'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 9

Просмотры  81 просмотров

Масалимова Р.С.

  


РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН *

  


Аннотация:
в статье показана значимость и развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. Рассмотрены концепция и основы инклюзивного образования. Проанализированы основные трудности и проблемы реализации инклюзивного образования. Выделена роль и значимость социального педагога в инклюзивном образовании   

Ключевые слова:
инклюзивное образование, социальный педагог, дети с особыми образовательными потребностями, толерантность, инклюзия, интолерантность   


УДК 37

Масалимова Р.С.

Уральский политехнический колледж

(Казахстан, Уральск)

 

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

В СОВРЕМЕННОМ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

 

Аннотация: в статье показана значимость и развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан. Рассмотрены концепция и основы инклюзивного образования. Проанализированы основные трудности и проблемы реализации инклюзивного образования. Выделена роль и значимость социального педагога в инклюзивном образовании.

 

Ключевые слова: инклюзивное образование, социальный педагог, дети с особыми образовательными потребностями, толерантность, инклюзия, интолерантность.

 

За последнее время в Казахстане произошло изменение отношения общественности к лицам с проблемами здоровья и мнения о возможностях детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП). В связи с этим начинает свое распространение иная форма обучения - инклюзия. Введение инклюзивного образования положительно влияет на развитие личности детей с ООП и на их нормально развивающихся сверстников. Формирование позиции толерантности к ученикам с ООП, стремления оказывать им помощь снижает риск проявления неприятия и агрессивности у их одноклассников.

В современном Казахстане все больше обращают внимание на обучение детей с ООП. В начале прошлого года Глава государства отметил, что количество детей с (ООП) в Казахстане растет. На сегодняшний день 112 274 ребенка с ООП в возрасте от 7 до 18 лет состоят на учете региональных психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК).

Касым-Жомарт Токаев 25 февраля 2021 года на V заседании НСОД отметил, что действующие нормативы функционирования специализированных учреждений и организаций

требуют обновления. В связи с этим президент Республики Казахстан поручил модернизировать нормы в данной области с учетом актуальных стандартов. Закон Республики Казахстан от 26 июня 2021 года № 56-VII ЗРК направлен на выполнение данных поручений. Также, данный документ предполагает, что для детей с ООП будут создаваться развивающие программы, адаптироваться существующие образовательные планы и устанавливаться психолого-педагогическое сопровождение.

Общеизвестно, что до введения инклюзивного образования существовало две системы образования - общеобразовательная и специальная. Обе системы работали практически автономно и не зависели друг от друга. Общеобразовательная система занималась обучением нормально развивающихся детей. Специальная система образования была нацелена на обучение детей с ООП и показывала вполне эффективные результаты. Несмотря на это многие ученые выделяли минусы данной системы, основными из которых были оторванность ребенка с ООП от обычной среды и недостаток сформированности умения справляться с трудностями общественной жизни в будущем.

Советский психолог Л.С. Выготский писал, что «важнейший грех традиционной школы тот, что она систематически отрывает глухого от нормальной среды, изолирует и помещает его в узкий, замкнутый мирок, где все приспособлено к его дефекту, где все рассчитано на дефект, все напоминает о нем. Эта искусственная среда во многом расходится с тем нормальным миром, в котором придется жить глухонемому. В специальной школе очень скоро создается затхлая госпитальная атмосфера, больничный режим. Глухой вращается в узком кругу глухих. Все питает в этой среде дефект, все фиксирует глухого на его глухоте и травмирует его именно в этом пункте. Здесь не только не развиваются, но систематически атрофируются те силы ребенка, которые помогли бы ему впоследствии войти в жизнь. Душевное здоровье, нормальная психика дезорганизуются и расщепляются; глухота обращается в травму. Такая школа усиливает психологию сепаратизма, она по своей природе антисоциальна и воспитывает антисоциальность. Выход дает только коренная реформа всего воспитания в целом».  Подобная реформа происходит в данный момент в образовании и именуется она «инклюзивное образование». Инклюзивное образование – результат развития идей гуманизма, основывающихся на исключительной ценности человеческой личности, ее уникальности, праве на достойную жизнь, каким бы ни было ее физическое состояние.

Концепция инклюзивного образования - это совершенно новая концепция, которая породила феномен уважения к достоинству, присущему всем людям. В соответствии с концепцией достоинства, присущего всем людям, подчеркивается активное участие всех людей в жизни общества, независимо от их особенностей. Система инклюзивного образования считает, что если ребенок не может обучаться, то проблема кроется в системе образования, а не в ребенке с ООП. Образование несет ответственность за организацию преподавания таким образом, чтобы удовлетворялись потребности всех детей.

Успех любой образовательной программы зависит от готовности учителей и их отношения. Инклюзивная учебная программа признает необходимость того, чтобы школы были организованы с учетом индивидуальных различий учащихся и проявляли гибкость, позволяющую всем учащимся достигать своих целей. Внедрение инклюзивной учебной программы потребовало ряда изменений в современной практике преподавания, содержании учебной программы, процедурах оценки и имеющихся ресурсах на уровне школы, без которых цель обеспечения качества образования останется недостижимой.

Трудности обучения детей с ООП возникают из-за интолерантного отношения к ним, несоответствующего содержания методов и учебной программы, недоступной среды, недостаточности необходимых ресурсов, недостаточного вовлечения родителей, неподготовленных учителей и низкого качества преподавания. Учитывая все эти факторы, компетентность учителей и позитивный настрой учителей считаются жизненно важными, поскольку в конечном итоге именно учителя должны обучать детей с различными особенностями в своих классах и внедрять принципы инклюзивного образования в истинный смысл.

Таким образом, акцент смещается с того, чтобы сделать систему образования ответственной. Способности детей различны, понимание различных дисциплин также варьируются. Роль учителя заключается не только в преподавании предмета, но и в проведении других тренингов, таких как обучение мобильности, обучение самообслуживанию, подготовка учебных материалов в соответствии с потребностями детей с ООП.

Социальная поддержка особенно важна для детей с ООП. В связи с этим социальный педагог имеет одну из ключевых ролей в сопровождении инклюзивного обучения. Цель работы социального педагога состоит в том, чтобы сосредоточиться на ребенке как целостной личности и поддерживать ее развитие. Социальный педагог должен реализовываться через роль рефлексивного практика, что полезно и необходимо, поскольку система образования претерпевает постоянные и ускоренные изменения, из-за которых обычные законы быстро меняются.

Проблему интолерантности к детям с ООП усугубляет тот факт, что иногда сами учителя относятся к ним нетерпимо. Поэтому, одной из главных целей работы социального педагога является формирование у учителей толерантности. Для этого используется разработка методических материалов, организация лекций с целью ознакомления с инклюзивным образованием, консультирование, мастер-классы и групповые тренинги. Педагогам важно изучить основы инклюзивного обучения для последующего обучения детей с ООП. Для того чтобы педагог был успешным в работе с детьми с ООП, он обязательно должен обладать соответствующими компетенциями.

Не менее важной для социального педагога является работа с детьми с ООП и их нормально развивающимися сверстниками. В рамках своей деятельности он создает и реализует профилактические программы, что приводит к снижению рисков интолерантности со стороны последних и усилению защитных факторов детей с ООП. Следует отметить, что социальный педагог также оценивает потребности и индивидуальные особенности каждого ребенка и всей группы детей. Разрабатывает, реализует и оценивает индивидуальные и групповые социально-педагогические мероприятия, которые согласуются с оценкой особенностей. Он также проводит консультации с учителями, со сверстниками, родителями и всеми другими важными людьми в жизни ребенка с ООП.

Появление и внедрение инклюзивного образования сопровождается различными трудностями, с которыми нужно бороться. Включение детей с ООП в общеобразовательную систему, внедрение новых методик, адаптация существующих образовательных программ и учет индивидуально-психологических особенностей и потребностей приведет к более быстрому и эффективному включению детей с ООП в обычную учебную среду.

Таким образом, социальный педагог занимает ведущее место в формировании толерантности по отношению к детям с ООП и способствует созданию благоприятного психолого-педагогического климата в образовательном учреждении.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Педагоги-ассистенты для детей с особыми потребностями: как это работает в Казахстане // КАЗИНФОРМ URL: https://lenta.inform.kz/kz/pedagogi-assistenty-dlya-detey-s-osobymi- potrebnostyami-kak-eto-rabotaet-v-kazahstane_a3889245 (дата обращения: 23.03.2022).

Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам инклюзивного образования" от 26.06.2021 № 56-VII ЗРК

Выготский Л.С. Основы дефектологии / Л.С. Выготский. - Собр. соч., т.1. М., 1982. – 654 с.

Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. Педагогический университет. «Первое сентября», 2013. 14 c.

 

Masalimova R.S.

Ural Polytechnic College

(Kazakhstan, Uralsk)

 

ROLE OF SOCIAL EDUCATOR IN MODERN

INCLUSIVE EDUCATION IN REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

 

Abstract: the article shows the importance and development of inclusive education in the Republic of Kazakhstan. The concept and fundamentals of inclusive education are considered. The main difficulties and problems of implementing inclusive education are analyzed. The role and importance of a social pedagogue in inclusive education is highlighted.

 

Keywords: inclusive education, social pedagogue, children with special educational needs, tolerance, inclusion, intolerance.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Масалимова Р.С. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 58 - 63. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6332 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6332



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.