'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  69 просмотров

Тибейкина Е.Н., Чернов Ю.Н., Прохоренко О.В.

  


ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема дифференцированного подхода в развитии физических качеств пловцов на этапе начальной подготовки. Представлены факторы, обуславливающие повышение показателей развития физических качеств пловцов групп начального этапа обучения и зависимость данных показателей от средств и методов дифференцируемого подхода в обучении   

Ключевые слова:
дифференцируемый подход, обучение, физические качества, тренировочный процесс, начальный этап подготовки   


УДК 371.7

Тибейкина Е.Н.

заместитель директора,

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(г. Белгород, Россия)

 

Чернов Ю.Н.

инструктор-методист,

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(г. Белгород, Россия)

 

Прохоренко О.В.

тренер-преподаватель,

МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа № 2» г. Белгорода

(г. Белгород, Россия)

 

ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема дифференцированного подхода в развитии физических качеств пловцов на этапе начальной подготовки. Представлены факторы, обуславливающие повышение показателей развития физических качеств пловцов групп начального этапа обучения и зависимость данных показателей от средств и методов дифференцируемого подхода в обучении.

 

Ключевые слова: дифференцируемый подход, обучение, физические качества, тренировочный процесс, начальный этап подготовки.

 

Этап начальной подготовки играет определяющую роль в системе многолетней подготовки спортсмена по многим факторам. Главная особенность заключается в том, что его роль в большей степени сводится к развитию физических качеств, а также к воспитанию потребности и мотивации занятиями физическими упражнениями у юного спортсмена. При этом возрастает роль и значение следующих этапов подготовки, требующих дальнейшего развития и совершенствования физических качеств и способностей. От того, какие средства и методы используются на начальном этапе подготовки, зависит фундамент состояния будущего спортивного резерва и спорта высших достижений.

Начальный этап - это не только правильно используемые средства, но и, что очень важно, создание для начинающего спортсмена комфортного психологического климата. Необходимо добиться такой атмосферы на учебно-тренировочных занятиях по плаванию, чтобы ребенок хотел заниматься выбранным видом спорта [6].

На сегодняшний день актуальность исследования развития физических качеств пловцов на основе дифференцированного подхода на начальном этапе обучения в ДЮСШ обусловлена тем, что основой модернизации системы спортивной тренировки обучающихся ДЮСШ является внедрение в учебно-тренировочный процесс педагогических технологий с учётом индивидуальных особенностей занимающихся [2].

Дифференцированный подход - принцип обучения, согласно которому учитываются различия между группами людей по их социальной, возрастной, образовательной, профессиональной направленности [7].

Анализ литературы по данной проблеме в учебно-тренировочном процессе показал, что дифференцированный подход в основном используется в тренировочном процессе спортсменов высокой квалификации и касается, прежде всего, индивидуальных особенностей техники выполнения упражнений в совершенствовании специальных физических качеств, режимов работы и отдыха, управления мотивами спортивной деятельности (индивидуальные планы спортивной тренировки).

Исследования В.А. Ермакова, П.В. Квашука, Е.А. Коротковой, В.В. Маркелова, Н.М. Осмоловской в области спорта свидетельствуют о том, что дифференциация и индивидуализация создают наиболее благоприятные условия формирования творческой, самостоятельной и социально-активной личности.

В то же время со спортсменами на этапе начальной подготовки тренеру-преподавателю не удаётся в полной мере использовать дифференцированный подход в обучении по причинам организационно-методического характера. Применение дифференцированного подхода в спортивной школе на этапе начальной подготовки пловцов требует более подробного рассмотрения и обобщения, так как физические нагрузки в ДЮСШ значительно превышают нагрузки на уроках в школе и требуют более детальной разработки и систематизации.

Вследствие этого исследователи предлагают применять дифференцированный подход к построению тренировочного процесса с учётом характерных для различных групп юных спортсменов особенностей, важных для применения тренировочных нагрузок, развития физических качеств, специальной подготовленности (Е.Е.Абрамов, П.В. Квашук и др.) [4].

Таким образом, является очевидной необходимость разработки методик, целенаправленных рекомендаций по дифференцированной подготовки юных спортсменов в развитии физических качеств. Работу в этом направлении следует начинать на этапе начальной подготовки 2-3-го года обучения (возраст: 8-10 лет), тем более, что именно этот период является сенситивным для становления и развития главных физических качеств, закладываются основы функциональных резервов организма для комплексного развития всех видов двигательных качеств.

Аналитический обзор научно-методических публикаций позволил констатировать, что проблема в системе подготовки юных пловцов обусловлена противоречиями между: - необходимостью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на основе индивидуально-ориентированных программ подготовки и существующей традиционной методикой проведения занятий; - наличием индивидуально-типологических различий спортсменов и недостаточной разработанностью методики применения дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки пловцов.

Обозначенные противоречия определили проблему исследования.

Цель данного исследования: разработать теоретические и методические основания применения дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе пловцов на этапе начальной подготовки.

Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработать теоретические и методические основания применения дифференцированного обучения в развитии физических качеств пловцов начальной подготовки.

Объект исследования: дифференцированных подход в учебно-тренировочном процессе на этапе начальной подготовки пловцов.

Предмет исследования: методика развития физических качеств пловцов-мальчиков на этапе начальной подготовки на основе дифференцированного подхода.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что применение дифференцированного подхода на этапе начальной подготовки позволит более эффективно развивать физические качества пловцов в учебно-тренировочном процессе.

В соответствии с поставленными целью, гипотезой и предметом исследования нами были сформулированы следующие задачи: -провести анализ состояния проблемы дифференцированного обучения в учебно-тренировочном процессе в условиях ДЮСШ; -рассмотреть дифференцированный подход в обучении как фактор повышения эффективности развития физических качеств у пловцов начальной подготовки; -провести сравнительный анализ развития физических качеств у пловцов на этапе начальной подготовки 2-3 года обучения в условиях дифференцированного и интегрированного (стандартного) подходов;

-разработать методику учебно-тренировочного процесса при развитии физических качеств (быстроты и гибкости) на основе применения дифференцированного подхода.

Научная новизна исследования заключается: 1) в разработке методики учебно-тренировочного процесса на начальном этапе обучения, позволяющей дифференцированно применять средства и методы тренировки в типологических группах пловцов, с учётом высокого, среднего и низкого уровня подготовленности обучающихся; 2) в определении педагогических условий, необходимых для организации учебно-тренировочного процесса юных пловцов на основе дифференцированного подхода; 3) экспериментальном доказательстве применения разработанной методики на этапе начальной подготовки позволит повысить эффективность развития специальных физических качеств юных пловцов и способствует сохранению контингента занимающихся.

Для решения поставленной цели использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования; контрольное тестирование; педагогический эксперимент; анкетный опрос; методы математической статистики.

Для определения уровня физической подготовленности юных пловцов нами были использованы тестовые упражнения для оценки уровня развития гибкости и быстроты в контрольной и экспериментальной группе.

Основным методом исследования в являлся педагогический эксперимент. Сущность педагогического эксперимента состояла в том, что в группах начальной подготовки второго года обучения, равных по уровню физической подготовленности, были сформированы экспериментальная и контрольная группы.

В экспериментальной группе учащиеся были распределены на группы разной подготовленности (первая группа - высокий уровень подготовленности, вторая - средний, третья - низкий уровень подготовленности) и каждая группа работала по своему тренировочному плану. Методика дифференцированного обучения в экспериментальной группе проводилось с учётом уровня подготовленности занимающихся по подгруппам, которые формировались по результатам контрольного тестирования. В контрольной группе такого распределения не проводилось и все работали по общепринятой методике.

В эксперименте приняло участие 38 спортсменов из числа учащихся отделения плавания детско-юношеской спортивной школы № 2 города Белгорода. Участниками исследования были спортсмены 2 года обучения этапа начальной подготовки. Возраст детей на этом этапе 8-10 лет. Были сформированы: контрольная (14 человек) и экспериментальная (24 человек) группы. Длительность эксперимента - два года. Начался эксперимент с 1 сентября 2020 года, а закончился 31 августа 2022 года.

Предложенная нами методика дифференцированного применения средств и методов подготовки способствовала повышению эффективности учебно-тренировочного процесса пловцов на начальном этапе обучения: -дифференцированное применение в учебно-тренировочном процессе юных пловцов экспериментальной группы различных по сложности выполнения упражнений способствовало формированию у них более высокого уровня физической подготовленности; -результаты контрольного тестирования уровня развития физических качеств пловцов экспериментальной группы на завершающем этапе исследования свидетельствуют о более высоком уровне физической подготовленности по тестируемым показателям в сравнении с контрольной группой; -сопоставление результатов тестирования уровня развития быстроты и гибкости пловцов-мальчиков исследуемых групп показало превосходство экспериментальной группы над пловцами-мальчиками контрольной группы при статистически значимых различиях (Р < 0,05).

В результате анкетного опроса установлено следующее: использование экспериментальной методики способствовало формированию положительной мотивации к занятиям и на занятиях спортивным плаванием, что положительно сказалось на сохранности контингента учащихся. На заключительном этапе исследования в экспериментальной группе этот показатель более высокий (79,7 %) в сравнении с контрольной группой (64,1 %).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баранов В.А., Ермакова А.Ю., Офицеров В.А., Попова Т.М., Яськов С.И. Эффективность применения метода групповой дифференциации на этапе начальной подготовки пловцов: методическое пособие. / В.А. Баранов, А.Ю. Ермакова, В.А. Офицеров, Т.М. Попова, С.И. Яськов - Тамбов: ТОИПКРО, 2009. - 46 с.

Квашук П.В. Дифференцированный подход к построению тренировочного процесса юных спортсменов на этапах многолетней подготовки: Дис. . докт. пед. наук. М., 2003. - 226 с.

Макаренко Л.П. Подготовка юных пловцов. / Л.П. Макаренко.- М.: Физкультура и спорт, 1974. - 285 с. и ил.

Попов В. С. Развитие физических качеств пловцов. Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Физическая культура» / Сост. Попов В. С.; Шахтинский ун-т (филиал) ГОУ ВПО ЮРГТУ (НПИ). – Новочеркасск: ГОУ ВПО ЮРГТУ, 2010. - 27 с.

Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. / И.Э. Унт. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.

 

Tibeikina E.N.

Deputy Director

"Children's and Youth Sports School No. 2" of Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

Chernov Yu.N.

instructor-methodologist

"Children's and youth sports school No. 2" Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

Prokhorenko O.V.

trainer-methodologist

"Children's and youth sports school No. 2" Belgorod

(Belgorod, Russia)

 

DIFFERENTIATED APPROACH

IN DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES

SWIMMERS AT INITIAL TRAINING STAGE

 

Abstract: the article deals with the problem of a differentiated approach in the development of physical qualities of swimmers at the stage of initial training. The factors that determine the increase in the indicators of the development of physical qualities of swimmers of the initial stage of training and the dependence of these indicators on the means and methods of the differentiated approach in training are presented.

 

Keywords: differentiable approach, training, physical qualities, training process, initial stage of preparation.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тибейкина Е.Н., Чернов Ю.Н., Прохоренко О.В. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЛОВЦОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №10 (55) том 2. С. 53 - 60. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6258 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6258



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.