'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 2
  4. Научная статья № 9

Просмотры  76 просмотров

Савин С.А., Марченко А.В., Тибейкина Е.Н.

  


СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения   

Ключевые слова:
спортивная мотивация, тренировочный процесс, начальный этап подготовки, единоборства, детерминанта   


УДК 371.7

Савин С.А.

тренер-преподаватель

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(Белгород, Россия)

 

Марченко А.В.

тренер-преподаватель

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(Белгород, Россия)

 

Тибейкина Е.Н.

заместитель директора

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(Белгород, Россия)

 

СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема развития спортивной мотивации у борцов на начальном этапе обучения, значение ее формирования как для соревновательной, так и тренировочной деятельности. Представлены факторы, обуславливающие низкую результативность и сохранность контингента учащихся в единоборствах на этапе начальной подготовки, их взаимосвязь с мотивацией в спорте, возможные пути их решения.

 

Ключевые слова: спортивная мотивация, тренировочный процесс, начальный этап подготовки, единоборства, детерминанта.

 

Понятие мотивации у человека включает все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, идеалы и т. п. В широком смысле мотивация иногда определяется как детерминация поведения человека вообще. С. Л. Рубинштейн писал: «Мотивация - это через психику реализующаяся детерминация. Мотивация - это опосредованная процессом ее отражения субъективная детерминация поведения человека миром. Через свою мотивацию человек вплетен в контекст действительности» [4]. Мотивация является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением. Ее сила, направленность всегда обусловлена характером объекта и отношением субъекта к нему.

Изучая мотивацию спортивной деятельности, Р. А. Пилоян дает следующее определение: «Мотивация - особое состояние личности спортсмена, формирующееся в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата» [3].

Изучение системы формирования спортивной мотивации представляет собой актуальную проблему тренировочного процесса и обусловлена необходимостью исследования мотивов единоборцев разной спортивной квалификации в процессе физической подготовки.

Спортивная деятельность с ее интенсивной тренировочной работой и состояние нервно-психического напряжения на соревнованиях, окрашенного эмоциональными переживаниями спортсмена, является хорошим полигоном, где мотивация проявляется очень ярко и результаты спортсмена, в первую очередь, зависят от его мотивов [4].

Содержание тренировочного процесса необходимо строить с учетом мотивов занятий, характерных для юных единоборцев. Мотивация - это сложный, социальный, психологический процесс, имеющий вполне конкретную основу [2].

Исследования в области единоборств свидетельствуют о том, что в первые два года обучения до 70% занимающихся уходят из детско-юношеского спорта. Это обусловлено несколькими факторами: во-первых, тренеры не уделяют должного внимания сохранению контингента занимающихся; во-вторых, педагоги игнорируют на первых этапах подготовки юных единоборцев процесс активно действенного отношения к занятиям спортом - мотивацию [1].

Мотивация спортивной деятельности связана с потребностями, ценностями и является функциональным органом психологической организации личности, ее индивидуальным субъективным проявлением [4].

Процесс формирования мотивации занимает продолжительное время, следовательно, его целесообразно начинать сразу с первых месяцев тренировочных занятий. Особое внимание на начальном этапе предлагается уделять развитию внутренней мотивации, промежуточному целеполаганию.

Несомненно, что от человека слабомативированного нельзя ожидать большой отдачи в любом деле. Важной особенностью мотивации является ее прямое влияние на спортивный результат, не меньшее значение имеет и то, что, не зная особенностей мотивации конкретного борца, практически нельзя успешно готовить его к достижению высоких результатов [3].

Для разработки диагностических методик определения уровня мотивации необходимо иметь представление о главных мотивационных детерминантах соревновательно-тренировочной деятельности. К детерминантам, как известно, относятся привлекательность успеха или избегание неудачи, личностный стандарт или уровень притязаний, тип усилий или способностей. Согласно теории «ожидаемой ценности» Х. Хекхаузена, показателем детерминантной психологической силы, которая толкает субъекта к цели, является привлекательность цели.

При исследовании мотивации юных единоборцев целесообразно различать относительно консервативные личностные структуры, которые формируются начиная с раннего детства и развиваются. Они также зависят от динамически изменяющихся характеристик, которые теснейшим образом связаны с процессом актуализации мотивов [2].

В развитии мотивов ведущую роль играет мораль. Нельзя сводить мотивы спортивной деятельности к борьбе за лидерство и к стремлению повысить собственный престиж в определённой группе. Тренерам лучше всего мотивировать спортсменов, опираясь на чувство собственного достоинства, здравый смысл и потребность в самосовершенствовании.

Управление формированием мотивации человека - это сложнейшая психолого-педагогическая проблема. Как считает Д.Б. Кретти, тренеру необходимо знать, что именно «заводит» конкретного спортсмена в определённый момент. Рациональный подход к мотивации спортсмена будет более эффективен, чем использование какого-то упрощенного и примитивного приёма. Тренер, применяющий одну и ту же стратегию мотивации ко всем спортсменам, допускает грубую ошибку.

Личностно-характерологические особенности детей и подростков, занимающихся спортом, определяют характер их поведения в спортивной деятельности. Педагог должен учитывать, что личность каждого ребенка и подростка, занимающегося борьбой, имеет различное сочетание психических особенностей, создающих индивидуальность. Решение проблем спортивной мотивации послужит толчком к раскрытию потенциала спортсмена [5].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Близневский, А.А. Управление спортивной мотивацией юных дзюдоистов: монография / А. А. Близневский, А. П. Шумилин. Сибирский федеральный ун-т. - Красноярск: СФУ.-2015. - 90 с.

Кулик, Н.Г. Формирование спортивной мотивации у юных спортсменов на этапе начальной подготовки / Н.Г.Кулик, Л.Г. Уляева, О.И. Исламова // Детский тренер. - 2008. - № 4. - 24-29.

Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984г. - 112 с.

Уколов, А. В. Об аспектах развития динамики мотивации спортивной деятельности борцов «самбо» разной квалификации / А. В. Уколов, А. Ю. Сидоренко. // Молодой ученый. - 2010. - № 9 (20). - с. 315-317.

Шестаков, В.Б. Личностно-характерологические особенности юных спортсменов и их учет в учебно-тренировочном процессе / В.Б. Шестаков // Детский тренер. - 2008. - № 3. - 63-68.

 

Savin S.A.

trainer-teacher

"Children's and youth sports school No. 2" Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

Marchenko A.V.

trainer-teacher

"Children's and youth sports school No. 2" Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

Tibeikina E.N.

Deputy Director

"Children's and youth sports school No. 2" Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

SPORTS MOTIVATION AS INDICATOR

PERFORMANCE OF YOUNG MARTIAL ARTISTS

 

Abstract: the article deals with the problem of the development of sports motivation among wrestlers at the initial stage of training, the importance of its formation for both competitive and training activities. The factors that cause low performance and safety of the contingent of students in martial arts at the stage of initial training, their relationship with motivation in sports, possible ways to solve them are presented.

 

Keywords: sports motivation, training process, initial stage of preparation, martial arts, determinant.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Савин С.А., Марченко А.В., Тибейкина Е.Н. СПОРТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЮНЫХ ЕДИНОБОРЦЕВ // Вестник науки №10 (55) том 2. С. 48 - 52. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6257 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6257



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.