'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 3
  4. Научная статья № 1

Просмотры  69 просмотров

Антонов М.А.

  


УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ *

  


Аннотация:
в данной статье изучаются особенности функционирования предприятий транспортной отрасли, которые оказывает существенное влияние на достижение того или иного уровня эффективности управления хозяйствующим субъектом. Приводится авторское видение термина «экономическая эффективность управления» применительно к работе транспортного предприятия   

Ключевые слова:
эффективность управления, рентабельность, транспортное предприятие, себестоимость транспортной продукции, парк транспортной техники, факторы эффективности управления   


УДК 330.3

Антонов М.А.

магистрант 3 курса

Государственный морской университет им. Адм. Ф.Ф Ушакова

(Россия, г. Новороссийск)

 

УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ

 

Аннотация: в данной статье изучаются особенности функционирования предприятий транспортной отрасли, которые оказывает существенное влияние на достижение того или иного уровня эффективности управления хозяйствующим субъектом. Приводится авторское видение термина «экономическая эффективность управления» применительно к работе транспортного предприятия.

 

Ключевые слова: эффективность управления, рентабельность, транспортное предприятие, себестоимость транспортной продукции, парк транспортной техники, факторы эффективности управления.

 

При раскрытии термина «экономическая эффективность управления» применительно к транспортному предприятию следует опираться на общепринятую интерпретацию, встречающуюся в большинстве научных определениях и концепциях. Термин «экономическая эффективность управления» связывается [1]:

1) с его результативностью, поскольку главным критерием эффективности выступает достижение требуемых результатов в полном объеме;

2) с экономичностью – направленностью управленческих действий на минимизацию затрат;

3) с продуктивностью – соотнесением результатов с понесенными ресурсами.

Именно такой подход наиболее полно характеризует сущность экономической эффективности управления транспортным предприятием и дает всестороннее представление о ней. Ввиду отсутствия в научной литературе определения термина «эффективность управления» применительно к работе предприятий транспортной отрасли предлагается под ней понимать относительную характеристику результативности функционирования конкретного транспортного предприятия как управляемой системы, представленную набором различных показателей как объекта, так и субъекта управления, отражающих степень и качество достижения поставленных в определенном периоде целей и задач. Данное определение акцентирует внимание на том, что оценка эффективности управления должна осуществляется через набор традиционных количественных показателей эффективности деятельности предприятия как объекта управления, так и с помощью качественных параметров, отражающих уровень зрелости аппарата управления, его качество. Связано это с тем, что постановка целей выступает одной из функций собственно системы управления хозяйствующим субъектом, в том время как работа над их реализацией ведется одновременно и в управляющей, и в управляемой подсистеме [2].

Для более полного раскрытия специфики термина «эффективность управления» в отношении деятельности предприятия транспортной сферы важно выделить и учесть отличительные черты его функционирования. Рассмотрим их.

  1. Предприятие транспортной отрасли не создают вещественную продукцию, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Транспортная продукция производится только во время движения транспортного средства с грузом.
  2. Продукция транспорта перевозка грузов и пассажиров неотделима от процесса транспортного производства, создание ее «запасов» невозможно.
  3. В силу того, что для производства транспортной продукции не используются сырьевые ресурсы (они необходимы только для работы транспортных средств), то доля затрат на оплату труда в ее себестоимости в несколько раз больше, чем на предприятиях промышленности. Амортизационные затраты, материальные затраты в сумме достигают около 50% всех операционных расходов транспортных компаний, что влияет на процесс принятия решений при управлении рентабельностью транспортных услуг, которая может быть обеспечена за счет роста производительности труда, оптимизации использования парка транспортных средств, подвижного состава, сокращения расхода топлива и электроэнергии на единицу оказываемых услуг.
  4. Кругооборот средств, используемых для развития транспорта, отличается от кругооборота средств, используемых для развития других отраслей экономики. Требования к качеству транспортных услуг касаются непосредственно транспортного технологического процесса. Важную роль играет бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки, сохранность грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортно-логистической сети [5].
  5. Основной функцией транспорта является движение. Усложнившееся движение транспортного потока требует большего внимания и от составителей маршрутов, и от исполнителей для сокращения времени в пути и гарантированной безопасности перевозки грузов. Погрузочно-разгрузочные работы могут осуществляться грузовладельцами или работниками транспорта, которые часто не хотят зависеть от условий грузовладельцев.
  6. Качество подвижного состава, парка транспортных средств следует рассматривать как один из ключевых факторов обеспечения эффективности управления транспортным предприятием. В потребительском качестве заложены разнообразные свойства транспортной продукции, среди них технический и эксплуатационный уровень производства [3]. Эффективное осуществление перевозочного процесса не может быть реализовано без факта бесперебойной работы технических средств транспорта, в первую очередь средств инфраструктуры и подвижного состава, обеспечивающих реализацию перевозок.

Таким образом, особое значение при исследовании эффективности управления транспортным предприятием должно быть отведено учету отраслевых факторов, определяющих ее уровень. В современных реалиях приоритетными факторами эффективного менеджмента предприятия вне зависимости от его отраслевой принадлежности должны быть определены гибкость систем управления; адаптивность к условиям внешней среды; ориентация на социальные аспекты управления; использование цифровых технологий в управлении и при непосредственном оказании транспортных услуг.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Староверова К.О. Менеджмент. Эффективность управления. М.: Издательство Юрайт, 2018. 269 с.

Глушак В. В. Экономическая сущность эффективности деятельности организации // Молодой ученый. 2019. №14. С. 97-99.

Шатров С.Л. Процессный подход к аналитической оценке эффективности функционирования транспортных систем // Бухгалтерский учет и анализ. 2018. №9(261). С. 14-22.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Антонов М.А. УЧЕТ ОТРАСЛЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРИ ИССЛЕДОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ // Вестник науки №10 (55) том 3. С. 5 - 8. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6273 (дата обращения: 02.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6273



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.