'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 23

Просмотры  57 просмотров

Мотлобова Д., Бобоходжаев Р.Х.

  


СЕМИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В СБОРНИКЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «ХОЛОДНАЯ ВЕСНА В ПРОВАНСЕ» *

  


Аннотация:
статья посвящена изучению роли зрительного образа в идиостиле Д. И. Рубиной. Материалом послужил сборник новелл «Холодная весна в Провансе» (2005), созданный творческим союзом писательницы и ее супруга художника Б. Б. Карафелова. Новизна исследования видится в том, что авторское решение визуализации текста трактуется нами как важная составляющая идиостиля Д. И. Рубиной. В предлагаемой работе представлены результаты комплексного анализа этого сборника. Доказывается, что оптический компонент письма Д. И. Рубиной является ведущим приемом в создании многообразной картины мира, воссозданной с помощью зримо-ощутимых образов посредством художественного слова. Множественные портретные описания позволяют обозначить свои мотивные линии, их разнообразие создает повествовательную динамику, также свидетельствуя о соединении элементов смежных искусств, кинематографа (смена ракурсов) и театра (сценическое устройство текста). Пейзажные, портретные, бытовые зарисовки равнозначны и смыкаются в общее текстовое пространство отдельного рассказа, а потом и целого цикла, поэтому некоторые из них повторяются на типологическом уровне. Для придания своим малым формам большего оптического эффекта писательница использует телескопическое зрение в подмечании нюансов, бинокулярное в создании портретных характеристик героев, стереоскопическое в описании пейзажей. Переключение зрительных планов, смена позиции наблюдения, изменение ракурса, нерасчлененность зрения со звуковыми и тактильными ощущениями наблюдающего, игра оптическими эффектами делают художественное видение Д. И. Рубиной неподражаемым   

Ключевые слова:
визуальность, зрительный, образ, портрет, пейзаж, деталь, авторская картина мира   


УДК 82

Мотлобова Д.

студентка 2-курса магистратуры

ТГПУ им. Низами

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

Научный руководитель:

Бобоходжаев Р.Х.

к.ф.н. доц.

ТГПУ им. Низами

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

СЕМИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР

ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В СБОРНИКЕ ДИНЫ РУБИНОЙ

«ХОЛОДНАЯ ВЕСНА В ПРОВАНСЕ»

 

Аннотация: статья посвящена изучению роли зрительного образа в идиостиле Д. И. Рубиной. Материалом послужил сборник новелл «Холодная весна в Провансе» (2005), созданный творческим союзом писательницы и ее супруга художника Б. Б. Карафелова. Новизна исследования видится в том, что авторское решение визуализации текста трактуется нами как важная составляющая идиостиля Д. И. Рубиной. В предлагаемой работе представлены результаты комплексного анализа этого сборника. Доказывается, что оптический компонент письма Д. И. Рубиной является ведущим приемом в создании многообразной картины мира, воссозданной с помощью зримо-ощутимых образов посредством художественного слова. Множественные портретные описания позволяют обозначить свои мотивные линии, их разнообразие создает повествовательную динамику, также свидетельствуя о соединении элементов смежных искусств, кинематографа (смена ракурсов) и театра (сценическое устройство текста). Пейзажные, портретные, бытовые зарисовки равнозначны и смыкаются в общее текстовое пространство отдельного рассказа, а потом и целого цикла, поэтому некоторые из них повторяются на типологическом уровне. Для придания своим малым формам большего оптического эффекта писательница использует телескопическое зрение в подмечании нюансов, бинокулярное в создании портретных характеристик героев, стереоскопическое в описании пейзажей. Переключение зрительных планов, смена позиции наблюдения, изменение ракурса, нерасчлененность зрения со звуковыми и тактильными ощущениями наблюдающего, игра оптическими эффектами делают художественное видение Д. И. Рубиной неподражаемым.

 

Ключевые слова: визуальность, зрительный, образ, портрет, пейзаж, деталь, авторская картина мира.

 

Идиостиль каждого писателя раскрывается посредством различных лингвистических и стилистических способов написания произведений. Картина мира, создаваемая Диной Рубиной, отражается с помощью ощутимых оптических компонентов и художественных средств выразительности. Портретные описания, используемые писательницей, помогают обозначить мотивы произведения, способы повествования, синтез нескольких видов искусств позволяет наиболее полно отобразить цветовую картину мира.

С целью создания в новеллах зрительного образа Рубина использует телескопическое зрение при описании художественных деталей и бинокулярное зрение при создании портретных характеристик персонажей произведения. При описании пейзажей автор прибегает к стереоскопическому зрению. Благодаря смене планов отображения реальности, позиций и ракурсов, с которых Дина Ильинична наблюдает за персонажами, создается эффект неразрывной игры оптическими образами, что в совокупности делает художественный стиль писательницы неподражаемым.

В 2005 году Дина Рубина публикует сборник новелл «Холодная весна в Провансе», в котором создает особенную визуальную риторику и использует неповторимые синтаксические конструкции для создания атмосферы наблюдения за городом и персонажами: автор то описывает туристические преимущества города, то прибегает к рассмотрению открыток с видами Германии. Оптическое отображение реальности у Рубиной можно приравнять к мистике: «Холкой жеребенка чернеет роща на Маслиничной горе; извилистая, голубая днем вена Вади -Эль-Хот - древнейшей дороги паломников из Иерусалима к Мертвому морю - начинает пульсировать огненным кровотоком несущихся машин и грузовиков. Ряды фонарей, унизывающие змеиные ее кольца, теплеют и наливаются электрическим медом...» [2, с. 85]. В описаниях присутствуют цветовые эпитеты с акцентными описаниями, благодаря которым усиливается впечатление, производимое на читателя. Ассоциативные ряды писательница выстраивает таким образом, чтобы расширить художественное пространство произвдения.

У Дины Рубиной очень сложно четко определить палитру, характерную для того или иного произведения или рассказа. Например, в новелле «Снег в Венеции» писательница воссоздает буйство красок, окуная своих читателей в цветовой карнавал, придавая жизнерадостность и торжественность произведению. Малая проза Рубиной имеет отличительные идиостилевые характеристики: с точки зрения семантики используемые в новеллах цвета имеют конкретные устойчивые значения. Портретные описания у Дины Ильиничны гармонично вливаются в повествование: на первый план она выдвигает не столько характеристики, сколько впечатления от внешнего вида рассматриваемого персонажа: «Я с интересом рассматривала эту женщину, ожесточенно-весело растирающуюся полотенцем. Была во всей ее фигуре плавная мощь, как в морских конях, несущих раковину Нептуна...» [1, с. 137]. Дина Рубина использует основные колоративы во многих своих рассказах, они будто бы переходят от одного события к другому, проявляясь нередко и через образ персонажей. Идиостилевая составляющая творчества Рубиной заключается также в том, что она не просто описывает героев, а рисует их, словно художник, соединяя детали и цвета и удачно вплетая в текст сравнения.

В качестве примера для анализа приведем описание одного из постоянных образов Дины Рубиной: «Режиссер - как водится, с косичкой, с бородой и в очках, - похожий на всех режиссеров в мире, и плохих, и хороших, но бессильных изобрести какой-либо неожиданный штрих для своей внешности, а заодно и для своей профессии, - время от времени вскакивал с земли, подбегал к актерам и, жестикулируя, говорил быстро, бурно, но выдыхался, возводил глаза к небу, хватался за голову, опять валился на траву» [3, с. 179]. Однородные члены предложения – глаголы действия – в данном случае позволяют создать яркую зарисовку ситуации и персонажа, а не просто портретное описание. В сборнике «Холодная весна в Провансе» Дина Рубина умело соединяет несколько искусств: живопись, архитектуру, будто бы «вливая» их в литературу, благодаря чему становится понятно, что мир воссоздается через восприятие художника слова. Во многих произведениях писательницы встречаются образы людей творческих профессий, что связано с ее биографией. Свою любовь к краскам и манеру письма Дина Рубина, вероятно, унаследовала от отца-художника.

Визуализация пространства в литературоведении возможна благодаря влиянию живописи. Именно посредством подобных образов живописи и создан сборник «Холодная весна в Провансе», композиция которого визуальна. Дина Рубина большое внимание уделяет курсивному тексту: он позволяет разделить виды искусства (живопись и литература), отрезки времени (прошлое и настоящее время), типы речи (повествование и описание). Экфрастический текст у Дины Рубиной тоже выделена курсивом, поэтому его легко распознать. Экфрасис у автора имеет четкую визуально-графическую составляющую и является визуальным средством выразительности. Посредством анализа зрительных образов в сборнике новелл можно проникнуть во внутренний мир героев, оценить и понять их поступки и высказывания. Такой эффект достигается благодаря вкраплению в текст аллегорий, символических образов и обращения к цветовым характеристикам.

Проведенный анализ показывает, что Дина Ильинична Рубина в сборнике новелл «Холодная весна в Провансе» использует диалогический экфрасис для синтеза литературы и живописи и создания зрительного образа. Творческий стиль Дины Рубиной похож на орнаментальную прозу 20-х годов XX века, где слово имеет множество интерпретаций. Ключевой характеристикой идиостиля писательницы для создания зрительных образов выступает портрет человека неординарного и самобытного, создаваемый посредством удивительного синтеза литературы и живописи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Рубина Д. И. Вилла «Утешение». Холодная весна в Провансе (сборник). – М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – С. 127-158.

Рубина Д. И. Время соловья. Холодная весна в Провансе (сборник). - М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – С. 73-92.

Рубина Д. И. Коксинель. Холодная весна в Провансе (сборник). – М.: Изд-во «Эксмо», 2008. – С. 158-189.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Мотлобова Д., Бобоходжаев Р.Х. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР ЗРИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В СБОРНИКЕ ДИНЫ РУБИНОЙ «ХОЛОДНАЯ ВЕСНА В ПРОВАНСЕ» // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 169 - 174. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6346 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6346



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.