'
Морозова Н.А., Андриенко О.А.
РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности психоэмоциональные нарушения в детском возрасте, причины и их виды, психокоррекция
Ключевые слова:
эмоции, эмоциональная сфера, дошкольники, психоэмоциональные нарушения, психологические методы коррекции
УДК 159
Морозова Н.А.
студентка психолого-педагогического факультета,
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
(Россия, г. Орск)
Научный руководитель:
Андриенко О.А.
к.п.н.
Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ
(Россия, г. Орск)
РАБОТА ПСИХОЛОГА
С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности психоэмоциональные нарушения в детском возрасте, причины и их виды, психокоррекция.
Ключевые слова: эмоции, эмоциональная сфера, дошкольники, психоэмоциональные нарушения, психологические методы коррекции.
В течение последних лет устойчиво сохраняется тенденция к увеличению числа детей, проявляющих признаки повышенного беспокойства, неуверенности и эмоциональной нестабильности. В подобных условиях особую актуальность приобретает проблема диагностирования и коррекции психоэмоциональных нарушений в детском возрасте [1].
Эмоциональные нарушения в детском возрасте часто обнаруживаются в переломные периоды развития, когда формирующаяся личность подвержена психически нестабильному поведению. Согласно утверждениям детских психологов, причинами возникновения эмоциональных нарушений у детей выступают: особенности физического и психоэмоционального развития ребенка, в том числе задержки, нарушения, отставания в интеллектуальном развитии; перенесенные в детстве заболевания и стрессы; взаимоотношения с семьей и близким окружением, особенности семейного воспитания; социально-бытовые условия проживания ребенка и т.п. В ряде случаев фактором формирования эмоционального нарушения становятся потребляемые ребенком медиа-продукты – фильмы или компьютерные игры [2].
Исследователи выделяют следующие виды эмоциональных нарушений:
Эйфория – психическое состояние, которое характеризуется неадекватным повышенным, возбужденным настроением, импульсивностью, нетерпеливостью, стремлением к доминированию.
Дисфория – обратное эйфории состояние психики, где преобладающими эмоциями становятся тоска, злоба, недовольство, раздражение. Ребенок в состоянии дисфории часто проявляет агрессию, имеет склонность к угрюмому, резкому, неуступчивому поведению [2].
Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Находясь в состоянии тревоги, ребенок проявляет неуверенность, скованность, напряжение; также у детей с тревожным синдромом наблюдается эмоциональная нестабильность, сниженный аппетит, высокая чувствительность и обидчивость. Тревога часто переходит в страхи (фобии).
Страх – это эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности – мнимой или реальной. Ребенок, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.
Эмоциональная тупость – вид эмоционального нарушения, при котором у ребенка отсутствуют не только сами эмоции, но также возможность их проявления в ответ на адекватные и неадекватные раздражители [3].
Синдром гиперактивности и дефицита внимания (СДВГ) – нарушение эмоционально-волевой сферы, связанное с отвлекаемостью внимания и двигательной расторможенностью. Ребенок, страдающий СДВГ, испытывает общее двигательное беспокойство, склонен к импульсивным поступкам, эмоциональной лабильности, неспособности концентрировать внимание, непоседливостью.
Агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания ровесников или взрослых и в ряде случаев сопровождающееся подозрительностью, обидчивостью, негативизмом, проявлением чувства вины.
Представленный перечень эмоциональных расстройств может быть дополнен группой эмоциональных нарушений, связанных с общением.
Психокоррекция – это система мероприятий, ориентированных на исправление психологических или поведенческих недостатков человека с помощью специальных средств психологического воздействия [4].
Среди объектов коррекционного воздействия выделяют индивида, группу и семью. Осипова А.А. описывает следующие виды психокоррекционных мероприятий:
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2021. – 495 с.
Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. – Л.: Наука, 1988. – 267 с.
Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика. – СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
Вассерман Л.И., Беребин М.А., Косенков Н.И. О системном подходе в оценке психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. – 1994. – № 3. – С.16-25.
Вассерман Л.И., Трифонова Е.А., Щелкова О.Ю. Методология медицинской психодиагностики: биопсихосоциальный подход, концепция адаптации и гуманистическая психология // Психологическая диагностика расстройств эмоциональной сферы и личности: Коллект. моногр. / Науч. ред. Вассерман Л.И., Щелкова О.Ю. – СПб.: Скифия-принт, 2014. – С. 12-24.
Morozova N.A.
student of the Faculty of Psychology and Pedagogy,
Orsk Humanitarian and Technological Institute
(Russia, Orsk)
Scientific advisor:
Andrienko O.A.
Orsk Humanitarian and Technological Institute
(Russia, Orsk)
WORK OF PSYCHOLOGIST
WITH PSYCHOEMOTIONAL
DISORDERS IN CHILDHOOD
Abstract: this article discusses the features of psychoemotional disorders in childhood, causes and their types, psychocorrection.
Keywords: emotions, emotional sphere, preschooler, psychoemotional disorders, psychological methods of correction.
Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5
Ссылка для цитирования:
Морозова Н.А., Андриенко О.А. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 164 - 168. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6345 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*