'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №10 (55) том 5
  4. Научная статья № 24

Просмотры  57 просмотров

Кондратьева А.А., Карпова Н.В.

  


ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА *

  


Аннотация:
статья посвящена решению актуальной проблемы развития профессионально – прикладной физической культуры у студента медицинского колледжа. Теоретический анализ педагогических идей позволил дать более точное описание структуры исследуемого понятия (двигательный, знаниевый, практический, ценностный компоненты) и критериев полноты его формирования: ценностная ориентация личности на профессионально - прикладную физическую культуру; мотивационная вовлеченность в деятельность; достаточно высокий уровень развития жизненно важных двигательных навыков; потребность человека в саморазвитии в выбранном виде профессиональной деятельности. В рамках педагогического эксперимента в подмосковном колледже «Энергия» г. Балашиха., мкр. Железнодорожный, была проведена системная модернизация образовательной деятельности. Статистические данные подтвердили полезность социокультурного и образовательного потенциала современного медицинского колледжа, интегрирующего открытые образовательные ресурсы   

Ключевые слова:
профессиональное становление, профессиональная физическая культура, профилированные ценности, профилированное физическое воспитание   


УДК 1

Кондратьева А.А.

Российский государственный социальный университет

(Россия, г. Москва)

 

Научный руководитель:

Карпова Н.В.

Российский государственный социальный университет

(Россия, г. Москва)

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

 

Аннотация: статья посвящена решению актуальной проблемы развития профессионально – прикладной физической культуры у студента медицинского колледжа. Теоретический анализ педагогических идей позволил дать более точное описание структуры исследуемого понятия (двигательный, знаниевый, практический, ценностный компоненты) и критериев полноты его формирования: ценностная ориентация личности на профессионально - прикладную физическую культуру; мотивационная вовлеченность в деятельность; достаточно высокий уровень развития жизненно важных двигательных навыков; потребность человека в саморазвитии в выбранном виде профессиональной деятельности. В рамках педагогического эксперимента в подмосковном колледже «Энергия» г. Балашиха., мкр. Железнодорожный, была проведена системная модернизация образовательной деятельности. Статистические данные подтвердили полезность социокультурного и образовательного потенциала современного медицинского колледжа, интегрирующего открытые образовательные ресурсы.

 

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональная физическая культура, профилированные ценности, профилированное физическое воспитание.

 

Актуальность изучения проблемы профессионального становления заключается в том, что радикальные изменения, происходящие в сфере производственных отношений (рост реестра профессиональных видов деятельности; интеграция и дифференциация труда; внедрение новых операций и усложнение технологических процессов), вызывают у общества острую потребность в модернизация системы среднего профессионального образования. В настоящее время профессиональное развитие индивида сводится к приобретению профессиональных знаний, обучению работе без развития универсальных характеристик личности, ее культурного потенциала, которые влияют на перспективы профессионального роста и качественные социальные изменения в реальной жизни.

Цель и задачи. Определяя формирование прикладной физической культуры будущего специалиста в качестве основной цели, мы определяем основную задачу как профессиональное развитие личности, готовность и способность постоянно повышать свой профессиональный уровень, чтобы соответствовать современному социальному “портрету специалиста» в области медицины.

В связи с этим именно культурная парадигма, как один из приоритетов в образовании, реализует содержание различных моделей образовательных систем и позволит учащемуся стать субъектом активного потребления культурных ценностей, творческой трансформации и их последующей трансляции как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности.

Необходимо сосредоточиться на рациональном использовании достаточного ресурсного потенциала медицинского образования для формирование профессиональной физической культуры (ПФК) будущих специалистов в области медицины. Интеграция инновационных образовательных ресурсов, имитационных технологий в обучение; соответствующие научно—педагогические кадры; специализированное физическое воспитание, связанное с производственной практикой, - это основа, на которой лежит социокультурный и образовательный потенциал современного медицинского колледжа, определяющий успех формирования ПФК будущих специалистов.

Материалы и методы исследования. Система научных знаний в области теории и методика преподавания физической культуры внесли значительный вклад в изучение ее содержательного и ценностного потенциала . (Болотова 2020, с 91). В то же время существует реальная потребность в разработке концепции педагогического сопровождения, которая способствовала бы формированию профессионально - прикладной физической культуры в системе медицинского образования. (Болотова 2020, с 24)

В обновленных государственных программах по физическому воспитанию для ряда специальных учебных заведений была поставлена задача детализировать профессиональную и прикладную физическую подготовку для определенных отраслей, определить содержательные аспекты, а также было рекомендовано учитывать специальность выпускников при организации массовых спортивных мероприятий, формировать у студентов физические качества и навыки, необходимые для будущая работа по специальности (Мандриков, 2002, с 10).

В связи с этим для ряда специалистов представляет интерес рассматривать профессионально-прикладную физическую подготовку как средство целенаправленного совершенствования биологической природы человека в конкретной профессиональной деятельности (Ярушин, 2018, с 102) .

В научных работах (Л. В. Бурок, В. А. Кабачкова, Т. М. Панкратович и др.) показано, что практика специализированных физических упражнений с учетом специфики осваиваемой профессии позволяет за более короткое время достичь значительных результатов как в физической, так и в профессиональной подготовке [2; 9].

Результаты исследования и их обсуждение.

Теоретические исследования позволили нам определить компоненты структуры PFC:

— физическая (двигательная): психофизическое развитие, функциональная и двигательная готовность;

— когнитивный (знание): теоретическая подготовка, технологические знания, интеллектуальное развитие;

— оперативный (практический): техническая готовность, технологическая активность;

— аксиологический (ценностный): ценности и ценностные ориентации как внутренний компонент самосознания человека, определяющий мотивы, интересы, установки и потребности человека в области физической культуры и спорта.

Мы приняли критерии для формирования ПФК:

— ценностная ориентация личности на ПФК;

— мотивация студента к профессиональному совершенствованию физической культуры, рационализации жизнедеятельности ;

— обширность и сложность двигательных навыков, основанных на оптимальном состоянии анализаторных систем и психических процессов; способности к координации движений;

— сбалансированное морфологическое и функциональное развитие;

— осознанный выбор профессии; потребность в самосовершенствовании.

Результаты опроса в экспериментальных условиях (студенты Подмосковного колледжа «Энергия» 1-2 курсы) показали, что у респондентов есть осознание роли физической культуры в их будущей профессиональной деятельности. Статистика подтверждает что выпускники университета, которые активно занимались физической культурой и спортом во время учебы, успешно работают в условиях современных экономических отношений.

Следует отметить, что студенты со слабым здоровьем и хроническими заболеваниями должны обладать специальными знаниями о методах применения физических упражнений и интенсивности нагрузок на организм, возможности их комплексного использования с целью воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции осанки и дефектов телосложения. И если мы говорим о работе в области хирургии и травматологии, очевидно, что”... профессиональные навыки в медицине определяются общей и статической выносливостью, силой основных групп мышц, точностью и быстротой двигательной реакции, точностью амплитудных и временных характеристик движений, эмоциональной устойчивостью, способностью к переключению и распределению внимания...» (Ибраева, 2009, с 199). Отсюда следует, что одной из основных целей при внедрении процесса физического воспитания является подготовка медицинских специалистов нового формата с PFC, который интегрирует готовность для профессиональной адаптации, творческой активности, способности к самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к своему здоровью, полностью использовать личные ресурсы) (Коровин,1998, с 25 ).

Подмосковный колледж «Энергия» выступает эффективным центром сохранения и укрепления здоровья, здорового образа жизни и спортивного образа жизни.

В связи с этим основой для практической реализации концепции формирования ПФК в медицинском колледже  - это:

— во-первых, популяризация массового спорта (участие во внутриколледжных и межколледжных соревнованиях, городских и областных мероприятиях, ежегодное участие в спортивных соревнованиях. Всероссийские акции, такие как “Лыжня России”, “Кросс Наций”, “День ходьбы” и др.) и привлечение студентов к систематическому занятию физической культурой и спортом (в рамках факультативных курсов по физической культуре и спорту.

— во-вторых, проектирование процесса формирования ПФК как совокупности специализированных занятий физической культурой, специальными прикладными видами спорта, физической культурой, оздоровительными и реабилитационными мероприятиями, отвечающими социальным и личностным потребностям студентов в развитии профессионально важных двигательных навыков, профессиональных и личностных качеств (Шарапов,2016, с 91).

В результате нашего исследования мы получили обобщенные показатели изменений ранее выявленных компонентов профессионально – прикладной физической культуры личности:

— физический (двигательный) компонент в экспериментальных группах показал значительное увеличение по отношению к контрольным группам — на 21,8 % при р < 0,05. Это подтверждает утверждение о том, что более высокая профессиональная и прикладная подготовка студентов является решающим фактором в развитии профессиональных двигательных способностей, специализированных для медицинских работников;

— когнитивный (знаниевый) компонент: теоретический компетентность студентов в экспериментальных группах выше этого показателя по сравнению с контрольными группами на 18,2 % при р < 0,05; технологические знания и интеллектуальное развитие в экспериментальных группах студентов были выше на 11,8 % при р < 0,05 и на 19,5 % при р < 0,05 соответственно, чем в контрольных группах;

— операционный (практический) компонент также показал значительный рост, благодаря системной модернизации образовательной деятельности на кафедре физической культуры: техническая готовность студентов в экспериментальных группах на 12,5 % выше, чем в контрольных группах при р < 0,05; технологическая активность в экспериментальных группах на 34,7 % выше при р < 0,05 по сравнению с контрольными группами;

— интегральный показатель сформированности аксиологического (ценностного) компонента профессиональной физической культуры личности в экспериментальных группах по сравнению с контрольными группами был выше на 33,2 % при р < 0,05.

Выводы. Анализ теоретических источников, практического опыта и наших собственных исследований показывает, что при определенных условиях современный университет может эффективно использовать свой социокультурный и образовательный потенциал для формирования ПФК. Очевидно, что профессиональная физическая культура как элемент профессиональной культуры является одной из основных характеристик личности специалиста.

Концепция формирования ПФК на этапе профессионального образования студентов преследует цель содействия профессиональному становлению личности на основе развития, совершенствования и поддержания профессионально важных личностных качеств и двигательных способностей на уровне, удовлетворяющем личность и общество. Это создает предпосылки для формирования системы ценностных ориентаций и самосовершенствования в дальнейшей профессиональной деятельности выпускника вуза.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Болотова М. И., Ермакова М. А. Физическая подготовка иностранных студентов как компонент профессионального становления будущего специалиста в области медицины // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №69-1. 91-95 с.

Болотова М. И., Ермакова М. А., Ярушин С.А. Cобытийный подход в ценностном самоопределении личности в отношении к здоровью // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. №4. 24-29 c

Ибраева, Р. Ж. Формирование социально значимых ценностей у студентов нефизкультурных вузов в процессе физического воспитания :дис. … канд. пед. наук / Р. Ж. Ибраева. — Челябинск : УралГУФК, 2009. — 199 с.

Коровин, С. С. Профессиональная физическая культура и формирование личности: монография / С. С. Коровин, В. А. Кабачков. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 1998. — 259 с.

Коровин, С. С. Ценностный потенциал физической культуры в воспитании личности / С. С. Коровин, Т. М. Панкратович. — Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2018. — 212с.

Куликов, Л. М. Модернизация педагогической системы активного здоровьеформирования подрастающего поколения / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, С. А. Ярушин // Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 1. — С. 60—64.

Мандриков, В. Б. Методология профилирования физического воспитания студентов в медицинских вузах : дис. ... д-ра пед. наук / В. Б. Мандриков. — Волгоград, 2002. — 110 c.

Шарапов, А. А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности / А. А. Шарапов // Молодой ученый. — 2016. — № 6.1. — С. 91—94.

Щуров, А. Г. О направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов / А. Г. Щуров, К. В. Бученков, А. С. Митрюков, В. В. Попадьин// Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. — 2019. — № 1(167). — С. 341—346.

Ярушин, С. А. Реализация здоровьеформирующей компетентности студенческой молодежи / С. А. Ярушин // Проблемы физкультурного образования: концептуальные основы и научные инновации : сб. науч. тр. V Междунар. науч. конгресс. Вып. 5. — Саки : ИП Бровко А.А., 2018. — С. 102—106.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №10 (55) том 5

  


Ссылка для цитирования:

Кондратьева А.А., Карпова Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Вестник науки №10 (55) том 5. С. 175 - 183. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6347 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6347



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.