'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  148 просмотров

Спевакина И.А.

  


КРИТЕРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ *

  


Аннотация:
при формировании исполнительской культуры артистов балета в профессиональном хореографическом коллективе, для руководителя особенно актуальным становится формирование критериев, которые бы позволили определить уровень мастерства артиста балета. В тренировочном процессе должен быть достигнут баланс, который позволит достигнуть необходимый уровень исполнительского мастерства, а также развить танцевальные и артистические способности исполнителей   

Ключевые слова:
хореография, профессиональный хореографический коллектив, артисты балета, исполнительское мастерство, критерии в формировании исполнительского мастерства   


УДК 1

Спевакина И.А.

магистр факультета культуры и искусств

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет

имени Г.Р. Державина»

(Россия, г. Воронеж)

 

КРИТЕРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

КУЛЬТУРЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ

ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 

Аннотация: при формировании исполнительской культуры артистов балета в профессиональном хореографическом коллективе, для руководителя особенно актуальным становится формирование критериев, которые бы позволили определить уровень мастерства артиста балета. В тренировочном процессе должен быть достигнут баланс, который позволит достигнуть необходимый уровень исполнительского мастерства, а также развить танцевальные и артистические способности исполнителей.

 

Ключевые слова: хореография, профессиональный хореографический коллектив, артисты балета, исполнительское мастерство, критерии в формировании исполнительского мастерства.

 

Исполнительское мастерство – это совокупность навыков, умений и специфических качеств, которые необходимы для теоретически и технически оснащенного исполнения.

Формирование исполнительской культуры в профессиональном хореографическом коллективе – это долгий процесс, состоящий из множества ступеней и этапов, в ходе которого артист развивает свои исполнительские качества. Данными качествами являются:

  1. Скоординированные взаимодействия движений корпуса, рук, характерных жестов и поз.
  2. Легкость, быстрота, четкость ритмического исполнения движений.
  3. Музыкальность исполнителя, то есть умение через хореографические движения передавать содержание музыки.
  4. Владение сложными хореографическими элементами.
  5. Актерское мастерство, эмоциональность, выразительность.

Профессиональная хореографическая деятельность не может быть представлена как рутинный процесс, она представляет собой некий многоступенчатый процесс, на каждом из этапов которого артист театра совершенствует свое исполнительское мастерство. Для того, чтобы определить, происходит ли процесс формирования и развития исполнительских навыков у артиста балета, руководители хореографических коллективов могут проводить некие оценочные процедуры, которые позволят определить сильные и слабые места исполнителя.

Критерий – это признак, на основании которого производится оценка, определение качества знаний, умений и способностей исполнителя. Обобщенной характеристикой критерия является показатель – это данные, по которым можно оценить уровень знаний, умений и способностей.

Оценка уровня сформированности исполнительской культуры артистов балета может быть проведена по различным методикам. В народно-сценическом танце методики исполнения народно-сценического танца представлены в работах Т. С. Ткаченко, А.А. Климова, Г. П. Гусева, А.А. Борзова, К.С. Зацепиной. Также были рассмотрены критерии исполнения классического танца, представленные в работах Н. П. Базаровой, А.Я. Вагановой, В.С. Костровицкой, Ф.В. Лопухова и других хореографов-педагогов и балетмейстеров.

Рассмотрим, какие критерии в формировании исполнительской культуры артистов балета были использованы в работе с ансамблем «Воронежские девчата»:

  1. Исполнительское мастерство или профессионализм.

Здесь применяются такие показатели, как техника исполнения, виртуозность исполнения, методически грамотное исполнение движений.

Измерение данных показателей, и в дальнейшем определение, к какому уровню относится данный критерий, осуществляется с помощью педагогического наблюдения, применение тестов и методик, сравнения результатов концертно-исполнительской деятельности исполнителей.

В частности, для оценки исполнительского мастерства могут применяться диагностические методики Н. И. Мигуновой и И. С. Кобозевой «Развитие исполнительской культуры» или Ю. В. Капустиной «Особенности исполнительского стиля».

Уровень исполнительского мастерства (профессионализма) может быть высокий и средний. Рассмотрим более детально характеристику каждого из этих уровней:

– высокий уровень – артист балета обладает высоким техническим исполнительским мастерством, движения исполняются технично, виртуозно, легко, все танцевальные элементы соответствуют методике их исполнения; артистом используются широкие и амплитудные движения, которые позволяют свободно исполнять репертуар ансамбля;

– низкий уровень – постоянные технические ошибки в исполнении, малая широта и амплитуда движений.

  1. Выразительность исполнения, музыкальность.

В данном критерии были выделены такие показатели, как индивидуальность исполнительского стиля, пластическая выразительность, эмоциональность при исполнении движений, умение наполнять мыслями, чувствами и эмоциями жесты и движения, характер и манера исполнения.

Здесь могут быть применены методики известных педагогов-хореографов: Б.В. Асафьева «Музыкальная форма как процесс», Т.С. Ткаченко, А.А. Климова, В.М. Карпенко, И.А. Карпенко и др.

Согласно данному критерию, выделяют высокий и средний уровень выразительности исполнения:

– высокий уровень характеризуется наличием индивидуального исполнительского стиля, эмоциональной выразительностью, умением чувствовать и передавать эмоциональную окраску музыки и настроения персонажа;

– средний уровень определяется недостаточно развитым индивидуальным исполнительским стилем; артист балета не может в полной мере прочувствовать или передать необходимые эмоции, испытывает проблемы в освоении манеры и характера танца.

  1. Мотивация к совершенствованию исполнительской культуры.

Здесь рассматривается то, насколько у артиста балета есть интерес и заинтересованность к изучению танцевальной и музыкальной культуры, уровень общекультурной эрудированности, осознания значения танцевального самовоспитания и духовного развития личности.

Для того, чтобы определить степень сформированности мотивации к танцевально-учебной деятельности, диагностика может быть проведена с помощью устного или письменного опроса, анкетирования, тестирования, наблюдения за деятельностью артистов, проведение бесед.

Высокий уровень мотивации к совершенствованию исполнительской культуры характеризуется установкой артистов на профессиональное самосовершенствование, понимание артистами важности повышения уровня своего исполнительского мастерства.

Для среднего уровня характерны положительные мотивы к своей профессиональной деятельности и интерес к танцевальному искусству. Для артистов балета с данным уровнем мотивации характерно непонимание в полной мере, как можно самореализовать себя в хореографическом искусстве в полной мере.

Таким образом, основными критериями формирования исполнительской культуры артистов балета в профессиональном хореографическом коллективе выступают исполнительское мастерство, выразительность исполнения, а также мотивация к совершенствованию исполнительской культуры. Необходимо применять целостный подход в профессиональной подготовке артистов балета, одной из сторон которого выступает единство общекультурного и профессионального развития. Необходимо развивать не только профессиональные навыки, но и личностные качества. Работа над техникой должна сочетаться с освоением актерского мастерства, культуры движения на сцене, формированием индивидуальной манеры исполнения и т.д.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Шанкина, С.В. Педагогические особенности развития исполнительского мастерства средствами танцевального перформанса / С.В. Шанкина, И.В. Шанкина // Успехи гуманитарных наук. – 2021. – № 7. – С. 63-67.

Пшеницын, А.Ю. Совершенствование исполнительского мастерства будущих артистов балета в процессе профессиональной подготовки /А.Ю. Пшеницын// Высшее образование сегодня. – 2019. – №12. – С. 12-16.

Филатова, Л.Н. Формирование исполнительского мастерства артиста балета в условиях взаимодействия классической и современной хореографии / Л.Н. Филатова // Московская государственная академия хореографии. – 2021. – №1(51). – С. 6-12.

Соснина, Д.Н. Устойчивость к психическому стрессу и исполнительская деятельность артиста балета / Д.Н. Соснина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2021. – №1 (39). – С. 196-200.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Спевакина И.А. КРИТЕРИИ В ФОРМИРОВАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ АРТИСТОВ БАЛЕТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ // Вестник науки №10 (55) том 3. С. 86 - 91. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6287 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6287



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.