'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 4
  4. Научная статья № 16

Просмотры  123 просмотров

Карпачева О.А.

  


ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики   

Ключевые слова:
физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст   


УДК 627.7

Карпачева О.А.

учитель начальных классов

МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»

(г. Белгород, Россия)

 

ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики.

 

Ключевые слова: физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст.

 

Не секрет, что осанка играет важную роль в жизни человека, так как она необходима для нормального функционирования жизненно важных систем организма и способствует рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Необходимо понимать, что на занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста одной из основных задач является формирование правильной осанки. Следует отметить, что физическое воспитание в школе сопряжено с рядом проблем, и профилактика нарушений осанки является одной из них. Осанка является комплексным показателем здоровья младших школьников, и любое незначительное нарушение может иметь серьезные последствия. Ребенок 7-10 лет большую часть времени проводит в школе. Этот период является наиболее важным в формировании правильной осанки, поэтому здесь возрастает ответственность учителя за здоровье учащегося. Эта педагогическая проблема так же важна для учителя, как и обучение другим жизненно важным двигательным навыкам.

М. В. Арсланов, Н. Т. Белякова, А. Н. Буровых, А. Д. Дубогай и другие исследователи в своих трудах сходятся во мнении, что школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки. Некоторые исследователи посвятили свои работы проблеме формирования правильной осанки у младших школьников, но проблема осталась недостаточно разработанной. По статистике функциональные нарушения осанки наблюдаются у 40-60% учащихся.

Осанка может быть наследственной, но у детей на ее формирование в большей степени влияют факторы окружающей среды. К таким факторам относятся: негативное воздействие неблагоприятных условий внешней среды, социальные и гигиенические факторы, например, длительное нахождение ребенка в неправильном положении тела [1, с.45]. Причины нарушения осанки общие: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация, монотонные занятия, а также неправильное физическое воспитание. Также причиной нарушений осанки могут быть нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, ухудшение слуха, недостаточное освещение рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и др. [2, с. 33].

Можно выделить следующие основные условия профилактики и лечения нарушений осанки:

  1. Спать на спине на жесткой кровати.
  2. Правильная обувь, при необходимости корректирующая.
  3. Правильная организация режима дня.
  4. Постоянная физическая активность (ходьба, физкультура, зарядка, путешествия, плавание).
  5. Правильное положение за столом, на рабочем месте и т. д.
  6. Правильный портфель или рюкзак для равномерного распределения нагрузки по телу [3, стр. 22].

Такие рекомендации родителям своих учеников может дать учитель, а в условиях школьного образования интересным и эффективным методом профилактики нарушений осанки станет специальный комплекс упражнений из системы хатха-йоги, подобранный для учащихся начальных классов. Многие асаны йоги можно осваивать с 5-6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Акцент делается не на время, проведенное в асане, а на качестве выполнения.

Для того, чтобы дети правильно практиковались и выполняли упражнения, каждое из них можно «спрятать» за рассказами вроде следующего [4, стр. 54]:

- «Аист». Ты стоишь на залитом солнцем лугу, как будто солнце зовет вас поиграть. Ты поднимаешь руки и отвечаешь ему: «Здравствуй, Солнышко!» Ты наклоняешься над травой и видишь, как меняется жизнь на земле. Вокруг бесчисленное количество цветов, ползают муравьи, различные насекомые (выполняются наклоны вперед и назад).

- «Собака». Ты собака, стоящая на берегу реки. Перед тобой простираются леса и поля. Ты видишь отражение солнца в реке и когда поднимаешь голову, свет солнца радует тебя (голова наклоняется вперед-назад).

- «Кошка». Ты кошка, и каждое твое движение наполнено грацией и красотой. Ты только что проснулся и наклонился (делаете наклоны вперед и назад), чтобы разогреться.

Эти и другие подобные упражнения можно выполнять в рамках пятиминутной разминки в утренней зарядке. Детям интересно представить себя в выбранной учителем роли, и при этом упражнения помогают предотвратить нарушения осанки. Упражнения довольно простые, но эффективные.

Не все упражнения можно выполнять в школе, поэтому родителей следует поощрять к занятиям с детьми дома. Можно использовать следующие упражнения [6]:

- «Гора». Встать, ноги на ширине плеч, пятки развести в стороны. Вытянуть руки вперед перед собой и соединить пальцы, сделать вдох. Выдохнуть и вытянуть руки над головой. Расслабить руки и опустить их вдоль тела.

- «Мостик». Выполняется из положения лежа на спине. Руками приподнять таз и опереться на стопы, лопатки и шею. Плечи, шея, голова прижаты к полу. Дыхание произвольное. Затем выпрямить ноги и медленно опуститься для отдыха.

- «Поза зародыша». Лечь на спину, взять согнутую правую ногу за лодыжку и прижать ее к животу верхней частью бедра. Удерживать себя в этой позе 5-6 секунд. Вытянуть ноги. Затем прижать обе ноги к животу и постараться коснуться коленей подбородком или лбом. Задержаться в позе на 5 секунд, затем спокойно опустить ноги и отдохнуть. Повторить 2-3 раза.

Физические упражнения — важная часть тренировки правильной осанки, но не единственная, особенно для младших школьников. Ребенок, пришедший в 1 класс, много сидит за партой. Учитель должен следить за позой, в которой сидят ученики. Есть советы, как правильно сидеть за столом: спина прямая, между животом и столом должен помещаться кулак, не лежать на столе, не сидеть с подогнутой под себя ногой. Дети часто забывают эти правила, и именно  учитель проверяет это и подсказывает, какое положение туловища правильное, а какое нет.

Еще одним важным фактором является психологическое состояние учащихся. Когда ребенок сутулится, это может свидетельствовать о его плохом настроении, о проблемах (дома или в коллективе). Это своего рода сигнал, и учитель должен обратить на это внимание. Со своей стороны, учитель должен стараться давать положительный настрой в начале учебного дня. Кроме того, необходимо следить за психологическим климатом класса и выявлять проблемы на начальном уровне. Осанка и психика, кажется, не имеют ничего общего. Однако нарушения психического состояния ребенка могут напрямую сказаться на его здоровье. Поэтому нарушение осанки – частое явление у детей школьного возраста. Это связано с рядом причин, как генетических, так и социальных. Большая часть успеха в развитии правильной осанки зависит от родителей. В их задачу входит обустройство домашнего школьного уголка, места для сна, отслеживание и корректировка режима дня, соблюдение и исправление неправильной осанки при выполнении письменных заданий и т. д. Важную роль в формировании правильной осанки играет педагог, так как большую часть времени дети проводят в школе. При соблюдении всех описанных рекомендаций можно добиться прогресса в устранении проблемы плохой осанки у школьников. Формирование правильной осанки помогает детям стать здоровыми и активными членами общества.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции // Вестник новых медицинских технологий. — Тула, 2001. – № 4, — C. 62–64.

Климентенко О. С. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении / О. С. Климентенко, Л. Г. Корякина, Н.В. Дмитриева. — Томск: ТОИПКРО, 2009. — 76 с.

Мельничук Н. В., Корнилова Г. К. Метод БОС в реабилитации детей 6–7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. – № 2. — C. 47.

Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей / А.А. Потапчук. — СПб.: Речь, 2007. — 99 с.

Ренье Д. Йога для всех / Д. Ренье. — М.: Мой мир, 2007. — 128 с.

Садовой М. А., Трегубова И. Л., Садовая Т. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника // О реализации программы «Здоровая семья» (по материалам Научно-практической конференции). — Новосибирск, 1996. — С. 28–31.

 

Karpasheva O.A.

Elementary school teacher

Elementary school № 26 “Akvarel”

(Russia, Belgorod)

 

PREVENTION OF POSTURE DISORDERS

IN ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN

 

Abstract: the article deals with the problem of posture disorders in elementary school children. The causes of frequent violations are identified. Methods and ways of prevention are revealed.

 

Keywords: physical education, good posture, health, younger school age.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Карпачева О.А. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (55) том 4. С. 87 - 92. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6310 (дата обращения: 21.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6310



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.