'
Мадьярова С.И.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ *
Аннотация:
в статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетенции государственных гражданских служащих
Ключевые слова:
государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм
УДК 369.032.4
Мадьярова С.И.
магистрант
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
(г. Москва, Россия)
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация: в статье рассмотрены базовые требования к профессиональной компетенции государственных гражданских служащих.
Ключевые слова: государственная служба, профессиональная компетентность, базовые требования, государственные служащие, профессионализм.
Современное образование является фундаментальной основой человеческой жизнедеятельности и выступает как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры.
В настоящее время, главная задача образовательной политики Российской Федерации − обеспечить образование, отвечающее современным стандартам качества, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным и перспективным потребностям населения и государства. Эффективным решением поиска оптимального формата построения новой современной образовательной парадигмы стал компетентностный подход. Государственный служащий с высшим профессиональным образованием должен быть носителем гуманистических ценностей, демократических убеждений и способности к успешному выполнению своих должностных обязанностей. Компетентность специалиста с высшим образованием это те стремления и способности реализовывать свой потенциал (умения, знания, навыки), которые он показал на практике для достижения продуктивности в сфере своей профессиональной деятельности, неся личную ответственность за ее результаты и необходимость ее совершенствования.
Компетентностный подход ориентирует ВУЗы на построение учебного процесса по принципу ориентирования на результаты образования: в образовательную программу или курс изначально закладываются четкие и сопоставимые параметры описания того, что студент будет знать и уметь применять «на выходе».
ФГОС по направлению «Государственное и муниципальное управлении», регламентирует результаты освоения программы. Компетенции, которые должны быть сформированы у выпускника программы делятся на три типа:
Общекультурные компетенции (ОК) − это способность успешно действовать при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
Согласно ФГОС Минобрнауки по направлению ГМУ общекультурными компетенциями являются:
Вышеперечисленные компетенции отражают нечто общее. Они направлены на формирование у молодого специалиста ценностей современного общества: патриотизм и гражданственность, высокие морально-нравственные характеристики, общая, языковая, правовая культура, ценности гуманизма. А также на формирование работоспособности и умения работать в команде.
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) − это способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности. К образовательному стандарту ГМУ относятся следующие ОПК:
Как можно отметить, общепрофессиональные компетенции рассматриваются как вспомогательные навыки, которые помогают молодому специалисту правильно применять накопленные знания.
Профессиональные компетенции (ПК) отражают способность успешного применения практического опыта, умений и знаний при решении профессиональных задач в соответствующей деятельности.
ПК в ФГОС и в других образовательных стандартов ВУЗов делятся по видам профессиональной деятельности, к которым готовят выпускников, освоивших программу бакалавриата на:
Исходя из вышеперечисленных компетенций, можно понять, что профессиональные компетенции сформированы на основе практически необходимых молодому специалисту навыков для эффективного исполнения обязанностей.
Актуальность данной темы обуславливает изменение подходов к профессионализму и компетентности в системе государственного управления. Текущие изменения профессиональных компетенций повлекли как положительные, так и отрицательные последствия, в том числе увеличение объемов работы госслужащих, снижение качества оказываемых государственных услуг: ответов на запросы, обращения граждан, подготовки необходимой документации и т.д. Можно сделать вывод, что за повышением качества и эффективности деятельности государственных гражданских служащих последовало повышение уровня социально-экономического развития общества. С целью повышения эффективности и результативности деятельности гражданских служащих необходимо повысить профессиональную компетентность государственного служащего, уровень профессионализма кадрового состава государственной службы.
Для рассмотрения вопроса о профессионализме государственных гражданских служащих необходимо рассмотреть нормативно-правовые основы государственной гражданской службы. Следует учитывать принцип равного доступа граждан к государственной службе, что гарантирует защиту прав граждан при поступлении на гражданскую службу от различного рода дискриминаций, учитывать конкретизацию ФЗ-58 «О системе государственной службы Российской Федерации» конституционных норм и формулировку ряда других принципов доступа граждан к государственной службе. Так, с. 12 58-ФЗ гласит, что «на государственную службу по контракту вправе поступать граждане, владеющие государственным языком Российской Федерации и достигшие возраста, установленного федеральным «законом» о виде государственной службы для прохождения государственной службы данного вида» [1].
Итак, перечислим факторы, от которых зависит реализация принципа равного доступа к государственной службе: требования к наличию гражданства РФ; требования к владению государственным языком; достижение совершеннолетия. Также имеются и специальные требования, к которым законодательно отнесены требования к специальному образованию, стажу работы, определенной квалификации, а также другие требования, установленные нормативно-правовыми актами соответствующего органа. Необходимо упомянуть и Федеральный закон 79-ФЗ, в котором регулируется процесс прохождения различных уровней и видов государственной и муниципальной службы: «на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационные требования, установленным настоящим Федеральным законом» [2]. Проводимые реформы в системе государственных органов, новые требования к государственным гражданским служащим формируют новые подходы к уровню профессионализма государственных гражданских служащих. Принципы компетентности и профессионализма государственных гражданских служащих, законности и открытости регламентируются и Федеральным законом №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [3]. Понимание профессионализма предполагает следующего понятия: направления деятельности определенного государственного органа: готовность к исполнению обязанностей государственным гражданским служащим в соответствии с должностным регламентом, интересами населения государства. О профессиональной компетентности государственных служащих можно сказать как о наборе личностных качеств и способностей, а также профессиональных знаний и навыков, необходимых сотруднику для успешного выполнения своих должностных обязанностей [4, с. 54]. Итак, определение профессиональной компетентности заключается в готовности к деятельности, а не формальный перечень должностных обязанностей.
Показатели эффективности деятельности государственных служащих и показатели к профессионально важным качествам государственного служащего, входящие в понятие «Профессиональная компетентность» [6, с. 24]. Необходимо учитывать, что критериями и показателями эффективности деятельности государственных гражданских служащих, как правило, выделяют следующие показатели: количество выполненных работ; общее количество выполненных плановых и внеплановых работ за определенный период времени; качество выполненных работ; интегральный показатель, включающий сдачу работы с первого предъявления, прогрессивность предлагаемых и принимаемых решений; соблюдение сроков выполнения работ. Таким образом, для постоянного повышения профессиональной компетентности, в целях реализации принципа профессионализма и компетентности государственным служащим необходимо регулярно проходить профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации. Под профессиональной подготовкой и переподготовкой понимается обучение государственных служащих с целью получения нового вида профессиональной деятельности либо достижения уровня подготовки, соответствующего квалификационным требованиям по замещаемым ими должностям [8]. Кадровая политика и кадровая служба в системе государственной и гражданской службы должна быть направлена на постоянное совершенствование профессиональных компетенций государственных гражданских служащих [9, с. 122], что подразумевает непрерывное профессиональное образование на базе высших учебных заведений, имеющее системный и опережающий характер. В настоящее время данный процесс имеет глубокие системные проблемы, которые заключаются в следующем: нерегулярный и не системный характер подготовки и переподготовки государственных гражданских служащих; финансирование курсов повышения профессионализма и компетентности, как правило, производится нерегулярно, средства выделяются из местных бюджетов, на основании целевых программ, в крайне недостаточных объемах на реализацию. Важным является компетентностный подход и опережающий принцип обучения, который подразумевает решение более сложных задач, чем требуется на текущем рабочем месте государственного служащего, при этом реализуя максимально все способности госслужащего, что подстегивает профессиональное развитие [9, с. 22]. Таким образом, базисным критерием оценки качества деятельности государственного служащего должна выступать профессиональная компетентность как интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [10, с. 24]. Итак, компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, публичный заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Анненков В.И., Киселев Б.И., Моисеев А.В. Государственная служба. Организация управленческой деятельности. Учебное пособие. Издательство: Кнорус, 2021 г. 254 с.
Астафичев П.А. Муниципальное право России. Издательство: РИОР, 2021 г. 480 с.
Воденко К.В. Основы государственного и муниципального управления. Издательство: Феникс, 2021 г. 270 с.
Гришковец А.А., Ростовцева Ю.В., Фомина С.В. Государственная гражданская служба. Учебный курс. Издательство: Дело и сервис, 2014 г. 624 с.
Еремина О.Ю., Влкова Н.С., Путило Н.В. Эффективность государственного управления в социальной сфере. Генезис правового регулирования. Издательство: Проспект, 2021 г. 120 с.
Жильцов В.И. Оценка эффективности в системе государственного службы. Учебное пособие. Издательство: Проспект, 2021 г. 96 с.
Зобнин А.В. Информационно-аналитическая работа в государственном и муниципальном управлении. Учебное пособие. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 145 с.
Мильто А.В. История государственного и муниципального управления. Учебное пособие. Издательство: Прометей, 2021 г. 166 с.
Мухаев Р.Т., Абрамов Р.А. Государственное и муниципальное управление. Учебник. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 468 с.
Невинский В.В., Кандрина Н.А. Управление государственной гражданской службой Российской Федерации. Учебное пособие. Издательство: Проспект, 2021 г. 176 с.
Оболонский А.В., Краснов М.А., Барабашев А.Г. Государственная служба: комплексный подход. Учебник. Издательство: Дело, 2019 г. 512 с.
Прокофьев С.Е., Волгин О.С., Камолов С.Г. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении. Учебник. Издательство: Кнорус, 2021 г. 188 с.
Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право. Учебное пособие. Издательство: НОРМА, 2018 г. 240 с.
Чашин А.Н. Муниципальное право. Учебное пособие. Издательство: ИНФРА-М, 2021 г. 209 с.
Шаповалов В.И., Чернов С.В. Социально-ориентированные технологии в профессиональном образовании государственных служащих. Издательство: Флинта, 2021 г. 120 с.
Madyarova S.I.
undergraduate
Moscow Financial and Industrial University «Synergy»
(Moscow, Russia)
PROFESSIONAL COMPETENCES OF CIVIL EMPLOYEES
Abstract: the article considers the basic requirements for the professional qualification of a professional employee.
Keywords: civil service, professional competence, basic requirements, free employee, verification.
Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5
Ссылка для цитирования:
Мадьярова С.И. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 36 - 46. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6329 (дата обращения: 20.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*