'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 3
  4. Научная статья № 22

Просмотры  72 просмотров

Жуманов Б.Н., Болибеков С.Ш., Шукурова С.А.

  


ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И МЕРЫ ПО ИХ ОХРАНЕ *

  


Аннотация:
в статье описаны земельные ресурсы Узбекистана, цели управления ими, их характеристики и способы их использования. Также приводятся общие правила и лимиты землепользования, соображения относительно процессов использования и охраны земельных ресурсов   

Ключевые слова:
земельные ресурсы, земельный фонд, земельная площадь, кадастр, земельный участок, недвижимость, землепользование, мониторинг земель, земельные споры, государственное управление, кадастровая служба   


УДК 1

Жуманов Б.Н.

старший преподаватель,

кафедра «Геодезия, кадастр и землепользование»

Каршинский инженерно-экономический институт

(г. Карши, Узбекистан)

 

Болибеков С.Ш.

студент,

Каршинский инженерно-экономический институт

(г. Карши, Узбекистан)

 

Шукурова С.А.

студент,

Каршинский инженерно-экономический институт

(г. Карши, Узбекистан)

 

ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И МЕРЫ ПО ИХ ОХРАНЕ

 

Аннотация: в статье описаны земельные ресурсы Узбекистана, цели управления ими, их характеристики и способы их использования. Также приводятся общие правила и лимиты землепользования, соображения относительно процессов использования и охраны земельных ресурсов.

 

Ключевые слова: земельные ресурсы, земельный фонд, земельная площадь, кадастр, земельный участок, недвижимость, землепользование, мониторинг земель, земельные споры, государственное управление, кадастровая служба.

 

Разумное, экологически безопасное использование земельных ресурсов в Республике Узбекистан является конституционной обязанностью каждого гражданина и всего общества. Земельный фонд в нашей стране делится на 8 категорий по основному назначению землепользования, а основные виды земель в его составе следующие:

  1. Сельскохозяйственные угодья (пашня, многолетние деревья, серая земля, сенокосы и пастбища).
  2. Приусадебные земли.
  3. Леса.
  4. Земли садоводско-виноградарских и овощеводческих объединений.
  5. Земли в стадии улучшения мелиоративного состояния.
  6. Другие земли. Согласно статье 43 Земельного кодекса Республики Узбекистан земли, предоставленные для сельскохозяйственных целей или предназначенные для этих целей, считаются землями сельскохозяйственного назначения [1]. В последующие годы по мере увеличения численности населения и его потребности в жилье осваиваются новые земли. Имеются также случаи незаконного присвоения существующих сельскохозяйственных угодий. Из-за таких ситуаций также участились некоторые споры среди населения по земельным вопросам, то есть земельные споры.

Земельные споры возникают из-за нарушений правил предоставления, изъятия, разграничения, использования и охраны земельных участков в собственность и пользование. В процессе владения и пользования землей могут возникать различные ситуации. При этом субъекты земельных отношений (в том числе действия государственных органов или их необоснованное несовершение необходимых действий приводит к нарушению прав землевладельцев, землепользователей и государства. Например, самовольное занятие и использование земельного участка, предоставленного одному лицу другим лицом; невозврат земельного участка в установленный срок и др. Это произошло в результате этих обстоятельств Возникающие споры называются земельными спорами. Также отмечается, что земельные споры возникают между землепользователями и между ними и органом государственного управления. Своевременное и объективное разрешение земельных споров позволяет эффективно и рационально использовать землю, так как защищает не только законные права собственников земли и землепользователей, но и право государства на владение землей [2].

Земельные споры на основании земельного законодательства (Земельный кодекс, статья 89), земельные споры между юридическими и физическими лицами разрешаются судами и государственными органами в соответствии с законодательством. При этом гарантия каждого органа разрешения спора четко определена в пределах его территории, что имеет большое практическое значение. В нашей стране также разработаны правовые меры по урегулированию этих конфликтов и их предотвращению. В частности, споры, возникающие между государственными, кооперативными и общественными предприятиями и гражданами по вопросам собственности на землю и землепользования на территории города, решаются органами городской власти.

Известно, что землепользователи в целях осуществления хозяйственной деятельности строят на закрепленных за ними земельных участках производственные, культурно-бытовые и другие постройки и сооружения, а также выполняют работы производственного характера (обработка почвы, посадка сельскохозяйственных культур). посевов и уход за ними, посадка рассады и т.д.) можно сделать. Материальные затраты тесно связаны с землей, а в сельском хозяйстве земля является основным средством производства. Поэтому замечено, что нарушение прав землепользователей в большинстве случаев наносит им материальный ущерб. В таких ситуациях споры, возникающие о взыскании убытков, являются имущественными спорами, связанными с земельными отношениями. Нарушение правовых актов о земле, нарушение права собственности государства на землю и прав землевладельцев и землепользователей относится к числу нарушений, опасных для общества [3].

Правовые санкции за нарушения земельного законодательства не применяются. Они, в свою очередь, делятся по своему содержанию: правовые, уголовные, административные, правоприменительные и имущественные виды. В настоящее время наблюдаются случаи незаконного использования земельных ресурсов и самовольного занятия земельных участков гражданами. Правоустанавливающие документы на землю юридических лиц или в случае ее нарушения работниками предприятий, организаций и учреждений, и при этом признано нарушением трудовой дисциплины, к ним применяются меры дисциплинарной ответственности. При самовольном захвате земельных участков они изымаются обратно независимо от того, кто их занимал. В настоящее время расширяются дискуссии о механизмах развития земельных отношений между общественностью Узбекистана и учеными в области экономики.

На наш взгляд, управление земельными отношениями – это планомерное и целенаправленное воздействие на управление земельными ресурсами государства и общества. Такое влияние способствует осознанию и применению объективных законов для обеспечения эффективного использования земельных ресурсов страны. Управление земельными ресурсами должно включать в себя: контроль за землепользованием, организацию, регулирование, планирование. Основой системы управления земельными ресурсами являются объект, субъект, предмет, цель, задачи и функция управления. Цель, характер и задачи управления земельными ресурсами определяются сегодня социальным, экономическим и политическим движением независимого узбекского общества. Непрерывный обмен информацией лежит в основе процессов в системе управления земельными ресурсами. Земельный кадастр и мониторинг земель являются инструментами, обеспечивающими этот обмен.

В 1998 году правительством было принято решение о создании Государственного комитета по земельным ресурсам Республики Узбекистан в связи с привлечением земельных ресурсов к рыночным отношениям и повышением требований к эффективности их использования в переходный период [4]. Основной целью создания Государственного комитета земельных ресурсов является необходимость обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов страны в рыночных условиях.

В условиях экономических преобразований в стране, проведения земельной реформы, применения рыночных отношений в землепользовании и водопользовании, а также внедрения других нововведений проблема управления землепользованием в целях обеспечения рационального и эффективного использования земельных ресурсов усложняется. Поэтому одним из возможных путей решения данной проблемы является рассмотрение землепользования как сложной системы, требующей собственной системной организации управления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Альтиев А.С. Проблемы регулирования системы использования земельных ресурсов. - Т.: Издательство "Фан", Ташкент - 2018.

Рахмонов К., Бобожонов А.Р. Государственные кадастры. - Т., 2007. - 154 с. 3. Рахмонов К., Нарбаев Ш., Мукимов З. Земельные ресурсы управлять. – Ташкент, 2018. – 154 с.

Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 27 июля 1998 года № 114 «Организация Государственного комитета по земельным ресурсам Республики Узбекистан» по вопросам "решения".

 

Jumanov B.N.

Senior Lecturer,

Department of Geodesy, Cadastre and Land

Use, Karshi Institute of Engineering and Economics

(Karshi, Uzbekistan)

 

Bolibekov S.S.

student,

Karshi Institute of Engineering and Economics

(Karshi, Uzbekistan)

 

Shukurova S.A.

student,

Karshi Engineering and Economics Institute

(Karshi, Uzbekistan)

 

EFFECTIVE USE LAND RESOURCES

& MEASURES FOR THEIR PROTECTION

 

Abstract: the article describes the land resources of Uzbekistan, the objectives of their management, their characteristics and ways of using them. The general rules and limits of land use, considerations regarding the processes of use and protection of land resources are also given.

 

Keywords: land resources, land fund, land area, cadastre, land plot, real estate, land use, land monitoring, land disputes, public administration, cadastral service.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Жуманов Б.Н., Болибеков С.Ш., Шукурова С.А. ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ И МЕРЫ ПО ИХ ОХРАНЕ // Вестник науки №10 (55) том 3. С. 123 - 128. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6294 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6294



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.