'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 8

Просмотры  80 просмотров

Дерменжи П.Х.

  


ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается и анализируется формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии   

Ключевые слова:
урок технологии, образование, школа   


УДК 37

Дерменжи П.Х.

учитель технологии и ОБЖ

МАОУ СОШ № 7 с УИОП Московской области Домодедово

(Домодедово, Россия)

 

ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

 

Аннотация: в статье рассматривается и анализируется формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках технологии.

 

Ключевые слова: урок технологии, образование, школа.

 

Идея разработки возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению технологии. Мотивация к активному изучению предмета ослаблена несколькими причинами. Мне видятся причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является обязательным предметом при сдаче государственных экзаменов в школе и не во все ВУЗы и колледжи предмет включен в списки вступительных экзаменов, в-третьих, плохие учебники и большой объём информации, который необходимо запомнить, в-четвертых, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы, книги, рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся. Таким образом, проанализировав все эти проблемы, я пришла к выводу, что проблема активизации познавательной деятельности будет существовать всегда.

 Мое педагогическое кредо: «Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».

 Моя разработка по формированию и развитию познавательной активности учащихся на уроках технологии опирается на теорию проблемного обучения, личностно-ориентированное образование, концепция развития познавательного интереса, оптимизация учебно-воспитательного процесса.

 

Результативность:

 

- формируются такие качества, как ответственность, настойчивость, любознательность, стремление к активной познавательной деятельности;

- вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

- создается ситуация общения на уроке, позволяющая каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;

- создается обстановка для естественного самовыражения ученика;

- развивается устойчивый интерес к предмету;

- на уроке создается ситуация успеха для каждого.

Проблемное обучение.

 В методике организации учения школьников большое значение имеет проблемное обучение.

 Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их решению, в результате чего происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

 Для осуществления проблемного обучения необходимы следующие условия:

  1. Наличие в учебном материале задач, вопросов, заданий, которые могут быть проблемами для учащихся;
  2. Умение учителя создавать проблемную ситуацию;
  3. Постепенное развитие у учащихся умений и навыков выявлять и формировать проблему и самостоятельно находить способы решения;
  4. Специальная подготовка учителя к уроку, направленная на выделение в учебном материале проблемных вопросов;

 

 Чтобы «включить» познавательную деятельность учащихся и направить ее на решение возникшей проблемы, в ней должно быть что-то известно, заданы какие-то отправные данные для размышления, для творческого поиска. Важно, чтобы проблемная ситуация содержала в себе некоторый психологический элемент, заключающийся в новизне и яркости фактов, в необычности познавательной задачи и т.д. с тем, чтобы возбуждать у школьников интерес и стремление к познавательному поиску.

 Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.

 Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

- анализ проблемной ситуации;

- формулировка (постановка) проблемы или осознание и принятие формулировки учителем;

- решение проблемы: выдвижение предположений; обоснование гипотезы;

доказательство гипотезы; проверка правильности решения.

Применение ИКТ на уроках технологии.

 

“Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется

 не деятельностью, а ее однообразием”

© К.Д. Ушинский

 

 «Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно - коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями - одна из компетенций учителя технологии.

 Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день - одни из самых эффективных в развитии мотивации к обучению технологии. Поэтому в своей педагогической работе я использую информационные средства на различных стадиях учебного процесса:

- для повышения качества обучения;

-углубления знаний учеников;

-развития познавательного интереса к предмету;

- для формирования ИКТ-компетентности учащихся.

 Использование в процессе обучения компьютерных технологий:

- способствует эффективному усвоению учебного материала;

- помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно - развивающим;

- позволяет принципиально расширить возможности учителя в выборе и реализации средств и методов обучения;

- предоставляет большие возможности ученику для реализации творческих способностей.

 В чем я вижу преимущества использования компьютерных технологий:

- возможность использования на различных этапах урока;

- многократность использования и необходимость приостановки в нужный момент;

 -детализирование изучаемых объектов и их частей;

- восприятие материала на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне.

 Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.

 При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте, (компьютер + мультимедиапроектор). Использую возможности компьютера для создания своих версий компьютерных разработок урока или фрагментов урока, презентаций.

 При создании слайдов презентации я руководствуюсь следующим: прописываю только краткие, точные с научной точки зрения понятия, определения или характеристики. Сканирую и обрабатываю рисунки из учебника, но для углубленного изучения материала сканирую рисунки из энциклопедий и с сайтов.

 На начальном этапе работы информационные технологии вводила на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо было использовать большое количеств наглядного материала (с учетом возрастных особенностей учащихся) и при этом использовала в основном презентации. При составлении презентаций больше внимание уделяла иллюстративному материалу.

 Урок 6 классе раздел: «Рукоделие».

После определения темы я предлагаю уч-ся посмотреть красивые кадры и послушать красивую музыку. А после просмотра ответить на вопросы, которые уч-ся видят также на слайдах.

 Урок в 6 классе тема: «Машиноведение»

Показ слайдов сопровождается рассказом учителя. Помимо того на слайдах есть вопросы, которые задаются учителем. В конце презентации вопросы для закрепления.

 Большой восторг у учащихся вызывает наглядный материал презентаций. Дополнением к презентациям становятся материалы к уроку приготовленные учащимися.

 

Проявление и развитие познавательной активности школьников во многом зависит и от условий, в которых находится ребенок в школе. Главная роль в создании условий для этого принадлежит учителю. Учитель поддерживает и улучшает самооценку и самоуважение каждого ученика. Показывает учащимся, что оригинальность является важной чертой личности. Поощряет успехи и не задерживает внимание на неудачах. Ошибки ученика рассматриваются, скорее как накапливаемый им опыт, а не повод для наказания или осмеяния. Климат в классе должен сводить к минимуму страх учащихся делать ошибки и старания проявлять познавательную активность даже при неудаче.

 Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет по-другому. Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически не возможна. Иначе говоря, цель в том, чтобы ребенок учился потому, что ему хочется учиться, чтобы он испытывал удовольствие от самого учения.

 

ТРУДОЕМКОСТЬ: Осуществить переход от традиционно предписываемого исполнения методических канонов к построению собственной педагогической концепции очень трудно. Цели, которые ставятся перед учителем – привлекательные. Но для их достижения требуются новые знания, появляется необходимость в получении качественной информации, изготовление оборудования, таблиц, дидактического материала в процессе формирования опыта. По мере накопления средств обучения временные затраты уменьшаются.

 

 АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ: Данный опыт может использоваться в любой средней общеобразовательной школе не только на уроках технологии, но и при изучении других предметов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бартенева Т.П. Ремонтов А.П. «Использование ИКТ на уроках технологии»., М., 2006.

Гин А.А. «Приемы педагогической техники», М., Вита – Пресс, 2002.

Долженко Ю.А. «Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования», Барнаул, АКИПКРО, 1998.

Коротаева Е.В. «Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников», М., 2008.

Кучменко В.С., Калинова Г.С. Проблемы модернизации образования. Журнал "Школа и производство" N 5,2003.

Маркова Н.Г. «Учителю о познавательном интересе», М., Знание С. Педагогика и психология, 1979.

Маркова А.К., Матис Т.А. «Формирование мотивации учения», М.,2006.

Молис С.С., Молис С.А. «Активные формы и методы обучения технологии». М., Просвещение,1989.

Степанов Е.Н. «Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование», М., Творческий центр, 2008.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности в учебном процессе», М., 2007.

Якиманская И.С. «Личностно – ориентированное образование в современной школе», М., 1996.

 

Dermenzhi P.Kh.

teacher of technology

Secondary school No. 7 of Moscow region

(Domodedovo, Russia)

 

FORMATION & DEVELOPMENT COGNITIVE

ACTIVITY OF PUPILS IN TECHNOLOGY LESSONS

 

Abstract: the article discusses and analyzes the formation and development of cognitive activity of students in technology lessons.

 

Keywords: technology lesson, education, school.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Дерменжи П.Х. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 50 - 57. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6331 (дата обращения: 16.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6331



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.