'
Мисриева Е.В.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) *
Аннотация:
в работе представлено краткое описание «Одаренности», её определение, выявление и развитие. А также, рекомендации и обмен опытом по составлению индивидуального маршрута на ребенка
Ключевые слова:
диагностика, построение, реализация, оценка
УДК 373.24
Мисриева Е.В.
музыкальный руководитель
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Чапаевская средняя общеобразовательная школа»
Структурное подразделение дошкольного образования
Детский сад «Солнышко»
(д. Чапаево, Россия)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ,
ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ)
Аннотация: в работе представлено краткое описание «Одаренности», её определение, выявление и развитие. А также, рекомендации и обмен опытом по составлению индивидуального маршрута на ребенка.
Ключевые слова: диагностика, построение, реализация, оценка.
Детство — неповторимая пора становления, роста умственного развития. По современным психологическим представлениям, интеллектуальное развитие происходит главным образом в годы возрастного созревания.
Детский возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются.
Прежде чем вести речь о том, что такое одаренность, как её можно определить, познакомимся с понятием «Одаренный ребенок».
«Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких по сравнению с другими людьми, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Сегодня в обществе новый всплеск заинтересованности в исследовании детей с нестандартным мышлением. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, талантом, творческими способностями, уникальным даром сможет уловить современный жизненный ритм. Именно таким потенциалом и обладают одаренные люди.
В зависимости от преобладания того или иного уровня психической организации, который наиболее значим для конкретного вида деятельности, одарённость делится на:
Представляет собой ярко выраженную способность учиться. Эта одаренность проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Это помогает впоследствии стать очень неплохим, квалифицированным специалистом, но чтобы получилось что-то больше, одной этой одаренности недостаточно.
Это особый вид одаренности, направленный на создание нового, уникального в разных видах деятельности и областях жизни.
- художественная;
- музыкальная;
- литературная;
- конструкторская.
Наличие комплекса органически связанных компонентов – психомоторных способностей: быстро реагировать на известный раздражитель, тонко различать движения по пространственным параметрам; воспринимать и создавать собственные движения; координировать движения многих звеньев тела и др.
- спортивная;
- хореографическая.
Характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими.
- социально-личностная;
- лидерская.
По роду своей деятельности большое внимание я уделяю работе с детьми, имеющими ярко выраженные музыкальные способности. Подробнее остановлюсь на этапах проводимой мною работы.
Первый этап – «Диагностика уровня развития способностей ребёнка и его индивидуальных особенностей».
На данном этапе провожу диагностику по исследованию одаренности воспитанников детского сада. Работу веду по 3-м направлениям:
По результатам проведённой диагностики определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка использую для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его одаренности
Второй этап – «Построение индивидуального маршрута одарённого ребёнка».
Он включает в себя определение целей, задач маршрута и времени, которое будет затрачено на их реализацию. Ребёнок и его родители становятся активными участниками этого этапа. На данном этапе разрабатывается календарно-тематический план, подбираются темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы ребенка, его возможности и поставленные цели, формы занятий, приемы и методы, а так же формы определения итогов. Проанализировав результаты диагностики, опираясь на содержание календарно-тематического плана, принимается решение о привлечении к работе с данным ребенком логопеда, психолога, инструктора по физкультуре, – таким образом происходит интеграция с другими специалистами. Каждый задействованный в реализации маршрута специалист планирует свою работу для достижения общей цели. В планы включается работа с родителями, мероприятия по совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ, по взаимодействию с социальными партнёрами: образовательными учреждениями района, (включая доп. образование: детские сады, школы), МКУК "КДЦ" ЦЕНТР " ФИЛИАЛ №2 СДК д. ЧАПАЕВО.
Третий этап - «Этап реализации индивидуального образовательного маршрута одарённого ребёнка».
Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности и в любое время. В нашем детском саду индивидуальные занятия по маршруту я провожу 2 раза в неделю по 20 - 30 минут, в зависимости от возраста детей. Практика музыкального воспитания в детском саду позволяет мне утверждать, что дети, имеющие задатки музыкальной одарённости, испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – они с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность.
Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка.
Четвёртый этап - «Этап оценки успехов ребёнка, рефлексия».
Способ оценки и самооценки успехов выбирается совместно с ребенком и родителями. Используются такие формы как:
- создание портфолио достижений ребёнка и его демонстрация на итоговом общем родительском собрании;
- конкурсы различных уровней;
- концерты;
- оформление в ДОУ стенда «Наши таланты».
Подводя итог, подчеркну, что одаренность – это всего лишь потенциал, который может привести к успеху, а может и не реализоваться. Хочется верить, что благодаря усилиям педагогов и специалистов дошкольного учреждения, каждый одаренный ребенок в будущем сможет найти себя, реализовать свои способности, полноценно раскрыться в профессии. Сумеет не потеряться в огромном мире и принести обществу свой вклад, создавая новое в различных сферах жизни.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003
Единая межведомственная информационно-статистическая система, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/ (дата обращения: 17.10.22)
Единая межведомственная информационно-статистическая система, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ (дата обращения: 17.10.22)
Misrieva E.V.
Music director
Municipal budgetary educational institution
"Chapaevskaya secondary school"
Structural subdivision of preschool education
Kindergarten "Sunny"
(Chapaevo village, Russia)
DETERMINING THE GIFTEDNESS OF PRESCHOOLERS,
ITS IDENTIFICATION, DEVELOPMENT & MAINTENANCE
(FROM EXPERIENCE OF MUSIC DIRECTOR)
Abstract: the paper presents a brief description of "Giftedness", its definition, identification and development. As well as recommendations and exchange of experience on drawing up an individual route for a child.
Keywords: diagnostics, construction, implementation, evaluation.
Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 4
Ссылка для цитирования:
Мисриева Е.В. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ, ЕЁ ВЫЯВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ) // Вестник науки №10 (55) том 4. С. 96 - 101. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6312 (дата обращения: 26.01.2025 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*