Дунаев А.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив номеров
  3. Вестник науки №9 (9) том 3
  4. Научная статья № 18

Просмотры  8 просмотров

Дунаев А.В.  


ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ  


Аннотация:
в данной работе автором анализируются некоторые проблемы, имеющиеся в сфере уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Также исследуются перспективы в указанном направлении   

Ключевые слова:
ресоциализация, уголовно-исполнительная система, проблематика, законодательство   


В современных реалиях развития современного российского общества, наряду с общественными преобразованиями в стране производится и реформирование уголовноисполнительной системы России. Реформирование уголовно-исполнительной системы в первую очередь направлено на гуманизацию, демократизацию институтов системы отбывания наказания. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации закрепляет основные международные стандарты, связанные с реализацией системы отбывания наказания. Несмотря на это, на практике, его положения могут оставаться нереализованными. На данный момент уголовно-исполнительная система Российской Федерации находится в затянувшемся кризисном состоянии. В частности, проблемными вопросами принято считать функционирования институтов ресоциализации и адаптации к условиям жизни лиц, которые уже отбыли свое наказание. На данный момент уголовно-исполнительная система России находится в тяжелом положении. В своей работе М.С. Рыбак отмечает, что сегодня большинство исправительных учреждений представляют собой крайне неэффективные учреждения с точки зрения ресоциализации осужденных в процессе их пребывания в специальных учреждениях [5]. Более того, вызывает озабоченность обеспечение безопасности и нормальной жизнедеятельности заключенных, отбывающих наказание в исправительных колониях. В настоящий момент, в исправительных учреждениях отбывают наказание значительное число лиц больных туберкулезом (число больных туберкулезом, осужденных к лишению свободы, на 2017 год составляет свыше 25 %) [3]. Исправительные учреждения и туберкулез — понятия, к сожалению, неразделимые, однако радикальных мер борьбы с тяжелой болезнью не предпринимается, поскольку отсутствуют необходимые средства. По данным статистики, на 2014 год в исправительных учреждения содержалось около 9 тысяч ВИЧ-инфицированных[4]. На данный момент, борьба с туберкулезом и ВИЧ-инфекцией в исправительных учреждениях приобрела общесоциальное значение. Одной из острых проблем уголовно-исполнительной системы России остается проблема подбора персонала, работающего в исправительных учреждениях. Уголовно-исполнительные инспекции играют важную роль в обеспечении функционирования уголовно-исполнительной системы России. Они обеспечивают исполнение наказаний не связанных с реальным лишением свободы, например, обязательные или исполнительные работы. Цели и задачи уголовно-исполнительной системы предопределены уголовно-исполнительным законодательством. Именно для достижения последних создаются и функционируют пенитенциарные органы и учреждения. Согласно Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации основной целью уголовно-исполнительной системы России является исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [1]. В теории уголовно-исполнительного права с термином исправление также используется термин ресоциализация. По общему правилу, данные термины отождествляются. Под ресоциализацией понимается целенаправленный процесс перерождения преступника в законопослушного гражданина [5]. На наш взгляд, основной задачей ресоциализции осужденных является формирование таких личностных качеств, которые будут способствовать формированию у лица правопослушного поведения, а также уважительного отношения к нормам морали и права, действующим в обществе. Таким образом, под исправлением следует понимать изменение ценностно-нормативной сферы личности осужденного, а под ресоциализацией привитие или восстановление утраченных социально полезных качеств и практических навыков человеческого общежития. Значительное число исправительных учреждений, по мнению Е.Н. Стригуновой, нуждаются в реформировании. Данные учреждения, полагает теоретик, должны быть преобразованы в реально действующие исправительные учреждения, с условиями максимально приближенными к условиям жизни на свободе. Одним из способов достижения данного результата является уменьшение количества осужденных, пребывающих в одном исправительном учреждении, а также специализация их в зависимости от социальных и психологических качеств лиц, отбывающих наказание. В идеальном варианте, численность одного исправительного учреждения не должна превышать 200 осужденных [6]. Осужденные за совершение особо тяжких преступлений, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы, осужденные к пожизненному лишению свободы должны содержаться в тюрьмах. Цель исправления в отношении данных категорий осужденных должна быть заменена целью ресоциализации. Такие осужденные должны содержаться в условиях максимальной безопасности и строгого режима. Однако и в отношении этих категорий осужденных следует применять прогрессивную систему отбывания наказания. При достижении определенной степени социализации личности они могут переводиться в исправительные колонии третьей категории, а в дальнейшем в колонии-поселения и реабилитационные центры. Такое положение можно распространить и на осужденных к пожизненному лишению свободы. Особое внимание следует уделить вопросы развитию и реформированию системы исполнения наказания для несовершеннолетних. Это обуславливается тем, что социализации несовершеннолетнего, совершившего преступление, в раннем возрасте, позволить не допустить совершения повторного преступления этим же лицом в будущем.На наш взгляд, следует создать систему пенитенциарных учреждений для несовершеннолетних, где и проявилось бы многообразие средств и методов воздействия на осужденных с целью не только исправления, но и перевоспитания. Достижение пенитенциарными учреждениями возложенных на них функций зависит от уровня профессиональной подготовки сотрудников. Одним из приоритетных направлений кадровой работы в органах и учреждениях пенитенциарной системы должно стать реформирование существующей системы подготовки личного состава, приведение ее в соответствие с современными требованиями[2]. Показателем высокого уровня профессиональной подготовленности сотрудника пенитенциарной системы должна стать профессиональная культура. Сложившаяся обстановка в уголовно-исполнительной системе России во многом объясняется низким уровнем правовой культуры персонала исправительных учреждений. Сказанное выше требует, на наш взгляд, внедрить в систему профессиональной подготовки элементы формирования правовой культуры сотрудника пенитенциарного учреждения. Одним из приоритетных направлений деятельности в дальнейшей развитии уголовноисполнительной системы Российской федерации должно стать обеспечение ее безопасности. Меры по обеспечению безопасности в исправительных учреждениях, предполагается, должны также включать в себя: - полный объем мер по предупреждению внутренних и внешних угроз функционирования исправительного учреждения, например, сокращение пенитенциарной преступности; - полный комплекс сил и средств, для поддержания безопасности в исправительном учреждении (установка камер и прочее).

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №9 (9) том 3   


Ссылка для цитирования:

Дунаев А.В. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ // Международный научный журнал Вестник науки №9 (9) том 3. ISSN 2712-8849. С. 64 - 67. 2018 г. // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/625 (дата обращения: 26.09.2021 г.)




Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


© 2018