'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 22

Просмотры  124 просмотров

Морозова Н.А., Андриенко О.А.

  


РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности психоэмоциональные нарушения в детском возрасте, причины и их виды, психокоррекция   

Ключевые слова:
эмоции, эмоциональная сфера, дошкольники, психоэмоциональные нарушения, психологические методы коррекции   


УДК 159

Морозова Н.А.

студентка психолого-педагогического факультета,

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

(Россия, г. Орск)

 

Научный руководитель:

Андриенко О.А.

к.п.н.

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

(Россия, г. Орск)

 

РАБОТА ПСИХОЛОГА

С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности психоэмоциональные нарушения в детском возрасте, причины и их  виды, психокоррекция.

 

Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дошкольники, психоэмоциональные нарушения, психологические методы коррекции.

 

В течение последних лет устойчиво сохраняется тенденция к увеличению числа детей, проявляющих признаки повышенного беспокойства, неуверенности и эмоциональной нестабильности. В подобных условиях особую актуальность приобретает проблема диагностирования и коррекции психоэмоциональных нарушений в детском возрасте [1].       

       Эмоциональные нарушения в детском возрасте часто обнаруживаются в переломные периоды развития, когда формирующаяся личность подвержена психически нестабильному поведению. Согласно утверждениям детских психологов, причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей выступают: особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения, отставания в интеллектуальном развитии; перенесенные в детстве заболевания и стрессы; взаимоотношения с семьей и близким окружением, особенности семейного воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка и т.п. В ряде случаев фактором формирования эмоционального нарушения становятся потребляемые ребенком медиа-продукты – фильмы или компьютерные игры [2].

Исследователи выделяют следующие виды эмоциональных нарушений:

Эйфория – психическое состояние, которое характеризуется неадекватным повышенным, возбужденным настроением, импульсивностью, нетерпеливостью, стремлением к доминированию.

Дисфория – обратное эйфории состояние психики, где преобладающими эмоциями становятся тоска, злоба, недовольство, раздражение. Ребенок в состоянии дисфории часто проявляет агрессию, имеет склонность к угрюмому, резкому, неуступчивому поведению [2].

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Находясь в состоянии тревоги, ребенок проявляет неуверенность, скованность, напряжение; также у детей с тревожным синдромом наблюдается эмоциональная нестабильность, сниженный аппетит, высокая чувствительность и обидчивость. Тревога часто переходит в страхи (фобии).

Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Эмоциональная тупость – вид эмоционального нарушения, при котором у ребенка отсутствуют не только сами эмоции, но также возможность их проявления в ответ на адекватные и неадекватные раздражители [3].

Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) – нарушение эмоционально-волевой сферы, связанное с отвлекаемостью внимания и двигательной расторможенностью. Ребенок, страдающий СДВГ, испытывает общее двигательное беспокойство, склонен к импульсивным поступкам, эмоциональной лабильности, неспособности концентрировать внимание, непоседливостью.

Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания ровесников или взрослых и в ряде случаев сопровождающееся подозрительностью, обидчивостью, негативизмом, проявлением чувства вины.

Представленный перечень эмоциональных расстройств может быть дополнен группой эмоциональных нарушений, связанных с общением.

Психокоррекция – это система мероприятий, ориентированных на исправление психологических или поведенческих недостатков человека с помощью специальных средств психологического воздействия [4].

Среди объектов коррекционного воздействия выделяют индивида, группу и семью. Осипова А.А. описывает следующие виды психокоррекционных мероприятий:

  1. По характеру направленности: симптоматическую и каузальную (причинную). Целью симптоматической коррекции выступает снятие острых симптомов, сопровождающих психические отклонения и препятствующих проведению казуальной коррекции, которая, в свою очередь, ориентирована на продолжительную психологическую работу по устранению источников и причин отклонений.
  2. По форме работы с клиентом: индивидуальную; групповую; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; групповую в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т.д.); смешанную форму (индивидуально-групповую).
  3. По содержанию: коррекцию детско-родительских отношений, межличностных отношений, внутригрупповых взаимоотношений (супружеских, семейных, коллективных); коррекцию аффективно-волевой сферы, познавательной сферы, поведенческих аспектов личности.
  4. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную; не директивную.
  5. По наличию программ: программированную; импровизированную.
  6. По продолжительности: сверхкороткую (сверхбыструю); короткую (быструю); длительную; сверх длительную.
  7. По масштабу решаемых задач: частную; общую; специальную. [5]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2021. – 495 с.

Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.

Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.

Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1994. – № 3. – С.16-25.

Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Методология медицинской психодиагностики: биопсихосоциальный подход, концепция адаптации и гуманистическая психология // Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности: Коллект. моногр. / Науч. ред. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – С. 12-24.

 

Morozova N.A.

student of the Faculty of Psychology and Pedagogy,

Orsk Humanitarian and Technological Institute

(Russia, Orsk)

 

Scientific advisor:

Andrienko O.A.

Orsk Humanitarian and Technological Institute

(Russia, Orsk)

 

WORK OF PSYCHOLOGIST

WITH PSYCHOEMOTIONAL

DISORDERS IN CHILDHOOD

 

Abstract: this article discusses the features of psychoemotional disorders in childhood, causes and their types, psychocorrection.

 

Keywords: emotions, emotional sphere, preschooler, psychoemotional disorders, psychological methods of correction.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Морозова Н.А., Андриенко О.А. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 164 - 168. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6345 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6345



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.