'
Карпачева О.А.
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики
Ключевые слова:
физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст
УДК 627.7
Карпачева О.А.
учитель начальных классов
МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель»
(г. Белгород, Россия)
ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье рассматривается проблема нарушения осанки у младших школьников. Определяются причины частых нарушений. Выявляются методы и способы профилактики.
Ключевые слова: физическое воспитание, правильная осанка, здоровье, младший школьный возраст.
Не секрет, что осанка играет важную роль в жизни человека, так как она необходима для нормального функционирования жизненно важных систем организма и способствует рациональному использованию механических свойств опорно-двигательного аппарата. Необходимо понимать, что на занятиях по физическому воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста одной из основных задач является формирование правильной осанки. Следует отметить, что физическое воспитание в школе сопряжено с рядом проблем, и профилактика нарушений осанки является одной из них. Осанка является комплексным показателем здоровья младших школьников, и любое незначительное нарушение может иметь серьезные последствия. Ребенок 7-10 лет большую часть времени проводит в школе. Этот период является наиболее важным в формировании правильной осанки, поэтому здесь возрастает ответственность учителя за здоровье учащегося. Эта педагогическая проблема так же важна для учителя, как и обучение другим жизненно важным двигательным навыкам.
М. В. Арсланов, Н. Т. Белякова, А. Н. Буровых, А. Д. Дубогай и другие исследователи в своих трудах сходятся во мнении, что школа может и должна быть местом профилактики нарушений осанки. Некоторые исследователи посвятили свои работы проблеме формирования правильной осанки у младших школьников, но проблема осталась недостаточно разработанной. По статистике функциональные нарушения осанки наблюдаются у 40-60% учащихся.
Осанка может быть наследственной, но у детей на ее формирование в большей степени влияют факторы окружающей среды. К таким факторам относятся: негативное воздействие неблагоприятных условий внешней среды, социальные и гигиенические факторы, например, длительное нахождение ребенка в неправильном положении тела [1, с.45]. Причины нарушения осанки общие: недостаточная двигательная активность детей или гипокинезия, акселерация, монотонные занятия, а также неправильное физическое воспитание. Также причиной нарушений осанки могут быть нерациональная одежда, заболевания внутренних органов, снижение зрения, ухудшение слуха, недостаточное освещение рабочего места, несоответствие мебели росту ребенка и др. [2, с. 33].
Можно выделить следующие основные условия профилактики и лечения нарушений осанки:
Такие рекомендации родителям своих учеников может дать учитель, а в условиях школьного образования интересным и эффективным методом профилактики нарушений осанки станет специальный комплекс упражнений из системы хатха-йоги, подобранный для учащихся начальных классов. Многие асаны йоги можно осваивать с 5-6 лет (а в некоторых случаях и раньше). Акцент делается не на время, проведенное в асане, а на качестве выполнения.
Для того, чтобы дети правильно практиковались и выполняли упражнения, каждое из них можно «спрятать» за рассказами вроде следующего [4, стр. 54]:
- «Аист». Ты стоишь на залитом солнцем лугу, как будто солнце зовет вас поиграть. Ты поднимаешь руки и отвечаешь ему: «Здравствуй, Солнышко!» Ты наклоняешься над травой и видишь, как меняется жизнь на земле. Вокруг бесчисленное количество цветов, ползают муравьи, различные насекомые (выполняются наклоны вперед и назад).
- «Собака». Ты собака, стоящая на берегу реки. Перед тобой простираются леса и поля. Ты видишь отражение солнца в реке и когда поднимаешь голову, свет солнца радует тебя (голова наклоняется вперед-назад).
- «Кошка». Ты кошка, и каждое твое движение наполнено грацией и красотой. Ты только что проснулся и наклонился (делаете наклоны вперед и назад), чтобы разогреться.
Эти и другие подобные упражнения можно выполнять в рамках пятиминутной разминки в утренней зарядке. Детям интересно представить себя в выбранной учителем роли, и при этом упражнения помогают предотвратить нарушения осанки. Упражнения довольно простые, но эффективные.
Не все упражнения можно выполнять в школе, поэтому родителей следует поощрять к занятиям с детьми дома. Можно использовать следующие упражнения [6]:
- «Гора». Встать, ноги на ширине плеч, пятки развести в стороны. Вытянуть руки вперед перед собой и соединить пальцы, сделать вдох. Выдохнуть и вытянуть руки над головой. Расслабить руки и опустить их вдоль тела.
- «Мостик». Выполняется из положения лежа на спине. Руками приподнять таз и опереться на стопы, лопатки и шею. Плечи, шея, голова прижаты к полу. Дыхание произвольное. Затем выпрямить ноги и медленно опуститься для отдыха.
- «Поза зародыша». Лечь на спину, взять согнутую правую ногу за лодыжку и прижать ее к животу верхней частью бедра. Удерживать себя в этой позе 5-6 секунд. Вытянуть ноги. Затем прижать обе ноги к животу и постараться коснуться коленей подбородком или лбом. Задержаться в позе на 5 секунд, затем спокойно опустить ноги и отдохнуть. Повторить 2-3 раза.
Физические упражнения — важная часть тренировки правильной осанки, но не единственная, особенно для младших школьников. Ребенок, пришедший в 1 класс, много сидит за партой. Учитель должен следить за позой, в которой сидят ученики. Есть советы, как правильно сидеть за столом: спина прямая, между животом и столом должен помещаться кулак, не лежать на столе, не сидеть с подогнутой под себя ногой. Дети часто забывают эти правила, и именно учитель проверяет это и подсказывает, какое положение туловища правильное, а какое нет.
Еще одним важным фактором является психологическое состояние учащихся. Когда ребенок сутулится, это может свидетельствовать о его плохом настроении, о проблемах (дома или в коллективе). Это своего рода сигнал, и учитель должен обратить на это внимание. Со своей стороны, учитель должен стараться давать положительный настрой в начале учебного дня. Кроме того, необходимо следить за психологическим климатом класса и выявлять проблемы на начальном уровне. Осанка и психика, кажется, не имеют ничего общего. Однако нарушения психического состояния ребенка могут напрямую сказаться на его здоровье. Поэтому нарушение осанки – частое явление у детей школьного возраста. Это связано с рядом причин, как генетических, так и социальных. Большая часть успеха в развитии правильной осанки зависит от родителей. В их задачу входит обустройство домашнего школьного уголка, места для сна, отслеживание и корректировка режима дня, соблюдение и исправление неправильной осанки при выполнении письменных заданий и т. д. Важную роль в формировании правильной осанки играет педагог, так как большую часть времени дети проводят в школе. При соблюдении всех описанных рекомендаций можно добиться прогресса в устранении проблемы плохой осанки у школьников. Формирование правильной осанки помогает детям стать здоровыми и активными членами общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Калб Т. Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции // Вестник новых медицинских технологий. — Тула, 2001. – № 4, — C. 62–64.
Климентенко О. С. Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении / О. С. Климентенко, Л. Г. Корякина, Н.В. Дмитриева. — Томск: ТОИПКРО, 2009. — 76 с.
Мельничук Н. В., Корнилова Г. К. Метод БОС в реабилитации детей 6–7 лет со сколиозом //Биологическая обратная связь. 2000. – № 2. — C. 47.
Потапчук А. А. Лечебные игры и упражнения для детей / А.А. Потапчук. — СПб.: Речь, 2007. — 99 с.
Ренье Д. Йога для всех / Д. Ренье. — М.: Мой мир, 2007. — 128 с.
Садовой М. А., Трегубова И. Л., Садовая Т. Н. Теоретические и прикладные аспекты выявления заболеваний позвоночника // О реализации программы «Здоровая семья» (по материалам Научно-практической конференции). — Новосибирск, 1996. — С. 28–31.
Karpasheva O.A.
Elementary school teacher
Elementary school № 26 “Akvarel”
(Russia, Belgorod)
PREVENTION OF POSTURE DISORDERS
IN ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN
Abstract: the article deals with the problem of posture disorders in elementary school children. The causes of frequent violations are identified. Methods and ways of prevention are revealed.
Keywords: physical education, good posture, health, younger school age.
Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 4
Ссылка для цитирования:
Карпачева О.А. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №10 (55) том 4. С. 87 - 92. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6310 (дата обращения: 08.02.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*