'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 4
  4. Научная статья № 27

Просмотры  236 просмотров

Альборова Р.М., Алиев Т.И., Анаева Л.А.

  


ВОЙТА-ТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты лечения детей с двигательными отклонениями методом Войта-терапии   

Ключевые слова:
Войта-терапия, двигательные нарушения, двигательные навыки, тонус мышц, дети   


УДК 61

Альборова Р.М.

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

(г. Нальчик, Россия)

 

Алиев Т.И.

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

(г. Нальчик, Россия)

 

Научный руководитель:

Анаева Л.А.

Кабардино-Балкарский государственный университет

им. Х.М. Бербекова

(г. Нальчик, Россия)

 

ВОЙТА-ТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ

 

Аннотация: в статье представлены результаты лечения детей с двигательными отклонениями методом Войта-терапии.

 

Ключевые слова: Войта-терапия, двигательные нарушения, двигательные навыки, тонус мышц, дети.

 

Войта-терапия – нейрофизиологический метод реабилитации детей с патологиями моторных функций из-за нарушений центральной нервной системы (ЦНС) и опорно-двигательного аппарата, разработанный чешским неврологом, профессором Вацлавом Войтой [1].

Основа Войта-терапии – рефлекторная локомоция. За счёт терапевтического применения рефлекторной локомоции у пациентов с повреждениями ЦНС и двигательного аппарата можно восстановить элементарные двигательные модели, то есть они становятся снова доступными. Рефлекторная локомоция активируется рефлексогенным путём. Понятие «рефлекс» в контексте рефлекторной локомоции означает не вид нейронального управления, а относится к применяемым с лечебной целью внешним раздражениям и определённым, всегда «автоматически» возникающим двигательным реакциям на них [2].

В процессе Войта-терапии специалист оказывает целенаправленное давление на определённые зоны тела пациента, который находится в положение на животе, на спине или на боку. Подобные раздражения у людей любого возраста автоматически и без их собственной инициативы, то есть без активного намеренного содействия пациента, приводят к двум двигательным комплексам: рефлекторному ползанию в положении на животе и рефлекторному переворачиванию из положения на спине и боку.

При рефлекторной локомоции происходит координированная, ритмичная активация всей скелетной мускулатуры и реагирование различных уровней интеграции ЦНС. Регулярно и циклично протекающие двигательные реакции, вызванные в определенном исходном положении с помощью раздражения надавливанием, могут полностью вызываться и репродуцироваться любое количество раз уже у новорожденных [3].

Цель исследования: оценить эффективность Войта-терапии у детей с синдромом двигательных нарушений на первом году жизни.

Материалы и методы. Для выполнения поставленной цели под наблюдением находились 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки) в возрасте до одного года, у которых были диагностированы двигательные нарушения.

Возраст детей находился в пределах от 3 до 11 месяцев. У четверых из наблюдаемых детей отмечались признаки синдрома «вялого ребёнка» и, в частности, диффузная мышечная гипотония. Это были дети с наследственными и хромосомным заболеваниями (синдромы Дауна, Лежена, Элерса-Данло) и один ребенок с недоношенностью II степени (родоразрешение на сроке 32-33 недели гестации). У остальных детей выявлены различные парезы конечностей со снижением мышечной силы в них, обусловленные поражением двигательного пути нервной системы (монопарез Дюшена-Эрба – 1 ребенок, гемипарез – 3 детей, тетрапарез – 1 ребенок, нижний вялый парапарез – 1 ребенок).

У всех детей выявлено отставание в моторном развитии, которое проявлялось в отсутствии характерных для данного возрастного периода развития ребенка двигательных навыков: удержание головы и опора на предплечья в положении лежа на животе, переворот со спины на живот и обратно, хватание, ползание, вставание на четвереньки, умение самостоятельно присаживаться и сидеть, вертикализация и ходьба у опоры.

После тщательного обследования и выявления двигательных нарушений для каждого ребенка Войта-терапевтом был подобран комплекс упражнений, наиболее подходящий для него на данном этапе развития и установлены цели терапии. В течение 7-10 дней занятий с терапевтом родители были детально обучены технике и ознакомлены с ожидаемыми реакциями, которые преследует каждое упражнение. В течение последующего месяца родители ежедневно по 2-3 раза в день проводили терапию дома.

Результаты исследования. По окончании лечебного курса родители с детьми были приглашены на контрольный осмотр. Был получен 100% результат. Все дети, получавшие регулярно Войта-терапию в течение месяца, вышли на новый уровень двигательных навыков, у них отмечено улучшение тонуса мышц.

Заключение. Войта-терапия является целостным методом лечения нарушений двигательного развития у младенцев и детей. При применении метода Войта у детей происходит активизация врожденных образцов движения и их преобразование в скоординированные движения мускулатуры туловища и конечностей, что приводит к приобретению новых двигательных навыков у детей. При своевременно начатом лечении результат не заставит себя ждать, потребуется меньше времени и усилий для достижения поставленной цели.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

https://ru.wikipedia.org

Войта В., Петерс А. Принцип Войты. Игра мышц при рефлекторном поступательном движении и в двигательном онтогенезе. – Перевод с немецкого Е.В. Горелова. – Издательство "Springer", 2016  – 171 с.

http://www.vojta.com/ru/vojtaprinzip/vojta-therapie

 

Alborova R.M.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

 

Aliyev T.I.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

 

Scientific supervisor:

Anaeva L.A.

Kabardino-Balkarian State University named after H.M. Berbekov

(Nalchik, Russia)

 

VOITA-THERAPY IN COMPLEX TREATMENT OF CHILDREN

 

Abstract: the article presents the results of treatment of children with motor disabilities by Voit therapy.

 

Keywords: Voita therapy, motor disorders, motor skills, muscle tone, children.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Альборова Р.М., Алиев Т.И., Анаева Л.А. ВОЙТА-ТЕРАПИЯ В КОМПЛЕКСНОМ ЛЕЧЕНИИ ДЕТЕЙ // Вестник науки №10 (55) том 4. С. 145 - 148. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6321 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6321



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.