'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  130 просмотров

Крылова О.А.

  


ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ *

  


Аннотация:
в научной статье описан опыт становления пресс-служб в зарубежных странах, таких как Германия, Великобритания, США. В России, как и в США, появление пресс-службы было связано с развитием книгопечатания, журналистики, и, в частности, публицистики. Модели пресс-агентства и общественной информации представляли собой модели односторонней коммуникации, когда организации при помощи СМИ доносят до своих целевых групп некоторую информацию, не интересуясь при этом мнениями аудиторий   

Ключевые слова:
средства массовой информации, медиа, пресс-служба, информационное управление   


УДК 34.08

Крылова О.А.

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей

(начальников) территориальных органов МВД России)

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ

И РАЗВИТИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ

 

Аннотация: в научной статье описан опыт становления пресс-служб в зарубежных странах, таких как Германия, Великобритания, США. В России, как и в США, появление пресс-службы было связано с развитием книгопечатания, журналистики, и, в частности, публицистики. Модели пресс-агентства и общественной информации представляли собой модели односторонней коммуникации, когда организации при помощи СМИ доносят до своих целевых групп некоторую информацию, не интересуясь при этом мнениями аудиторий.

 

Ключевые слова: средства массовой информации, медиа, пресс-служба, информационное управление.

 

Необходимость привлекать прессу на свою сторону проявилась в период начального развития средств массовой информации.

Первыми эту необходимость осознали политики и правители. Так, еще в 1816 году при дворе Прусского короля Августа фон Хандерберга существовало Литературное бюро. В его обязанности входило создание обзора газетных статей и комментариев к ним.

Традиции активного вовлечения прессы в интересы государства в Пруссии были очень сильны и продолжились с основанием Немецкого государства. Прусский король Вильгельм IV, правивший в середине XIX века, создал Литературный кабинет, который позднее будет назван Центральным учреждением журналистского дела или Литературное бюро Королевского государственного министерства.

По сути это было пресс-бюро, которому поручалось управлять прессой, чтобы ее сообщения согласовывались с мнением власти. С момента основания немецкого государства, когда Вильгельм I был провозглашен немецким императором, создается Пресс-отдел иностранных дел (1871 г.).

В историю вошло имя Отто Хамманна, который 22 года руководил этим отделом. Это был по-своему талантливый человек, умеющий найти общий язык с творческими людьми. Он создал вокруг себя группу журналистов (сегодня это назвали бы журналистским пулом), которая тесно сотрудничала с властью. Немецкое государство ревниво относилось к появляющейся информации об императоре и его дворе, о событиях в стране и др.

Историки отмечают значительную роль государственного секретаря Германии Альфреда фон Тирпитца, который в 1897 году создает Информационное бюро государственного ведомства военно-морского флота. Ему удалось так организовать работу этого ведомства, что поддержка военно-морского флота в Германии приобрела характер народного движения, во флот устремилась молодежь, а захватнические интересы Германии воспринимались как благородные устремления.

Только умелая работа с журналистами могла дать такой эффект. В период Первой мировой войны политика правительства Германии у себя в стране также имела надежное информационное обеспечение. Широко известна история появления пресс-центра в немецкой фирме «Крупп» (1893 г.).

Его деятельность во многом способствовала процветанию фирмы. Пресс-центр, используя творческие методы в создании информационных поводов, сумел привлечь внимание мировой общественности к успехам фирмы. Период правления фашизма в Германии характеризовался полным подавлением инакомыслия, не было свободы слова и печати.

Поэтому пресс-служб в профессиональном понимании не могло быть – существовали пропагандистские подразделения, работающие на тотальную обработку массового сознания.

Хотя сам по себе опыт пропагандистской машины Третьего рейха представляет большой интерес для исследователей.

Нельзя не учитывать и более ранний опыт использования СМИ в политической кампании – пропагандистская публицистика сторонников американской независимости А.Гамильтона, Т.Джефферсона, Т.Пейджа и других. Операция «Паблиус» или «письма федералистов» (XVIII век) считается одной из первых в истории и самых успешных политических PR - компаний. ХIX век принято считать «эпохой паблисити», периодом пресс-агентств в США.

Возникновение крупных городов, урбанизация населения, рост грамотности увеличивал читательские аудитории газет.

Деятельность пресс-служб или отделов по связям с общественностью становится востребованной в самых разных отраслях. В 30-е годы ХIX века проявил себя первый профессиональный пресс-секретарь (так его называют некоторые историки) – бывший репортер, ставший помощником президента США Э.Джексона – А.Кендалл.

Он писал президенту речи, выступал его консультантом по публичной деятельности, даже оказывал влияние на реальную политику. А.Кендалл помог своему шефу выиграть информационную войну с крупной корпорацией и содействовал укреплению имиджа Э.Джексона.

Гражданская война в США (1861-1865 г.г.), а также война с Кубой активизировали работу с прессой каждой из сторон, совершенствовались ее формы и методы.

В государственных органах США конца ХIX века создаются подразделения по работе с прессой и даже проводится аттестация редакционных клерков для подготовки официальных докладов и пресс-релизов о деятельности правительства.

Эти традиции были продолжены в XX веке: при правительстве В.Вильсона в годы Первой мировой войны создается Комитет общественной информации (так называемый «комитет Крила» - возглавлял его журналист Д. Крил).

Этот комитет известен тем, что не только умело работал непосредственно с журналистами, но и привлек к своей деятельности, ставшими уже корифеями PR, Айви Ли и Эдварда Бернайза. 

Годы Первой мировой войны и Великой депрессии стали толчком к развитию информационного взаимодействия органов власти с населением. Особенно яркую страницу внес Ф.Рузвельт, ставший первым крупным политическим деятелем, который в полной мере оценил возможности прессы и опирался на нее в своей политике.

Он регулярно проводил пресс-конференции, устраивал неформальные интервью. Управляемая таким образом пресса во многом содействовала объединению нации, преодолению уныния, навеянного кризисом, помогла вернуть присущий американцам оптимизм.

Во второй половине XX века информационное обеспечение деятельности органов власти США приобретает характер системы, имеет фундаментальные принципы. Главный принцип: правительство в демократической стране должно отчитываться перед гражданами о своей работе. Президент и Конгресс США со второй половины XX века придают особое значение информированию мировой общественности, по сути – пропаганде американского образа жизни и превознесению успехов США во всех областях.

В этих целях создано и активно работает своего рода «глобальная пресс-служба» - Информационное агентство США, которое является независимой внешнеполитической организацией, но подчиняется она непосредственно президенту США.

Британское правительство в период Первой мировой войны активизирует свою работу с общественностью. С 1918 года при короле установлен пост пресс-секретаря. Позднее в министерствах появляются представители по работе с прессой.

В 1933 г. создается PR-отдел при Почтовой службе Британии, и в первые годы он работает в режиме пресс-службы, то есть выполняет в основном информационные функции. К началу Второй мировой войны подразделения по работе с журналистами появляются во многих государственных ведомствах, в вооруженных силах.

Другие страны Европы освоили практику создания пресс-служб в различных сферах после Второй мировой войны.

В государствах так называемого «постсоветского пространства» в 90-е годы достаточно легко приживались западные модели работы с прессой, как в органах власти, так и в коммерческом секторе.

Пресс – службы прошла длительный путь становления и развития, в настоящее время можно говорить, что деятельность пресс – службы – это особая функция управления, которая позволяет устанавливать двусторонний контакт с общественностью; создавать корпоративные стратегии; повышать осведомленность заинтересованных кругов об организации, ее деятельности; влиять на изменение позиции, восприятие организации; вызывать у работников чувство корпоративного патриотизма; привлекать потенциальных работников.

Результативность функционирования пресс-службы во многом зависит от качества исполнения представленных функций. Добросовестное выполнение задач, поставленных перед пресс – службой, приводит к расширению круга деловых контактов с целевой, собственной аудиторией.  А также, к развитию активных связей со СМИ, общественными и властными структурами, что позволяет повысить рейтинг организации в обществе. Качественное выполнение поставленных задач предотвратит развитие отрицательного имиджа компании, а также различных кризисных ситуаций.  

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Блэк С. Введение в паблик рилейшнз. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 400 с.

Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью. М.: Инфра‐М, 2001. 246 с.

Васильев В.С. Юридическая  психология.  СПб.: Питер, 2004. 432 с.

Горьков В.М., Комаровский В.С. Связи с общественностью  в  органах  государственной  власти.  М.:  Довгань, 2006. 464 с.

 

Krylova O.A.

Listener of the 2nd Faculty (Training Chiefs (Heads)

of the Territorial Bodies of the Ministry of the Interior of Russia)

Academy of Management of Ministry of Internal Affairs of Russia

(Moscow, Russia)

 

FOREIGN EXPERIENCE IN FORMATION

AND DEVELOPMENT OF PRESS SERVICE

 

Abstract: the scientific article describes the experience of establishing press services in foreign countries such as Germany, Great Britain, and the USA. In Russia, as in the United States, the emergence of the press service was associated with the development of printing, journalism, and, in particular, journalism. The press agency and public information models were one-way communication models, whereby organizations use the media to convey certain information to their target groups without being interested in the opinions of the audience.

 

Keywords: mass media, media, press service, information management.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Крылова О.А. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕСС-СЛУЖБЫ // Вестник науки №10 (55) том 2. С. 77 - 82. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6261 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6261



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.