'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 4
  4. Научная статья № 15

Просмотры  53 просмотров

Дерменжи М.Н.

  


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету   

Ключевые слова:
математика, обучение, интерес к предмету   


УДК 37

Дерменжи М.Н.

учитель математики и физики

МАОУ СОШ № 7 с УИОП Московской области

(Домодедово, Россия)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ

УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО

ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ

 

Аннотация: в статье рассматриваются возможности использования нетрадиционных форм уроков математики как средство повышения интереса к предмету.

 

Ключевые слова: математика, обучение, интерес к предмету.

 

О нетрадиционных формах ведения урока написано множество статей и пособий. Особенно много их появилось в последние годы в связи с тем, что вследствие тотальной компьютеризации у школьников ослаб интерес к чтению и к книге как таковой. Это привело к тому, что учащиеся фактически перестали читать учебную литературу; как результат: снизилась культура монологической речи, понизился уровень осмысления прочитанного. Именно поэтому учителя вынуждены задействовать нетрадиционные формы проведения уроков. Таким образом, крылатая фраза Пуанкаре, о том, что предмет математики настолько серьёзен, что его не мешает сделать хоть немного развлекательным, верна лишь отчасти. И я, несмотря на свою приверженность к традиционным, классическим, фронтальным урокам использую уроки – семинары, уроки - конференции, тематические игры, лабораторные работы, уроки с элементами мастерской.

Кроме всего этого, происходит модернизация процессов образования. Введение новых ФГОС в школе способствовало изменениям в образовательном процессе в основной и средней школе. Постоянные изменения заданий и требований к итоговой аттестации в 9-ом классе (ГИА) и в 11-ом классе (ЕГЭ) привели к некоторой «нервозности» участников образовательного процесса. Именно поэтому разнообразные нетрадиционные формы ведения уроков математики способствуют не только повышению качества образования, повышению интереса к предмету, но и являются элементами «релаксации», улучшению микроклимата в классе и повышению жизненного тонуса.

 

1.Урок - конференция

Урок - конференцию целесообразно проводить как повторительно-обобщающий, причем это можно делать и после какой- либо отдельной темы, и после изучения нескольких тем (по остаточным знаниям). Для проведения урока учеников класса можно разделить на группы. Для каждой группы сформулировать тему доклада, строго регламентировать время доклада, а в остальном предоставить полную свободу действий. Это позволит учащимся сделать компьютерные презентации своих докладов, привлечь к участию в выступлениях слабых учащихся, которым за их выступление непременно ставится хорошая оценка, так как оценка всей группе ставится совокупно по участию каждого ученика. Несомненно, команда заставит выучить предложенный доклад любого неблагополучного учащегося, проверив его неоднократно, объяснит и спросит зачастую так, как не спросит учитель. После докладов, то есть пленарного заседания в рамках урока, обязательно необходимо провести проблемную часть урока, то есть подготовить практическую часть, где ученики реализуют на практике имеющиеся у них знания и умения. Обычно после конференции я выделяю урок для подведения итогов, дополнительного закрепления полученных знаний, а затем даю контрольную работу. По проведённой мною статистике результаты такой контрольной процентов на двадцать пять выше, чем при обычной форме изучения материала.

2.Урок- семинар

Уроки - семинары можно проводить как для введения новых понятий, приобретения новых знаний, расширения кругозора, так и для обсуждения проблемных моментов. Примером первого типа семинарских занятий является, например, обсуждение параграфов, отмеченных значками (*).

Второй тип – это, например, обсуждение различных способов доказательства теоремы Пифагора, или такая насущная в 11 классе проблема, как трансцендентные уравнения, приводимые к квадратным, которая может быть вынесена на семинар при итоговом повторении курса.

  1. Урок - лабораторная работа

Лабораторные работы по математике можно проводить, начиная с 5 класса. На таких уроках дети учатся делать выводы, подтверждать или опровергать гипотезы, ставить эксперименты. Лабораторные работы по математике готовят учащихся к проведению работ такого типа и приучают правильно оформлять работы по физике и химии.

Я провожу в 5 и 6 классах следующие лабораторные работы:

Нахождение среднего арифметического,

Нахождение площади помещения,

Нахождение крутизны ступеней,

Нахождение значения числа «π»,

 Нахождение полезного объёма воздуха.

Хорошо укладывается в лабораторные работы геометрический материал.

Например, по теме «Площади многоугольников» можно составить очень интересные работы.

В 11 классе перед тем, как приступать к построению графиков с помощью производной, я провожу лабораторную работу, позволяющую обобщить знания о экстремумах функции и промежутках монотонности.

С моей точки зрения, именно лабораторные работы позволяют учащимся «подержаться за математику руками» и помогают ответить на извечный вопрос юных прагматиков: «Зачем нам это нужно?».

  1. Урок - игра

Этот тип уроков хорошо разнообразит изучение «скучных тем». Но тут учитель должен проявить творческие способности для того, чтобы придумать игру. В Московском районе есть учителя, которые проводят уроки - сказки. Результаты бывают просто фантастическими: учащиеся с энтузиазмом решают примеры с дробями в 8-12 действий. Такие уроки – сказки, как «Сказка о единице», или «Сказка о геометрических фигурах», или «Сказка о биссектрисе угла», проходят с интересом и имеют неизменно положительные результаты.

4.Уроки с элементами мастерской

Уроки с элементами мастерских также являются уроками, прививающими интерес к предмету. Такие уроки предполагают большую подготовку со стороны учителя. Подготовка к проведению мастерских требует от меня серьёзной продуманности сценария проведения мастерской и подбора вопросов к обсуждению. Особенно интересно прошла мастерская по алгебре в 9-ом классе «Умствуй и поймёшь» с элементами логики и историческими фактами.

Разумеется, каждый учитель пользуется своими методическими приёмами, наработками, подходами к построению уроков, и мне думается, что при этом каждый из нас учится сам постоянно. Ну, что ж такова наша замечательная профессия: быть открытыми для освоения новых методик, быть готовыми к обмену мнениями и к конструктивному диалогу друг с другом и с детьми.

Заключение

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.

Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ю.И.Бабанский. Педагогика.М.: Просвещение 2014.

Брушнинский А.В., Субъект, мышление, учение, воображение. -М:Институт практической психологии, Воронеж НПО и МОДЭК, 1996.

Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М-Знание, 1973.

 

Dermenzhi M.N.

teacher of mathematics and physics

Secondary school No. 7 of Moscow region

(Domodedovo, Russia)

 

USING NON-TRADITIONAL FORMS

MATH LESSONS AS MEANS

INCREASE INTEREST IN SUBJECT

 

Abstract: the article discusses the possibilities of using non-traditional forms of mathematics lessons as a means of increasing interest in the subject.

 

Keywords: mathematics, learning, interest in subject.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дерменжи М.Н. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ УРОКОВ МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ // Вестник науки №10 (55) том 4. С. 82 - 86. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6309 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6309



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.