'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 2
  4. Научная статья № 7

Просмотры  95 просмотров

Ковалёва И.В., Корнилаева Н.Ю., Черемисинова А.В.

  


РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА *

  


Аннотация:
математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений   

Ключевые слова:
дошкольный возраст, математика, математические представления, устное народное творчество, фольклор   


УДК 37

Ковалёва И.В.

воспитатель

МБДОУ детский сад №10 "Светлячок"

(Россия, г. Старый Оскол)

 

Корнилаева Н.Ю.

воспитатель

МБДОУ детский сад №10 "Светлячок"

(Россия, г. Старый Оскол)

 

Черемисинова А.В.

воспитатель

МБДОУ детский сад №10 "Светлячок"

(Россия, г. Старый Оскол)

 

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ

ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА

 

Аннотация: математика сегодня – это одна из наиболее важных областей знания современного человека. Повсеместное широкое использование техники, в том числе и компьютерной, требует от каждого определенного минимума математических знаний и представлений.

 

Ключевые слова: дошкольный возраст, математика, математические представления, устное народное творчество, фольклор.

 

 С раннего детства и до самой старости мы в той или иной мере связаны с математикой - даже набор телефонного номера требует знаний цифр и умения запоминать цифровые последовательности. Начальные математические представления малышу просто необходимы. Это и способность ориентироваться в пространстве, и такие понятия, как размер и форма, и простейшие логические и арифметические операции. Без этих первых эталонов кроха не сможет полноценно осваивать окружающий мир. А кроме всего прочего, математика как нельзя лучше развивает интеллект малыша, учит его думать и анализировать.

 Для развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора, т.к. он помогает детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры.

 В ходе такой работы у ребенка формируются математические знания, умения, навыки и кроме того чувства, художественный вкус, нравственные чувства, творческая активность.

 Занимаясь с этим материалом, ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

 Организованная работа по развитию математических способностей дошкольников, включающая элементы устного народного творчества, способствует повышению интереса к самому процессу.

Вопросы математического развития детей дошкольного возраста своими корнями уходят в классическую и народную педагогику. Методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста прошла длительный путь своего развития. Предшественником ее как науки было устное народное творчество. Различные считалки, пословицы, поговорки, загадки, потешки были хорошим материалом в обучении счету, позволяли сформировать у ребенка понятия о числах, форме, величине, пространстве и времени.

Устное народное творчество или фольклор: сказка, героический эпос, пословицы и поговорки, загадки, потешки, песни и др. Фольклор как исторически-конкретная форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с народом, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время может использоваться в учебно-воспитательном процессе, как и во времена наших прабабушек.

Взрослые мыслят, писал К.И. Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети - вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами».[9]

Особенностями детской психики определяется выбор поэтических образов, весь состав устного народного творчества. Поэтические произведения, многие столетия, передававшиеся от одного поколения к другому, постепенно приобретали содержание и форму, наиболее полно соответствующие законам детской эстетики. В произведениях устного народного творчества четко прослеживается формообразующая роль внеэстетических, в первую очередь педагогических функций.

Таким образом, фольклор народного творчества, включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. К устному народному творчеству как средству воспитания детей обращались В.И. Даль, Д.К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотилов.

В.А. Попов рассматривал считалки («жребий детских игр», в терминологии автора) как произведения, сохранившие следы мифологического мышления наших предков, их верований и суеверий. Н. И. Костомаров в фольклорных образах видел отражение национального уклада жизни, систему народного мышления. А.Ф. Можаровский рассматривал народное творчество в связи с бытом, со всем укладом крестьянской жизни. Начиная с 60-70-х гг. ХХ века шло довольно интенсивное освоение фольклора.

Понятие «народная педагогика» значительно шире понятия «материнская поэзия», оно включает всю совокупность средств и методов воспитания и обучения подрастающего поколения, закрепленных в народном сознании, в народных традициях, в поэзии народа.

Педагогика как академическая наука существует несколько столетий. Но уже десятки тысячелетий назад человечество вынуждено было передавать, и передавало накопленные знания и умения приходящим на смену поколениям, обеспечивая прогресс общественной мысли. Пословицы, песни, обряды, сказки, давая людям эстетическое наслаждение, несли определенный объем жизненно необходимой информации.

 В сказках показана роль смеха в жизни людей, сила любви, классовость морали (многочисленные сказки о попах и работниках, барах и мужиках и т. п.). Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, имеющей жанры поэзии, особые для каждого периода жизни ребенка.

На протяжении многих веков они не только учат, совершенствуют разум, воспитывают нравственно, но и доставляют, ни с чем несравнимое эстетическое наслаждение детям.

Произведения устного народного творчества делятся на жанры:

Потешками принято называть особые забавы взрослых с малыми детьми, в которых используются различные части тела ребенка и взрослого. Потешками называются и песенки-приговорки, организующие эти забавы. Чисто филологическое изучение этих приговорок вне игры неправомерно и невозможно. Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, характер их исполнения, бытовое назначение, эмоционально-мелодическая основа и педагогическое воздействие - совершенно иные. Потешка призвана потешить, развеселить, позабавить ребенка; соответственно меняется ритмика песенки, она не всегда поется, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребенку необходимую информацию.
 Прибауткой принято обозначать «смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок». В детском фольклоре под этим термином издавна объединяли стишки-песенки, которые развлекали и потешали детей. От потешек (забавок) они отличаются тем, что не сопровождаются определенными игровыми действиями.
 Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Детские песенки чрезвычайно разнообразны по своему содержанию, по композиции, по музыкальному строю и характеру исполнения. Бывают песенки-миниатюры - всего в четыре стиха, бывают песни большие по объему -в сто и более стихов.

Широкое распространение в детской среде имели заклички и приговорки. Закличками принято называть стихотворные обращения детей к различным явлениям природы (солнце, дождь и пр.), приговорками - обращения к животным.
 Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности («Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данных сказок.

Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются детьми с большим интересом, живо, эмоционально.

Народные пословицы и поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд, взаимоотношение людей. Некоторые пословицы содержат в себе поучения, выраженное иногда в прямой форме, например: «Семь раз отмерь – один раз отрежь».

Ещё один вид малых форм словесного народного творчество - загадки. Самый простой прием составления загадок - указание основных признаков, характеризующих предмет. Например, «Шапочка да ножка - вот и весь Ермошка» (гриб). Иногда выделяются некоторые признаки, одинаковые для различных предметов или явлений; на основании сходства этих предметов надо найти разгадку: «Кругла, а не месяц, желта, а не масло, с хвостом, а не мышь» (репа). В этой загадке признаки репы (круглая, желтая, с хвостом) сравниваются с аналогичными признаками месяца, масло, мыши. Загадки требуют от ребенка большой наблюдательности умения предоставить себе тот предмет, к которому надо приложить указанные в загадке признаки. Отгадывая загадку, дети должны путём умственного напряжения решить поставленные перед ними задачи. Это развивает их мышление, пытливость, наблюдательность.

В работе с детьми можно использовать игры с народными игрушками – вкладышами (матрёшки, кубы), пирамидами, в конструкции которых заложен принцип учёта величины. Особое внимание: «в большую матрёшку можно поставить маленькую, в большой куб – маленький»; «чтобы сделать пирамиду, надо вначале вставить большое кольцо, затем поменьше и самое маленькое». С помощью этих игр дети упражняются в нанизывании, вкладывании, собирании целого из частей, приобретают практический, чувственный опыт различения величины, цвета, формы предмета, учатся обозначать эти качества словом. Дидактические игры используются как для закрепления, так и для сообщения новых знаний.

Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: учебное пособие/А.В. Белошистая. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством [Текст]/Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Т.А. Бударина - М.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008.-400с.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст]/Т.И.Бабаевой З.А.Михайловой Л.М. Гуревич. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.- 237 с.

Ерофеева Т.И., Павлова Л.И., Новикова В.П. Математика для дошкольников /Т.И. Ерофеева Л.И. Павлова В.П. Новикова.- М.: 1997. - 75 с.

Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет: Сценарий занятий по развитию математических представлений [Текст] /Е.В. Колесникова. - М.: Гном-Пресс, 1999.- 110 с.

Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] /М.Н.Перова. – М.: Просвещение, 1996. – 144 с.

Филиппова Л.В. Сказка как источник творчества детей[Текст]/Л.В. Филиппова. - М.: Владос, 2001. – 288 с.

Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников [Текст] / А.А.Столяр.- М.: 1988.- 270 с.

Чуковский К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. -М.: Планета детства, 1999 704 с.: ил.

Шаталова Е.В. Развитие количественных представлений у детей дошкольного возраста посредством использования малых фольклорных жанров [Текст] / Е.В. Шаталова//Дошкольное воспитание и образование. – 2007. - №9. – С12-17.

 

Kovalyova I.V.

educator

Kindergarten No. 10 "Firefly"

(Russia, Stary Oskol)

 

Kornilaeva N.Yu.

educator

Kindergarten No. 10 "Firefly"

(Russia, Stary Oskol)

 

Cheremisinova A.V.

educator

Kindergarten No. 10 "Firefly"

(Russia, Stary Oskol)

 

DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL

REPRESENTATIONS FOR PRESCHOOLERS

THROUGH ORAL FOLK ART

 

Abstract: mathematics today is one of the most important fields of knowledge of modern man. The widespread widespread use of technology, including computer technology, requires a certain minimum of mathematical knowledge and ideas from everyone.

 

Keywords: preschool age, mathematics, mathematical representations, oral folk art, folklore.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ковалёва И.В., Корнилаева Н.Ю., Черемисинова А.В. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА // Вестник науки №10 (55) том 2. С. 37 - 44. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6255 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6255



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.