'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 3
  4. Научная статья № 8

Просмотры  75 просмотров

Драгомирова Е.В.

  


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЮРИСТА К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ЛИЦА *

  


Аннотация:
в настоящей статье раскрыт анализ судебных решений и норм права, которыми руководствовались суды, привлекая юристов в качестве контролирующих лиц к субсидиарной ответственности   

Ключевые слова:
субсидиарная ответственность, контролирующее лицо, анализ судебной практики, юрист   


УДК 346

Драгомирова Е.В.

магистрант

Российский государственный социальный университет

(г. Москва, Россия)

 

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЮРИСТА

К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ЛИЦА

 

Аннотация: в настоящей статье раскрыт анализ судебных решений и норм права, которыми руководствовались суды, привлекая юристов в качестве контролирующих лиц к субсидиарной ответственности.

 

Ключевые слова: субсидиарная ответственность, контролирующее лицо, анализ судебной практики, юрист.

 

Субсидиарная ответственность - это предъявление требования к лицу в случае невозможности погашения требования основным должником. Данная процедура описана в части 1 статьи 399 ГК РФ, для соблюдения которой суды оценивают следующие факторы:

  1. Определение конкретного контролирующего должника лица.
  2. Действия (бездействия) данного контролирующего лица.
  3. Необходимость его привлечения к субсидиарной ответственности (при недостаточности активов у основного должника).

Определение того, кто именно должен быть конкретизирован, как контролирующее лицо, осуществляется в соответствии со ст. 61.10 ФЗ о банкротстве. Согласно судебной практике привлекаемыми к субсидиарной ответственности основными лицами являются генеральный директор, участник или бывший участник общества, близкие родственники генерального директора или участника. Последние годы показали, что этот список не исключительный.

Доказательства, указывающие на то, что лицо было или является контролирующим, могут быть различными. В случае привлечения генерального директора такими доказательствами являются приказы, заключение сделок или иные указания, определяющие действия должника. Для участника, бывшего руководителя, родственников участника или родственников бывшего руководителя это документы, подтверждающие возможность определять действия должника, например, материалы, доказывающие, что указанные лица вели или влияли на хозяйственную деятельность должника. В делах о банкротстве причинно-следственная связь может быть выявлена при передаче или не передаче бухгалтерских или иных документов Арбитражному управляющему.

Судебная практика показывает, что всё чаще суды привлекают главного бухгалтера в качестве контролирующего лица ввиду его особого статуса. Например, Верховный суд Российской Федерации Постановлением от 13 января 2021г. N 308-ЭС20-20971 отказал привлекаемому лицу (главному бухгалтеру) в передаче кассационной жалобы на рассмотрение Судебной коллегией по экономическим спорам ввиду того, что суды первой и апелляционной инстанций доказали наличие оснований для привлечения главного бухгалтера к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, как сопричинителя вреда (статья 1080 ГК РФ), вследствие согласованного характера действий привлекаемого лица и действий контролирующего лица, приведших к банкротству. Доказательства для привлечения главного бухгалтера, финансового директора или иного лица, исполняющего обязанности бухгалтера, обнаруживаются в материалах налоговой проверки, выявляющей необоснованную налоговую выгоду, уклонение от уплаты налогов, которое указывает на возможность привлечения к налоговой ответственности. Также доказательствами являются утеря или уничтожение бухгалтерских и иных документов должника, безосновательное перечисление должником в пользу третьего лица средств, мнимые сделки. Даже недоказанность наличия у главного бухгалтера статуса контролирующего лица не освобождает его от гражданско-правовой ответственности (Определение Верховного Суда Российской Федерации N 304-ЭС21-19049 от 22.10.2021 по делу N А45-21920/2019). При недоказанности оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности противоправного поведения контролирующего лица, влекущего иную ответственность, в том числе установленную ст. 53.1 ГК РФ, суд принимает решение о возмещении указанным лицом убытков. Таким образом, позиция судов в отношении главных бухгалтеров и возможности их привлечения к субсидиарной ответственности становится понятной и стабильной.

Юристы компаний также могут быть привлечены к субсидиарной ответственности. Какие основания суды расценивают как доказательства для привлечения юриста компании к субсидиарной ответственности?

Правовое положение юриста не определено. Юрист или юрисконсульт не принимает решений по заключению сделок, не может влиять на бухгалтерскую или финансовую отчетность, не управляет хозяйственной деятельностью. Согласно пункту 1 статьи 61.10 ГК РФ контролирующее должника лицо - это то лицо, которое имело возможность давать обязательные для исполнения должником указания или возможность иным образом определять действия должника, в том числе по совершению сделок и определению их условий. Должность юриста компании, как и позиция главного бухгалтера, отличается от рядового менеджера. Эта должность предусматривает контроль над заключаемыми сделками. Если хозяйственная деятельность компании, ее имущественные сделки, продажи товаров, выполнения работ или оказание услуг приносят систематический убыток, то возникает вопрос относительно качества договоров и иных документов, проверенных юристом. Ответственностью данного специалиста является знание и правильное применение законов, что помогает найти нужный выход почти в любой ситуации. В то же время, это один из сотрудников, который вполне способен намеренно или ввиду недостаточной квалификации ввести компанию в банкротство или подготовить схему позволяющую обойти законные ограничения.

Определением ВС РФ от 21 октября 2021 г. N 305-ЭС21-18723(1,2) по делу № А41-12099/16 привлечены к субсидиарной ответственности как учредители, так и солидарно главный бухгалтер и юрист-консультант. Как в данном деле отметил конкурсный управляющий, в ответственность юриста-консультанта входила организация правового (юридического) сопровождения всей деятельности общества и соблюдение действующего законодательства. Вышеназванным определением суд привлек к ответственности юриста-консультанта за невыплату заработной платы и неуплату страховых взносов. При этом судом не доказано, что юрист сама совершала эти действия, извлекала выгоду из недобросовестного поведения или что она предприняла все возможные действия по предотвращению противоправного поведения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что генеральный директор, главный бухгалтер уже являются «мишенью» для привлечения к субсидиарной ответственности, а юристы или юрисконсульты находятся в незащищенном положении. Формирующаяся судебная практика привлечения юристов к субсидиарной ответственности в качестве контролирующих лиц показывает, что привлечение юриста - это не более чем пополнение конкурсной массы за счет еще одного лица, а не механизм защиты законных прав, интересов и правовой справедливости. Уточнение правового статуса юриста или юрисконсульта вявляется крайне необходимой мерой для дальнейшей судебной практики, в противном случае они могут стать потенциальными субъектами субсидиарной ответственности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"

Извеков С.С. — Субсидиарная ответственность за неуплату обязательных платежей в делах о банкротстве граждан и индивидуальных предпринимателей // Налоги и налогообложение. – 2018. – № 3. – С. 23 - 32. DOI: 10.7256/2454-065X.2018.3.25847 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=25847

Ходаковский А.П. О возможности признания контролирующим должника лицом юрисконсультов, консультантов по правовым вопросам и адвокатов с целью их привлечения к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства. // Право и экономика. - 2021. - № 9

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 21 октября 2021 г. N 305-ЭС21-18723(1,2) по делу № А41-12099/16. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"

Определение Верховного Суда Российской Федерации от 22 октября2021 N 304-ЭС21-19049 по делу N А45-21920/2019. Доступ из справочной правовой системы "КонсультантПлюс"

 

Dragomirova E.V.

Russian State Social University

(Moscow, Russia)

 

BRINGING A LAWYER TO SUBSIDIARY LIABILITY

AS A CONTROLLING PERSON

 

Abstract: this article contains as analysis of court decision and rules of law that guided courts in bringing lawyers, as controlling persons, to subsidiary liability.

 

Keywords: subsidiary liability, controlling person, analyses of court practice, lawyer.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Драгомирова Е.В. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЮРИСТА К СУБСИДИАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В КАЧЕСТВЕ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ЛИЦА // Вестник науки №10 (55) том 3. С. 43 - 47. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6280 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6280



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.