'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 6

Просмотры  103 просмотров

Мадьярова С.И.

  


ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетенции государственных гражданских служащих   

Ключевые слова:
государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм   


УДК 369.032.4

Мадьярова С.И.

магистрант

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

(г. Москва, Россия)

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

 

Аннотация: в статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетенции государственных гражданских служащих.

 

Ключевые слова: государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм.

 

Современное образование является фундаментальной основой человеческой жизнедеятельности и выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры.

В настоящее время, главная задача образовательной политики Российской Федерации − обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход. Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности к успешному выполнению своих должностных обязанностей. Компетентность специалиста с высшим образованием это те стремления и способности реализовывать свой потенциал (умения, знания, навыки), которые он показал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты и необходимость ее совершенствования.

Компетентностный подход ориентирует ВУЗы на построение учебного процесса по принципу ориентирования на результаты образования: в образовательную программу или курс изначально закладываются четкие и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь применять «на выходе».

ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управлении», регламентирует результаты освоения программы. Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:

  • общекультурные;
  • общепрофессиональные;
  • профессиональные.

Общекультурные компетенции (ОК) − это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.

Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:

  • использование основ философских знаний. Данная компетенция необходима для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
  • анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества. Необходима для формирования гражданской позиции выпускника (ОК-2);
  • использование основ экономических знаний в различных сферах его деятельности (ОК-3);
  • использование основ правовых знаний в различных сферах (ОК-4);
  • устная и письменная коммуникация на русском и иностранном языках. Необходима для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
  • способность работать в коллективе и толерантно воспринимать социальные, этические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
  • самоорганизация и самообразование (ОК-7);
  • использование средств физической культуры. Необходима для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);
  • способность оказывать первую помощь, использовать методы защиты в условиях чрезвычайной ситуации (ОК-9).

Вышеперечисленные компетенции отражают нечто общее. Они направлены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма. А также на формирование работоспособности и умения работать в команде.

Общепрофессиональные компетенции (ОПК) − это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности. К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:

  • поиск, анализ и использование нормативных и правовых документов (ОПК-1);
  • способность находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиции социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);
  • проектирование организационных структур, участие в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планирование и осуществление мероприятий, распределение и делегирование полномочий (ОПК-3);
  • деловое общение и публичные выступления, ведение переговоров, деловой переписки и поддержание электронных коммуникаций (ОПК-4);
  • навыки составления бюджетной и финансовой отчетности (ОПК-5);
  • способность решать стандартные задачи с применением информационно-коммуникативных технологий (ОПК-6).

Как можно отметить, общепрофессиональные компетенции рассматриваются как вспомогательные навыки, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания.

Профессиональные компетенции (ПК) отражают способность успешного применения практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач в соответствующей деятельности.

ПК в ФГОС и в других образовательных стандартов ВУЗов делятся по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу бакалавриата на:

  1. Организационно-управленческую:
  • определение приоритетов профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникативных технологий (ПК-1);
  • навыки использования основных теорий, мотивации, лидерства и власти (ПК-2);
  • применение основных экономических методов (ПК-3);
  • применения оценки инвестиционных проектов (ПК-4).
  1. Информационно-методическую:
  • разработка методических и справочных материалов (ПК-5);
  • навыки количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной и политической среды (ПК-6);
  • моделирование административных процессов и процедур (ПК-7);
  • применение информационно-коммуникационных технологий в профдеятельности (ПК-8).
  1. Коммуникативную:
  • осуществление межличностных, групповых и организационных коммуникаций (ПК-9);
  • взаимодействие в ходе служебной деятельности, в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);
  • владение основными технологиями формирования и продвижения имиджа госслужбы (ПК-11).
  1. Проектную:
  • разработка социально-экономических проектов (программ развития) (ПК-12);
  • использование современных методов управления проектами (ПК-13);
  • проектирование организационной структуры, осуществление разделения полномочий (ПК-14).
  1. Вспомогательно-технологическую (исполнительскую):
  • ведение делопроизводства и документооборота (ПК-15);
  • осуществление технологического обеспечения служебной деятельности (ПК-16);
  • владение методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействия с другими исполнителями (ПК-17).
  1. Организационно-регулирующую:
  • принятие участия в проектировании и организационных действиях (ПК-18);
  • эффективное участие в группой работе (ПК-19);
  • свободное ориентирование в правовой системе РФ (ПК-20);
  • определение параметров качества управленческих решений (ПК-21);
  • оценивание соотношений планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-22).
  1. Исполнительно-распорядительную:
  • планирование и организация деятельности органов госвласти (ПК-23);
  • владение технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг (ПК-24);
  • организация контроля исполнения, проведение оценки качества управленческих процессов (ПК-25);
  • навыки сбора, обработки информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти (ПК-25);
  • участие в разработке и реализации проектов в области госуправления (ПК-27).

Исходя из вышеперечисленных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции сформированы на основе практически необходимых молодому специалисту навыков для эффективного исполнения обязанностей.

Актуальность данной темы обуславливает изменение подходов к профессионализму и компетентности в системе государственного управления. Текущие изменения профессиональных компетенций повлекли как положительные, так и отрицательные последствия, в том числе увеличение объемов работы госслужащих, снижение качества оказываемых государственных услуг: ответов на запросы, обращения граждан, подготовки необходимой документации и т.д. Можно сделать вывод, что за повышением качества и эффективности деятельности государственных гражданских служащих последовало повышение уровня социально-экономического развития общества. С целью повышения эффективности и результативности деятельности гражданских служащих необходимо повысить профессиональную компетентность государственного служащего, уровень профессионализма кадрового состава государственной службы.

Для рассмотрения вопроса о профессионализме государственных гражданских служащих необходимо рассмотреть нормативно-правовые основы государственной гражданской службы. Следует учитывать принцип равного доступа граждан к государственной службе, что гарантирует защиту прав граждан при поступлении на гражданскую службу от различного рода дискриминаций, учитывать конкретизацию ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конституционных норм и формулировку ряда других принципов доступа граждан к государственной службе. Так, с. 12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным «законом» о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида» [1].

Итак, перечислим факторы, от которых зависит реализация принципа равного доступа к государственной службе: требования к наличию гражданства РФ; требования к владению государственным языком; достижение совершеннолетия. Также имеются и специальные требования, к которым законодательно отнесены требования к специальному образованию, стажу работы, определенной квалификации, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами соответствующего органа. Необходимо упомянуть и Федеральный закон 79-ФЗ, в котором регулируется процесс прохождения различных уровней и видов государственной и муниципальной службы: «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационные требования, установленным настоящим Федеральным законом» [2]. Проводимые реформы в системе государственных органов, новые требования к государственным гражданским служащим формируют новые подходы к уровню профессионализма государственных гражданских служащих. Принципы компетентности и профессионализма государственных гражданских служащих, законности и открытости регламентируются и Федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3]. Понимание профессионализма предполагает следующего понятия: направления деятельности определенного государственного органа: готовность к исполнению обязанностей государственным гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом, интересами населения государства. О профессиональной компетентности государственных служащих можно сказать как о наборе личностных качеств и способностей, а также профессиональных знаний и навыков, необходимых сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей [4, с. 54]. Итак, определение профессиональной компетентности заключается в готовности к деятельности, а не формальный перечень должностных обязанностей.

Показатели эффективности деятельности государственных служащих и показатели к профессионально важным качествам государственного служащего, входящие в понятие «Профессиональная компетентность» [6, с. 24]. Необходимо учитывать, что критериями и показателями эффективности деятельности государственных гражданских служащих, как правило, выделяют следующие показатели: количество выполненных работ; общее количество выполненных плановых и внеплановых работ за определенный период времени; качество выполненных работ; интегральный показатель, включающий сдачу работы с первого предъявления, прогрессивность предлагаемых и принимаемых решений; соблюдение сроков выполнения работ. Таким образом, для постоянного повышения профессиональной компетентности, в целях реализации принципа профессионализма и компетентности государственным служащим необходимо регулярно проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Под профессиональной подготовкой и переподготовкой понимается обучение государственных служащих с целью получения нового вида профессиональной деятельности либо достижения уровня подготовки, соответствующего квалификационным требованиям по замещаемым ими должностям [8]. Кадровая политика и кадровая служба в системе государственной и гражданской службы должна быть направлена на постоянное совершенствование профессиональных компетенций государственных гражданских служащих [9, с. 122], что подразумевает непрерывное профессиональное образование на базе высших учебных заведений, имеющее системный и опережающий характер. В настоящее время данный процесс имеет глубокие системные проблемы, которые заключаются в следующем: нерегулярный и не системный характер подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих; финансирование курсов повышения профессионализма и компетентности, как правило, производится нерегулярно, средства выделяются из местных бюджетов, на основании целевых программ, в крайне недостаточных объемах на реализацию. Важным является компетентностный подход и опережающий принцип обучения, который подразумевает решение более сложных задач, чем требуется на текущем рабочем месте государственного служащего, при этом реализуя максимально все способности госслужащего, что подстегивает профессиональное развитие [9, с. 22]. Таким образом, базисным критерием оценки качества деятельности государственного служащего должна выступать профессиональная компетентность как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [10, с. 24]. Итак, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, публичный заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Анненков В.И., Киселев Б.И., Моисеев А.В. Государственная служба. Организация управленческой деятельности. Учебное пособие. Издательство: Кнорус, 2021 г. 254 с.

Астафичев П.А. Муниципальное право России. Издательство: РИОР, 2021 г. 480 с.

Воденко К.В. Основы государственного и муниципального управления. Издательство: Феникс, 2021 г. 270 с.

Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба. Учебный курс. Издательство: Дело и сервис, 2014 г. 624 с.

Еремина О.Ю., Влкова Н.С., Путило Н.В. Эффективность государственного управления в социальной сфере. Генезис правового регулирования. Издательство: Проспект, 2021 г. 120 с.

Жильцов В.И. Оценка эффективности в системе государственного службы. Учебное пособие. Издательство: Проспект, 2021 г. 96 с.

Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении. Учебное пособие. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 145 с.

Мильто А.В. История государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Издательство: Прометей, 2021 г. 166 с.

Мухаев Р.Т., Абрамов Р.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 468 с.

Невинский В.В., Кандрина Н.А. Управление государственной гражданской службой Российской Федерации. Учебное пособие. Издательство: Проспект, 2021 г. 176 с.

Оболонский А.В., Краснов М.А., Барабашев А.Г. Государственная служба: комплексный подход. Учебник. Издательство: Дело, 2019 г. 512 с.

Прокофьев С.Е., Волгин О.С., Камолов С.Г. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. Учебник. Издательство: Кнорус, 2021 г. 188 с.

Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. Учебное пособие. Издательство: НОРМА, 2018 г. 240 с.

Чашин А.Н. Муниципальное право. Учебное пособие. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 209 с.

Шаповалов В.И., Чернов С.В. Социально-ориентированные технологии в профессиональном образовании государственных служащих. Издательство: Флинта, 2021 г. 120 с.

 

Madyarova S.I.

undergraduate

Moscow Financial and Industrial University «Synergy»

(Moscow, Russia)

 

PROFESSIONAL COMPETENCES OF CIVIL EMPLOYEES

 

Abstract: the article considers the basic requirements for the professional qualification of a professional employee.

 

Keywords: civil service, professional competence, basic requirements, free employee, verification.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Мадьярова С.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 36 - 46. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6329 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6329



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.