический, логический, статистический, анализ, синтез, индукция, дедукция и другие. Результаты исследования представляют собой практические рекомендации к совершенствованию не только административного порядка защиты прав налогоплательщика, но и других отраслей права, как процессуальных, так и материальных.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый «обязан платить законно установленные налоги и сборы» [1] Данное положение законодательства относится не только к гражданам России, но также и к гражданам других государств, на которых распространяется действие налогового законодательства Российской Федерации. В полной мере положения налогового законодательства распространяются также и на юридических лиц. При этом зачастую права налогоплательщиков и их законные интересы нарушаются не только вновь принятыми законодательными нормами, но и некоторыми действиями должностных лиц Федеральной налоговой службы Российской Федерации и ее структурных подразделений.

Несовершенство системы налогообложения в России давно является пристальным объектом внимания исследователей. Среди основных проблем, связанных с начислением и взиманием налогов является неучет поступления отдельных платежей в системе ФНС РФ.

Учет налогоплательщиков и налоговых платежей, подлежащих уплате в налоговой системе России осуществляется благодаря специальной программе - АИС «Налог-3». Данная программа аккумулирует в себе единую базу данных налогоплательщиков, дату и место их рождения, налоги, подлежащие уплате, их суммы и объекты налогообложения. Также благодаря системе АИС «Налог-3» формируется пакет документов для подачи заявления о выдаче судебного приказа или административного искового заявления.

В случаях, когда налоговый платеж был оплачен налогоплательщиком своевременно, но по каким-либо причинам не был учтен в программе АИС «Налог-3», по истечении срока, предоставленного для уплаты соответствующего налога, подготавливается заявление о выдаче судебного приказа. При этом важно, что согласно положениям Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (далее по тексту КАС РФ), заявление первоначально должно быть направлено административному ответчику, что, вероятно, должно стимулировать его оперативно уплатить налог. Кроме того, отсутствие сведений о направлении заявления ответчику является основанием для возвращения заявления в адрес административного истца [2]

Административный ответчик, который своевременно оплатил установленные налоги и сборы, но, в отношении которого налоговым органом подано заявление о выдаче судебного приказа, имеет право обратиться в налоговый орган по месту жительства с подтверждением оплаты налога, предшествующего дате подачи заявления в суд. Законом не урегулирован порядок действий налогового органа в таком случае, однако, в практической деятельности, сотрудники обращаются в суд с заявлением о возврате пакета документов. Следует отметить, что теоретически это можно сделать в сроки, не превышающие одного дня с даты подачи заявления. В случае, если заявление уже принято к производству и вынесен судебный приказ, КАС РФ не регулирует иных оснований для неисполнения данного судебного приказа как для передачи его взыскателю, так и для неисполнения в части взыскания государственной пошлины с административного ответчика. Для должника единственным основанием для освобождения от уплаты данных платежей является подача заявления об отмене судебного приказа с приложением квитанции, свидетельствующей об уплате налога (сбора) до подачи заявления налоговым органом в суд.

Также административный ответчик имеет право на обращение в суд с административным исковым заявлением о признании действий налогового органа незаконными. Данная норма закреплена не только в Налоговом кодексе РФ, но и в КАС РФ. Кроме того, именно в КАС РФ установлена форма административного искового заявления, перечень приложений к административному исковому заявлению (примерный) и иные важные аспекты, регулирующие правила его подачи и принятия к производству.

Остановимся подробнее на основных аспектах правовой сущности административного иска, подачи и принятия к производству административного искового заявления, а также правил его рассмотрения, правовых проблем и способов их решения.

Многие исследователи достаточно неоднозначно высказываются относительно правовой природы административного иска. Прежде всего указывается, что перенесение административного иска из сферы гражданско-правовых в административные отношения не обоснованно и не окончено до настоящего времени. Прежде всего, публичный характер административно-правовых отношений предполагает, что данная группа исков должна рассматриваться по особым правилам, с использованием норм, отличных от тех, что регулируют гражданско-правовые отношения. Следующая дискуссия возникает в связи с определением самостоятельности административных исков. Высказываются мнения как о самостоятельности, так и о необоснованности признания административного иска самостоятельным [2] В свою очередь мы считаем, что административный иск является самостоятельной формой защиты гражданами своих прав, поскольку с помощью его гражданин защищает группу отношений, отличную от гражданско-правовой сферы.

Итак, подача административного иска осуществляется исключительно в районный суд по месту нахождения административного ответчика, которым является, в данном случае, налоговый орган. Статьи 124 и 125 КАС РФ определяют содержание административного искового заявления, а также перечень документов, прилагаемых к нему.

Характерным для административных исков является то, что по отдельным категориям, среди которых в том числе оспаривание ненормативных актов, для административного истца необходимо наличие подтвержденного высшего юридического образования, или же наличие представителя с высшим юридическим образованием. При этом данное правосубъектное ограничение не является нарушением конституционных прав граждан, поскольку Конституционный суд РФ указал, что «из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами» [3]

Не опровергая позицию, высказанную Конституционным судом, все же считаем необходимым отметить, что данная позиция заслуживает определенного внимания, и, возможно, переосмысления в контексте того, что судебная форма защиты гражданином своих прав является крайней мерой, к которой следует прибегать, когда другие средства уже исчерпаны. Одновременно с этим считаем, что для споров относительно оспаривания ненормативных актов необходимо установление прежде всего досудебного порядка урегулирования возникшего спора, а обращение в суд с административным иском должно осуществляться с предоставлением решений вышестоящего органа по отношению к органу, принявшему незаконное, по мнению гражданина решение. Данный ответ, оформленный в виде ответа на обращение гражданина, или же в виде решения вышестоящего органа в ответ на жалобу гражданина, должен лежать в основе административного иска о признании ненормативного акта нарушающим права и законные интересы налогоплательщика.

В первые месяцы действия КАС РФ возникали случаи недопуска адвокатов в административный процесс, не подтвердивших в процессе наличие высшего юридического образования дипломом. Суды требовали предъявления диплома о высшем образовании несмотря на наличие статуса адвоката. В настоящее время данный правовой аспект урегулирован, и для адвоката не является необходимым предоставление документа, подтверждающего наличие высшего юридического образования. При этом достаточно предъявить адвокатское удостоверение и ордер на представление интересов лица.

Выстроенные на характере властвования и подчинения отношения, возникающие и развивающиеся при рассмотрении административных исков, предопределяют отсутствие равенства субъектов, поскольку с одной стороны

 выступает всегда более сильный субъект - публичное образование (например,

 орган государственной власти или должностное лицо), а с другой стороны - обычный гражданин или юридическое лицо. Для достижения в административном судопроизводстве надлежащей состязательности и равноправия сторон, усиления динамизма судебного процесса Кодекс закрепил активную роль суда (ст. 6 КАС РФ), которая ранее не выделялась как принцип судопроизводства. Напротив, предусмотренный в ст. 123 Конституции РФ принцип состязательности предполагает активность сторон, но не суда [1]

Активная роль суда в административном судопроизводстве состоит в том, что «суд вправе с учетом обстоятельств административного дела в целях решения задач административного судопроизводства, реализуя принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, возложить на лицо, участвующее в деле, наделенное публичными полномочиями, обязанность по представлению в определенный срок доказательств, возражений в письменной форме. За неисполнение указанной обязанности на лицо, участвующее в деле, в том числе на сторону административного судебного процесса, может быть наложен судебный штраф» [4]

Таким образом, следует констатировать, что административное судопроизводство в части установления правовой регламентации и рассмотрения административных исков о признании незаконными ненормативных актов обладает некоторыми правовыми пробелами, которые затрудняют его использование по назначению.

Для решения вышеобозначенных проблем считаем, что следует реформировать КАС РФ в части установления обязательных критериев для признания права подачи на административный иск.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 01.07.2020)//КонсультантПлюс:Законодательство.

Тимошинова, С.Б. Теоретические и практические проблемы определения понятия и сущности административного иска/С.Б. Тимошинова//Журнал административного судопроизводства. 2017. № 1.

Определение Конституционного Суда РФ от 27.09.2016 N 1783-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Гурмана Юрия Альбертовича и Мальцева Станислава Сергеевича на нарушение их конституционных прав положениями части 3 статьи 55, пункта 2 части 2 статьи 125, пунктов 4 и 5 части 1 статьи 126, части 1 статьи 130, части 9 статьи 208 и части 3 статьи 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации"//КонсультантПлюс:Судебная практика.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 21 "О применении судами мер процессуального принуждения при рассмотрении административных дел"//КонсультантПлюс:Судебная практика.

 

Stashchenko D.V.

Master's student, Law Institute

Siberian Federal University

(Krasnoyarsk, Russia)

 

ADMINISTRATIVE LAWSUIT AS WAY TAXPAYER PROTECTION:

SOME QUESTIONS OF THEORY & PRACTICE

 

Abstract: the article discusses some issues related to the legal regulation of an administrative claim as a way to protect the rights of a taxpayer in the administrative proceedings of the Russian Federation. Separate provisions of the legislation regulating the rules for filing an administrative claim for the recognition of illegal non-normative legal acts of the tax system of Russia are studied, shortcomings of legal regulation are highlighted and ways to solve the identified problems are proposed. The analysis of the provisions of the judicial practice of the highest judicial instances of Russia regarding the recognition of certain conditions and rules for filing administrative claims as constitutional is given, the author's own opinion on the provisions of the Code of Administrative Procedure on the protection of Taxpayers' rights is offered. The opinions of theorists on the issue under study are studied, the author's own opinion is formulated. Some additions to the Code of Administrative Procedure aimed at regulating the issue of the procedure for filing administrative claims are proposed.

 

Keywords: taxpayers, administrative claim, defense, taxes.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Стащенко Д.В. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСК КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА: НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ // Вестник науки №10 (55) том 1. С. 68 - 75. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6242 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6242



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.