'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 10

Просмотры  99 просмотров

Скуратова Г.В.

  


ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ *

  


Аннотация:
в статье анализируется здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях   

Ключевые слова:
здоровье, обучение, образование   


УДК 37

Скуратова Г.В.

инструктор – методист

 МБУ ДО «ДЮСШ п. Чернянка Белгородская область»

(п. Чернянка, Россия)

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

 

Аннотация: в статье анализируется здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях.

 

Ключевые слова: здоровье, обучение, образование.

 

  1. I. Информация об опыте
  2. Теоретическая интерпретация опыта.

 

Впервые в стране перестройка образования идет в интересах охраны здоровья обучающихся. Опираясь на результаты научных физиолого-гигиенических исследований, мы сегодня можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс и насколько педагогически грамотно он ведется. Сейчас, когда общество практически потеряло поколение абсолютно здоровой молодежи, здоровьесберегающая направленность модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы педагогов, тренеров и медиков.

В соответствии с социально-экономическими потребностями общества и исходя из сущности общего и среднего образования, я считаю, что цель учебно- тренировочного процесса состоит в том, чтобы содействовать формированию разносторонне развитой личности. Средством достижения этой цели для меня является - овладение обучающимися основ физической культуры. В целом означает совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.

В своей работе я основываюсь на современные психолого-педагогические и фиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учётом личностных особенностей каждого ребёнка.

Принципы деятельностного и личностного подходов заключаются в том, что ученик овладевает способами использования богатств, накопленных человечеством в области телесного и духовного совершенствования.

 Сущность опыта заключается в сохранении и укреплении здоровья обучающихся. «Здоровый человек встречает меньше преград на дороге, ведущей к счастью. Чтобы не отступить в пути, человек должен быть обучен».

Новизна опыта проявляется в использовании здоровьесберегающих технологий на различных этапах учебно- тренировочного процесса.

 Результативность. Правильно организованная деятельность на занятиях по здоровьесбережению обучающихся, сохраняет и укрепляет их здоровье, воспитывает потребность в здоровом образе жизни, повышает познавательный интерес к занятиям

Трудоемкость. Работа по сохранению и укреплению здоровья требует времени, контроля в учебно-тренировочной деятельности, воспитания у обучающихся осознанной заботы о своем здоровье, а также работы в системе по данному направлению.

Доступность. Опыт может быть использован как тренерами-преподавателями так и учителями общеобразовательных школ.

 

  1. Актуальность проблемы педагогического опыта.

Слово «здоровье», как и слово «любовь», «красота», «радость» принадлежит к тем немногим понятиям, значение которых знают все, но понимают по-разному.

Классическое определение, данное Всемирной Организацией Здравоохранения в 1949г., которое характеризует здоровье как состояние полного психического, физического и социального благополучия – скорее, лозунг, чем работающее понятие. Здоровье обучающихся следует рассматривать, как важнейший элемент качества жизни в контексте образования. Как связаны между собой понятия «образование» и здоровье ? Можно ли представить образование ребенка как процесс, отстраненный от его телесных ощущений, эмоциональных переживаний, опыта коммуникацией? Конечно, нет.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью.

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

В силу вышеперечисленных причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности и особенно остро – в образовательной области.

Физиологическая, психологическая и морально-нравственная реабилитация детей и юношества в последнее время признана первостепенной задачей.

Все это послужило толчком для изучения и использования в учебно-тренировочном процессе здоровьесберегающих технологий.

Под здоровьесберегающими технологиями я понимаю систему мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающую важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. К таким условиям следует отнести:

- факторы внешней среды, способные оказывать негативное воздействие на состояние здоровья школьников (экологические, экономические);

 

- факты школьной среды – оценка школьных знаний, санитарно-технического, медицинского, спортивного оборудования и оснащения, организации системы питания с учетом требований Санитарно-гигиенических правил;

 - организации учебного процесса и режима учебной нагрузки;

 

- организация и формы здоровьесберегающей деятельности учреждения;

- динамика текущей и хронической заболеваемости.

К сожалению, современные школьники, как и взрослые, не считают свое здоровье важнейшей жизненной ценностью. Важно, чтобы и взрослые и дети владели знаниями способов, средств и факторов, укрепляющих здоровье, имели потребность применять эти знания в жизни, заботились о своем здоровье и здоровье окружающих людей. Поэтому общество предъявляет социальный заказ системе образования – усилить работу по оздоровлению школьной среды, укреплению здоровья детей и формированию у них здорового образа жизни.

Продолжением этой работы являются и рекомендации Министерства образования Российской Федерации о подготовке и организации здоровьесберегающего образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования

На сегодняшний день в нашей спортивной школе остро стоит проблема сохранения здоровья обучающихся и разработки эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков. Особую тревогу вызывает состояние здоровья. Вопреки применяемым мерам по укреплению здоровья, снижению перегрузки обучающихся, исполнению правил санитарно-эпидемиологического надзора.

Хронические заболевания имеют 23% обучающихся. Некоторые обучающиеся страдают одновременно 2-3 хроническими заболеваниями.

Данная ситуация прежде всего связана с ухудшением социально-экономического положения жителей микрорайона. Но вместе с тем тренеры-преподаватели нашей школы способны повлиять хотя бы на такие показатели, как осанка, зрение, сердечно- сосудистая система обучающихся за счет неукоснительного соблюдения норм санитарно-гигиенического режима, физкультурно-оздоровительных мероприятий, более настойчивой пропаганды среди обучающихся и их родителей здорового образа жизни и вовлечения детей в спортивные секции, увеличения двигательной активности , предупреждения стрессовых ситуаций, применение психологических тренингов, особой организации учебного процесса, создания благоприятного эмоционального климата , способствующего решению личностных проблем каждого ребенка.

Рост наркомании, и, как следствие, преступности подростков сегодня выдвигает еще одну не менее значимую задачу перед педагогическим коллективом – совершенствование профилактической работы и правового воспитания. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Будет ли оно здоровым, будет ли оно способно к воспроизводству – об этом необходимо думать уже сегодня.

Влияние факторов, определяющих уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

  1. Наследственность – определяет здоровье на 20%.
  2. Условия внешней среды (природные и социальные) – на 20%.
  3. Деятельность системы здравоохранения – на 10%.
  4. Образ жизни человека – на 50%.

Из этого соотношения видно, что главным резервом здоровья человека является его образ жизни. Положительно влияя на него, мы можем существенно повысить потенциал здоровья.

  1. Теоретическая база АПО:

Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели:

  1. Физиологически здоровыми рождаются не более 14% детей.
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания.
  3. 90-92% выпускников школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны.
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми.

5% взрослого населения страны хронически больны

  1. II. Технология опыта

В хорошем здоровье подрастающего поколения заинтересованы все – и родители, тренеры, учителя, и врачи, но практика показывает, что они прикладывают недостаточно усилий для его сохранения. Здоровье детей с возрастом ухудшается: их функциональные возможности в ходе учебы снижаются, что затрудняет усвоение учебной программы, ограничивает выбор будущей профессии. Поэтому в своей педагогической деятельности наибольшее влияние тренера уделяют здоровью каждого ребенка.

Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека.

В течение года я работала над темой

«Здоровьесберегающая деятельность на учебно-тренировочных занятиях».

 В спортивной школе обучаются дети из разных районов нашего поселка, из семей разного социального и интеллектуального уровня. Психофизиологические особенности обучающихся, разные уровни их умственных и физических способностей, закономерно требуют для обеспечения эффективного учебного процесса каждого ребенка неодинаковых условий обучения.

Поэтому передо мной и тренерами встал вопрос, как организовать обучение, чтобы оно осуществлялось на оптимальном уровне трудности и способствовало развитию всех обучающихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных и было направлено на сохранение и укрепление здоровья.

Важность этой проблемы побудила нас начать работу по изучению теоретических и практических аспектов по здоровьесбережению воспитанников.

На своих занятиях тренера- преподаватели в целях профилактики использую упражнения для коррекции основных отклонений в состоянии здоровья, таких как нарушение осанки, ожирение, плоскостопие.

Наша основная идея: Создание и организация условий для физического развития, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В своей работе тренера- преподаватели используют принципы:

  1. Формирование представлений о физическом развитии и здоровом образе жизни.
  2. Развитие двигательных способностей, умений и навыков при помощи осознания и осмысления ребенком их жизненной необходимости для человека.
  3. Интегрированный подход к организации физического воспитания.
  4. Строгий отбор учебного материала.
  5. Формирование устойчивого интереса к спорту.
  6. Постоянный контроль тренера за работой обучающегося.
  7. Индивидуальный подход.

Использование этих принципов обеспечивает активизацию обучающихся, повышение эмоционального восприятия, развития физических способностей, творческой активности. Реализуя эти принципы и чередуя различные приемы, формы и методы обучения: проводят в форме круговой тренировки, интегрированной, используют различные игры, эстафеты, упражнения, соревнования.

Воплощение этих идей в практику приводит к следующим результатам:

 -повышение активности обучающихся;

 -растет интерес к выбранному виду спорта;

 -становится меньше бездельников, больше увлеченных ребят;

 -учащиеся с отклонениями в здоровье видят необходимость в регулярных занятиях физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня, которые являются профилактическим средством против травм и многих заболеваний, способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитываются таких качества, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Достижение этих целей позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, умение самостоятельно пополнять знания, применять их в жизни для оздоровления организма.

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности на занятия оздоровительной физкультурой).

Регулярные учебно-тренировочные занятия в сочетании с четким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.), способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитание таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Любая деятельность человека имеет определенную цель.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ в нашей работеразвитие достаточной двигательной активности обучающихся (использование для этого различных физических упражнений, способствующих профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья у обучающихся), способствующих сохранению и укреплению здоровья на учебно- тренировочных занятиях.

Достижение этих целей позволяет решить многие задачи обучения: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала, умение самостоятельно пополнять знания, применять их в жизни для оздоровления организма.

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие организма, который чутко реагирует как на неблагоприятные для здоровья факторы, так и на благоприятные (в частности на занятия оздоровительной физкультурой).

Регулярные занятия физическими упражнениями в сочетании с четким соблюдением режима дня являются надежным профилактическим средством против травм и многих заболеваний (в особенности сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата и др.), способствуют мобилизации жизненно важных функций организма, двигательных способностей (выносливости, силы, гибкости, ловкости, быстроты), воспитание таких качеств, как сила воли, энергичность, собранность, уверенность в себе.

Правильно организованный режим обучающихся не только улучшает физическое развитие, но и способствует повышению их успеваемости в спорте.

Физические упражнения являются действительным средством предупреждения нарушения осанки: сутулости, асимметрии плеч лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях). Слабость мышц спины, неправильная осанка способствуют раннему проявлению остеохондроза, неблагоприятному положению внутренних органов грудной и брюшной полости (со снижением их функций). У школьников с нарушением осанки как правило ослаблены опорно-двигательный аппарат и мышцы, неэластичные связки, снижены амортизационные способности нижней конечностей и, что особенно важно, позвоночника. У таких детей очень высока степень риска получить тяжелые травмы при прыжках в длину, в высоту, и в выполнении упражнений спортивных снарядов, занятиях борьбой и т.д. При правильной осанке позвоночник имеет все физиологические изгибы в виде шейного и поясничного лордоза (изгиб кпереди) и кифоза (изгиб кзади) в грудном и крестцовом отделах. Эти изгибы видны при осмотре сбоку. При осмотре со спины позвоночник в норме должен быть прямым. Даже незаметные его искривления следует расценивать как отклонение от нормы.

Школьникам с выраженным нарушением осанки не рекомендуется заниматься теми видами спорта, которые оказывают большую нагрузку на позвоночник: тяжелой атлетикой, прыжками в высоту и длину, с трамплина и с вышки в воду, акробатикой и т.д.

Дополнительные нагрузки, связанные с сидением на уроке, рекомендуется чередовать с интенсивными физкультминутками: специальными упражнениями для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, конечностей. Продолжительность выполнения упражнений 1 – 3 минуты.

Учителя и родители должны следить за тем, чтобы учащиеся не горбились, не опускали голову, старались держать спину прямо, чтобы не выпирали лопатки. Правильную осанку необходимо сохранять и сидя за столом (во время еды, выполнение домашних заданий), при ходьбе и при выполнении физических упражнений.

Детям с нарушением осанки полезно спать на ровной и жесткой постели на спине или животе (но не на боку!). Отдыхать в течении дня (особенно после физической нагрузки) полезно лежа, а не сидя, чтобы не создавать дополнительные нагрузки на позвоночник. Очень полезно для коррекции нарушений осанки оздоровительное плавание.

На формирование неправильной осанки большое влияние оказывает состояние нижних конечностей, в частности плоскостопие.

Для предупреждения развития плоскостопия надо соблюдать следующие профилактические меры:

  1. Не носить слишком тесную обувь, обувь на высоких каблуках или на плоской подошве. Оптимальная высота каблука не более 3- 4 см.
  2. Для уменьшения деформации свода стопы пользоваться супинаторами, постоянно выполнять корригирующие упражнение, укрепляющие мышцы стопы и голени.
  3. Выполнять общеразвивающие упражнения, упражнения для нижних конечностей (дозированная ходьба, бег, приседания, упражнения для укрепления мышц свода стопы)
    Опыт увеличения объемов физкультурных занятий до 3 часов в неделю демонстрирует снижение острой заболеваемости в 3–4 раза, увеличение уровня физической подготовленности учащихся, уменьшение распространенности курения и употребления спиртных напитков среди детей и подростков. Приведенные факты служат основанием требовать увеличения двигательной активности детей в процессе занятий, в первую очередь за счет сохранения уроков физической культуры среди базовых дисциплин.

Осознавая важность проблем, это использовать все возможные варианты различных комплексов гимнастики, упражнений, зарядки, способствующие профилактике и коррекции основных отклонений в состоянии здоровья школьников, таких как нарушение осанки, плоскостопие, ожирение.

 Чтобы дети глубже осознали важность своего здоровья и необходимость его сохранения надо давать информацию о том как устроены тело человека, жизненные системы организма. Целью познания ребенком своего тела, организма в целом является не только ознакомление с их устройством и работой. Важно также сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему работать, ритмично, вовремя реагировать на его сигналы. В форме рассказа сообщать детям простейшие сведения об инфекционных болезнях, о лекарствах, закаливающих процедурах, правильном рациональном питании, правилах оказания первой помощи и др. дети узнают о физических упражнениях – «лекарстве о здоровых», о пользе движения.

Наши тренеры-преподаватели строят свои занятия на реализации принципа осознанности, целесообразности физической активности.

Осознанность базируется на совокупности знаний, необходимых для выполнения движений, для развития определенных групп мышц, для работы различных систем организма. Осознанное усвоение техники выполнения физических упражнений может обеспечить перенос элементов разученного – в соответствии с их назначением – в другие двигательные действия, использование сформированных двигательных навыков в схожих ситуациях игровой деятельности и в повседневной жизни. Поэтому свои тренировки они строят на основе тематического планирования основных видов движений, то есть в течении 4 – 6 занятий работаю с детьми над одним и тем же видом движений, варьируя его. Например, основной вид деятельности – прыжки, его вариации: прыжок в длину с места, с разбега, спрыгивание, запрыгивание, перепрыгивание, прыжок в высоту с места и с разбега и т. д. Большое значение придают воспитанию у детей посильного им умения выделять отдельные элементы из целостного двигательного действия, просят их называть и «проговаривать» эти действия, находить причинно-следственные связи между составными компонентами движения.

 Предлагают детям найти ответы, например, на такие вопросы: «Что означает быть гибким, быстрым, сильным, выносливым, ловким? Как можно развивать эти качества? Что такое подвижная игра, эстафета?» и т.п.

Сочетание теоретических знаний и практических умений проявляется в творческих подвижных играх, при чем игры придумывают дети. Это приводит к повышению результативности двигательной активности детей, способствует формированию интереса к ней, расширяет границы самостоятельности ребенка. При этом необходимо поддерживать возникающие у детей в процессе физической активности положительные эмоции, чувства радости.

Однако, на мой взгляд, не только физическая нагрузка и тренирующая направленность занятий должны волновать тренера-преподавателя. Он должен искать ответ на массу других вопросов: «Что нового ребенок получил на занятиях, что у него осталось помимо воздействия на функциональные системы организма, какие знания он приобрел, что сможет перенести в повседневную жизнь?». Поэтому познавательный аспект тренировки должен быть одним из основополагающих в работе с обучающимися. Формирование физической культуры личности должно базироваться на интегрированной основе, когда прослеживается связь между состоянием здоровья человека и его общей культурой. Поэтому в своей работе широко используют разнообразные предметные связи, включают в свои занятия физкультурно-оздоровительные мероприятия, сочетающее в себе демонстрацию физических качеств вместе с умственными конструктивными, музыкальными, речевыми.

Общеразвивающие упражнения заменяют ритмической гимнастикой, движениями, имитирующими повадки и движения животных. Это способствует приобретению двигательной культуры и выразительности, точности и координации движений и обеспечивает эмоционально положительное состояние обучающихся.

Очень интересно проходят спортивные соревнования «Веселые старты» между обучающимися спортивной школы. Все это способствует повышению активного интереса к спорту, к положительной мотивации к занятиям.

Развитие двигательной активности и познавательной сферы обучающихся решают как единую задачу, применяя обучение интегрированному целому. Интегрированный подход на своих занятиях используют не только для физического, но и для психического развития детей. Взаимосвязь этих процессов способствует творческой активности детей, обогащает их знания об окружающем их мире, явлениях природы, быта.

Успешная учеба детей в школе в большей степени зависит от совместных усилий школы и родителей детей. И я так же как и другие тренеры-преподаватели, привлекаем родителей своих воспитанников к физкультурно-спортивным мероприятиям. У нас сложилась добрая традиция проведения спортивного праздника «День здоровья». На нем дети не только показывают родителям как они умеют красиво двигаться, четко и ловко выполнять физические упражнения, но и вместе с родителями принимают участие в эстафетах и подвижных играх.

Летом отправляемся с детьми в пешие походы в лес или поле (простейший туризм) для закрепления и совершенствования двигательных навыков и умений в естественных природных условиях. Это способствует закаливанию обучающихся, улучшению их самочувствия, у обучающихся формируются важнейшие физические и нравственные качества, совершенствуются ориентировка в пространстве, наблюдательность, умение преодолевать трудности.

В своих работах тренера- преподаватели строят двигательный режим обучающихся с учетом их анатома – физиологических особенностей, а также гигиенических рекомендаций. Медицинские комиссии, которые ежегодно проводятся в школах с тревогой отмечают, что именно с приходом в школу наступает резкое уменьшение их двигательной активности. Понятно, что учебные занятия в школе и дома требуют усидчивости, но не означает, что весь образ жизни ребенка должен стать «сидящим». Нарушение осанки, слабость опорно-двигательного аппарата, ожирение – вот наиболее частые и явные признаки нехватки движения. Особо надо сказать о работе над осанкой.

Конечно важны и предупредительные меры, но следует вспомнить и о том, что формированию правильной осанки весьма способствуют сильные мышцы груди и спины. А сильными они могут стать благодаря физическим упражнениям. Прежде всего надо уделять особое внимание предварительному разогреванию организма –это разминка. После каждого силового упражнения давать упражнения на растягивание или на расслабление, сначала – приседания, потом – махи ногами. Начинаю и заканчиваю свои занятия простыми по координации и легкими по нагрузке (потягивание вначале, ходьба в конце). В каждое занятие включать упражнения для мышц разгибателей (поскольку они у детей всегда слабее) и для мышц брюшной стенки и спины (ведь именно они образуют естественный мышечный корсет и формирует у ребенка правильную осанку).

Упражнения, требующие большей нагрузки, чередовать с менее интенсивными. Если упражнение требует особой подвижности в суставах, его проводить предварительно специальной «разминкой на гибкость».

Для предупреждения наступающего утомления надо своевременно выполнять упражнения на расслабление.

Упражнения для формирования правильной осанки, рекомендуемы программой, являются лишь примером специальных упражнений для решения этой важной задачи. Формированию у детей правильной осанки помогают и другие упражнения, поэтому их включать в учебно-тренировочный процесс. На каждом занятии проводить упражнения, укрепляющие мышцы шеи, спины, живота и бедер. Для разгрузки позвоночника выполняем упражнения лежа, стоя в упоре на коленях, лазании по гимнастической скамейке, а для увеличения его подвижности – наклоны и повороты туловища, движения с прогибанием позвоночника в разных его отделах. Фиксировать позвоночник в правильном положении и контролировать эту позу помогают упражнения с гимнастическими палками.

Формируя осанку нельзя ограничиваться воспитанием привычки правильно держать тело с укреплением соответствующих групп мышц. Я учить обучающихся контролировать свою осанку.

С целью проверки знаний использовать различные методы:

  1. Метод опроса применяется в устной форме и письменной форме в паузах между выполнениями упражнений до начала и после выполнения заданий. Не рекомендуется использовать данный метод после значительных физических нагрузок.
  2. Программированный метод
  3. Весьма эффективным методом проверки знаний является демонстрация их учащимися в конкретной деятельности. Например, изложение знаний упражнений по развитию силы учащиеся сопровождают выполнением комплекса и т.д.
  4. Основными методами оценки техники владения двигательными действиями являются методы наблюдения, вызова, упражнений и комбинированный

Метод открытого наблюдения заключается в том, что учащиеся знают, кого и что будет оценивать тренер. Скрытое наблюдение состоит в том, что обучающимся известно лишь то, что тренер будет вести наблюдение за определенными видами двигательных действий.

Вызов как метод оценки используется для выявления достижения отдельных обучающихся в усвоении программного материала и демонстрации группы образцов правильного выполнения двигательного действия.

Метод упражнений предназначен для проверки уровня владения отдельными умениями и навыками, качества выполнения домашних заданий.

Суть комбинированного метода состоит в том, что тренер одновременно с проверкой знаний оценивает качество освоения соответствующих двигательных действий.

Данные методы можно применять и индивидуально, и фронтально, когда одновременно оценивается большая группа в целом.

  1. По уровню физической подготовленности. Оценивая уровень физической подготовленности, следует принимать во внимание реальные сдвиги обучающихся в показателях физической подготовленности за определенный период времени. При оценке сдвигов в показателях развития определенных физических качеств принимать во внимание особенности развития двигательных способностей, динамику их изменения у детей определенного возраста, исходный уровень достижений конкретных обучающихся. При прогнозировании прироста скоростных способностей, являющихся наиболее консервативными в развитии, не следует планировать больших сдвигов. Напротив, при прогнозировании показателей выносливости в беге умеренной интенсивности, а также силовой выносливости темпы прироста могут быть довольно высокими.

III. Результативность АПО

С целью сохранения и укрепления здоровья школьников, развития потребности в здоровом образе жизни в нашей спортивной школе определены следующие приоритеты:

– развитие массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы;
– развитие материальной базы и создание условий для занятий физической культурой и спортом.

По моему мнению, следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы с ребенком в школе, на тренировке и дома дает положительный результат. Поэтому мы ведем пропаганду здорового образа жизни и среди родителей.

Вместе мы обсуждали проблему «Курить или не курить», «Что такое здоровье нации?», часто принимали активное участие родители в спортивных мероприятиях вместе с детьми. На примере родителей дети видели на практике, что значит укрепить здоровье. Такие совместные мероприятия обеспечивают формирование позитивных установок на соблюдение правил: сохрани и укрепи своё здоровье.

В нашей спортивной школе физическому развитию и укреплению здоровья уделяют большое внимание. Это отмечают родители наших воспитанников в анкетах.

На «отлично» оценивают – 38 %;

На «хорошо» оценивают – 38 %;

На «удовлетворительно» - 24 %.

Больше всего родителям запомнились «Дни здоровья», «Веселые старты», «Папа, мама, я – спортивная семья».

А ребята отмечают в своих анкетах, что больше всего им нравится принимать участие в спортивных соревнованиях, участвовать вместе с родителями, выпускать рекламы, сочинять рассказы, сценки, пропагандировать спорт и здоровый образ жизни.

В результате оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей отмечено:

  1. Повышение мотивации к двигательной деятельности, здоровому образу жизни.
  2. Повышение уровня физического, психического, социального здоровья детей.
  3. Повышение профилактической компетенции и заинтересованности тренеров-педагогов в сохранении и укреплении здоровья обучающихся.
  4. Осознанное отношение родителей к состоянию здоровья детей, забота о здоровье своих детей.
  5. Уменьшение отклонений в состоянии здоровья обучающихся.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Усаков В.И. Спорт для всех: основополагающие принципы его развития: Тез. II Всесоюзн. научн.-практ. конф. "Физическая культура и здоровый образ жизни". Липецк, 1991.

Усаков В.И. Концептуальные основы разработки универсального критерия оценки работы учителя и ученика по физическому воспитанию: Матер. Междунар. научн.-практ. конф. "Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современных условиях". Улан-Удэ, 1995.

И.В. Чупаха и др. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Скуратова Г.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 64 - 82. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6333 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6333



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.