'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 3
  4. Научная статья № 13

Просмотры  128 просмотров

Козьмин А.В., Цеунов К.С.

  


ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ *

  


Аннотация:
на современном этапе развития психологии большое значение уделяется механизмам становления и обучения будущих профессионалов. Данная статья посвящена обзору личности клинического психолога. Изучение таких аспектов как: характерологических, эмоционально-волевых, эмпатийных способностей позволит понять, какая личностная модель клинического психолога будет более компетентной в рамках данной профессии   

Ключевые слова:
клиническая психология, личностные качества психолога, психологический протрет, характерологические способности, профессиональная компетентность   


УДК 159.9

Козьмин А.В.

аспирант

Международный инновационный университет

(г. Сочи, Россия)

 

Цеунов К.С.

кандидат педагогических наук

Международный инновационный университет

(г. Сочи, Россия)

 

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ

КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

 

Аннотация: на современном этапе развития психологии большое значение уделяется механизмам становления и обучения будущих профессионалов. Данная статья посвящена обзору личности клинического психолога. Изучение таких аспектов как: характерологических, эмоционально-волевых, эмпатийных способностей позволит понять, какая личностная модель клинического психолога будет более компетентной в рамках данной профессии.

 

Ключевые слова: клиническая психология, личностные качества психолога, психологический протрет, характерологические способности, профессиональная компетентность.

 

На данный момент психология играет значительную роль в жизни людей. Данная сфера относится к трудовым, личностным, педагогическим, профессиональным, медицинским, юридическим сферам. Особое внимание сосредоточено в сфере клинической психологии.

Клиническая психология – это область прикладной психологии, которая исследует отклонение интеллектуальной деятельности, занимается коррекцией поведения, изучает психопатические и патопсихологические особенности человека.

Клинические психологи - специалисты широкого профиля. Данная профессия дает возможность реализовать свою деятельность во многих сферах, к которым относится психология. Эта особенность отражается на то, каким должен быть клинический психолог, какими качествами он должен обладать для того, чтобы в своей области он мог быть компетентно способным специалистом.

Клиническая психология базируется на трех основных профессиональных принципах [5]:

  1. Полное информирование пациента о исследовании, соблюдение правил личной конфиденциальности, а также добровольное соглашение на психологическое исследование.
  2. Соблюдение личностных границ. Любой переход из профессиональных отношений между специалистом и пациентом ведет к деструктивным изменениям в работе психолога.
  3. Привязанность пациента к психологу. Специалист обязан соблюдать необходимые терапевтические методы и не допустить проявление зависимого поведения, снижения автономной борьбы с проблемами со стороны пациента.

Данные принципы отражают главный фактор темы, а именно профессиональной компетентности психолога. Опираясь на данные принципы, психолог обязан обладать такими качествами как понимание, соблюдение личных границ, и конгруэнтность своим действиям.

Немало важную роль играют такие аспекты как среда развития индивида на профессиональную деятельность и усвоение новых навыков и компетенций, а именно [2]:

  1. Внешние факторы – окружающая среда, обстановка и общество. Человек, который находится в благоприятных внешних факторах, гораздо успешнее вырабатывает пик своих навыков, это и ведет к появлению новых подходящих компетенций.
  2. Внутренние факторы – мотив к достижению и развитию. Здесь отслеживается уровень притязательных способностей, стремления и перспективы, и повышение профессиональной образованности.

Таким образом, высокая компетентность специалиста будет повышаться исходя из факторов внешней и внутренней среды развития, в благоприятном случае это позитивно скажется на профессиональном росте и личности психолога.

Большой вклад в развитие компетентности психологов вносит процесс обучения в высшем учебном заведении. С годами обучения личностные качества студента-психолога меняются на более профессиональные [1]:

На первом курсе обучения у студентов присутствует идеальное представление о будущей профессии. Профессиональные качества специалиста начинают развивать на втором году обучения. Именно на втором курсе студент начинает получать реальное представление о своей будущей профессии, появляется представление о своей индивидуальности. На последних годах обучения студенты проходят практику, именно там они приобретают профессиональные навыки и компетенции, которые в дальнейшем будут применять в своей работе. Нельзя не отметить то, что во время обучения в вузе человек может понять подходит ли данная сфера ему с учетом его личностных качеств.

Таким образом, обучение является определенным этапом для понимания каждого человека, подойдет ли ему данная специальность. Многие студенты уходят из высшего учебного заведения по с многочисленными причинами (внутренние травмы, психическая устойчивость, неподходящие навыки), так как эффективность психологической компетентности такого специалиста будет низкой.

Рассматривая отрицательные личностные качества психолога как компетентного специалиста, мы решили разделить их на два типа. В первом случае оценивается идеализация профессии и издержки выхода в практическую деятельность, во втором - личностные качества.

Главные отрицательные факторы в профессии психолога являются его теоретическое обучение и идеализация представлений о профессии [3].

В первом случае специалист жалуется на качество обучения в университете, недостаточность знаний, которые применяются в дальнейшей практике. Из этого стоит сделать вывод: зачастую, новые теоретические познания пропускают сами студенты, иными словами, концентрация внимания находится на низком уровне. У данного явления может быть множество вторичных причин: стрессы, особенность мозговой деятельности, низкая концентрация внимания, невнимательность. Данные факторы неотъемлемо являются отрицательными чертами для компетенции психолога.

Во втором случае - это идеальные представления о своей профессии. Когда специалист приступает к практике, он приходит к осознанию недостаточности своих знаний, профессионально выгорает, находится в состоянии фрустрации. Причины могут отражаться в неподготовленности психолога в моральном плане (толерантность к профессии низкого уровня), слабая осведомленность, слабый тип нервной деятельности, склонность к переживаниям и фрустрационным механизмам. Все это отражается больше, как негативные составляющие личности психолога, и, безусловно, данные факторы будут снижать профессиональную компетентность.

Личностные качества психолога, такие как: недостаточное внимание, сильная эмоциональная восприимчивость, низкий уровень толерантности к трудностям, созависимость, низкая мотивация, эмоциональная возбудимость, субъективное восприятие будут влиять на его компетентность в работе. Более того, данные факторы будут влиять и на профессиональную деформацию специалиста.

Таким образом, совокупность данных явлений и личностных особенность специалистов будет влиять на снижение качественных результатов в сфере психологии. Такие специалисты будут сталкиваться с проблемами личного характера, и, конечно, это будет влиять на качество психологической целостности данных специалистов.

Личность клинического психолога является главным звеном в оказании психологической помощи. Помимо профессиональной подготовки, повышений квалификаций, научных трудов, психолог должен обладать положительными личностными качествами. В профессиональной деятельности психолога выступает такое звено, как самопознание, что предполагает обучение не только в профессиональной жизни, но и в повседневной в том числе. Эмоции – важный фактор развития психолога. Этот специалист должен обладать гибким мышлением, интересом к людям, склонностью к постоянному саморазвитию. Именно поэтому профессия клинического психолога сильно подвержена эмоциональному выгоранию.

Именно поэтому мы решили рассмотреть клинического психолога как профессионала своей деятельности. Профессионализм в психологии достигается путем адаптации к профессии и освоением необходимым набором инструментов труда [4].

Компетентный клинический психолог обладает, прежде всего, такими качествами как:

  1. Высокий уровень внимательности к деталям.
  2. Лидерские качества.
  3. Коммуникабельность.
  4. Следование предписаниям и здравое мышление.
  5. Терпеливость и целеустремленность.
  6. Гибкое мышление в работе.
  7. Ответственность.
  8. Энтузиазм и интерес к работе.
  9. Автономность суждений.
  10. Пунктуальность в работе.
  11. Забота об окружающих.
  12. Хороший уровень запоминания.
  13. Умение планировать свое будущее.
  14. Умение обучать людей и быть наставником.

Данные качества необходимо развивать при выборе данной профессии. Исходя из этих качеств, психолог должен понимать свои личностные особенности для реализации своей деятельности. Специалист обязан аккумулировать свои интеллектуальные, мыслительные, эмоциональные качества, психические свойства (память, внимание, мышление, восприятие) для того, чтобы объективно быть компетентным психологом.

Также, важным компонентом в развитие компетентности клинического психолога выступает стремление к самоактуализации своего «Я» путем приобретения критического, позитивного и оптимистичного мышления.

Заключительный пункт в теме компетенции клинического психолога является мотивационная сфера. На основании изученной литературы замотивированные специалисты достигают высоких результатов, что говорит об их профессиональной компетентности. Исходя из полученной информации, есть следующие выводы:

При полимодальном развитии личности появляется основа профессионального становления.

Данная деятельность позволяет специалистам развиваться как личность и реализовывать свой потенциал.

Каждый процесс становления профессионала индивидуален и зависит от личных факторов психолога.

Осведомленность профессиональных особенностей позволяет специалисту заранее проектировать собственную биографическую историю формирования.

Профессия клинического психолога - это сложная система обучения и получения практических знаний. На пути формирования новых способностей много профессиональных издержек, которые могут негативно отражаться на его профессиональных качествах, которые будут влиять на его компетентность. Данная проблема касается системы образования и личной мотивации будущих специалистов. В первом случае проблема связана с недостаточной практической подготовкой и проверкой студентов на профессиональную пригодность, во втором случае, проблема обусловлена недостаточной самопомощью и корректировкой качеств самого специалиста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Баскакова, Н. Д. Особенности профессионального становления студентов-психологов / Н. Д. Баскакова // Личностно ориентированное профессиональное образование : материалы IV Всерос. науч.-практ. конф., 26-27 окт. 2004 г., г. Екатеринбург. В 2 ч. Ч. 1 / Рос. гос. проф.-пед. ун-т . - Екатеринбург : РГППУ, 2004. - С. 233-236.

Белоновская И.Д., Неволина В.В. Профессиональное саморазвитие личности как проблема современного образования В сборнике: Университетский комплекс как региональный центр образования, науки икультуры материалы Всероссийской научно-методической конференции. Оренбургский государственный университет. 2017 С. 2759-2765. – 8 с.

Климов Е. А., Носкова О. Г. Психолог. Введение в профессию. – М.: издательский центр «Академия», 2011. – 27 с.

Никитина Н.Б. Личностные особенности психолога профессионала / Н.Б.Никитина // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: педагогика .-2010 .- №5 .- 2с.

Прикладная клиническая психология: учебное пособие / В. А. Кулганов, В. Г. Белов, Ю. А. Парфёнов. — СПб.: СПбГИПСР, 2012. — 16 с.

 

Kozmin A.V.

postgraduate student

International Innovation University

(Sochi, Russia)

 

Tseunov K.S.

Candidate of Pedagogical Sciences

International Innovation University

(Sochi, Russia)

 

INFLUENCE OF PERSONALITY

TRAITS CLINICAL PSYCHOLOGIST

ON PROFESSIONAL COMPETENCE

 

Abstract: at the present stage of the development of psychology, great importance is paid to the mechanisms of formation and training of future professionals. This article is devoted to the review of the personality of a clinical psychologist. The study of such aspects as: characterological, emotional-volitional, empathic abilities will allow us to understand which personal model of a clinical psychologist will be more competent within this profession.

 

Keywords: clinical psychology, personal qualities of psychologist, psychological portrait, characterological abilities, professional competence.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Козьмин А.В., Цеунов К.С. ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ КЛИНИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ КОМПЕТЕНТНОСТЬ // Вестник науки №10 (55) том 3. С. 70 - 77. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6285 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6285



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.