'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  84 просмотров

Вольский В.В., Бойко Д.А.

  


ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИСПЕТЧЕРА УВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА *

  


Аннотация:
в XXI веке достаточно остро стоит проблема профессиональной надежности диспетчеров управления воздушным движением. Несмотря на развитие современных технологий и улучшение условий труда, поддерживать уровень работоспособности на высоком уровне и обеспечивать профессиональное долголетие в настоящее время все также трудно, особенно в районах, имеющих повышенную вредность условий труда   

Ключевые слова:
вредные факторы, опасные факторы, психофизиологическое здоровье, стресс, стрессогенный характер, здоровье, диспетчер УВД   


УДК 378

Вольский В.В.

канд. педагогических наук,

доцент кафедры физической и психологической подготовки

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Бойко Д.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ДИСПЕТЧЕРА УВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

Аннотация: в XXI веке достаточно остро стоит проблема профессиональной надежности диспетчеров управления воздушным движением. Несмотря на развитие современных технологий и улучшение условий труда, поддерживать уровень работоспособности на высоком уровне и обеспечивать профессиональное долголетие в настоящее время все также трудно, особенно в районах, имеющих повышенную вредность условий труда.

 

Ключевые слова: вредные факторы, опасные факторы, психофизиологическое здоровье, стресс, стрессогенный характер, здоровье, диспетчер УВД.

 

Авиадиспетчеру принадлежит одна из главных ролей в обеспечении безопасности полётов. Во время работы диспетчер управления воздушным движением (УВД) подвергается большому количеству вредных факторов. Данная профессия характеризуется высоким уровнем профессиональной и юридической ответственности, выраженным интеллектуальным и эмоциональным напряжением, наличием стрессовых ситуаций во время обеспечения безопасности полётов, эвристическим характером деятельности, а также сменным режимом труда и последующим нарушением биоритмов. Особенно ярко выражены данные факторы работы авиадиспетчера в условиях Крайнего Севера. Если при длительном пребывании в северных широтах систематически не заниматься своим здоровьем, то рано или поздно произойдет истощение внутренних резервов организма и возникнет недостаточность процессов регенерации и детоксикации [1, c. 208].

Когда речь идет о вреде жизни и здоровью человека, необходимо различать между собой понятия «вредный фактор» и «опасный фактор».
Под вредным фактором понимается воздействие на организм человека, которое может вызвать временное или стойкое ухудшение самочувствия, привести к заболеванию, нарушению здоровья потомства. Опасным считается фактор среды, который может привести к травме или гибели человека при однократном кратковременном воздействии. Данные факторы могут оказывать пагубное влияние на здоровье, как на производстве, так и вне рабочего времяпрепровождения. Неблагоприятному влиянию в настоящее время подвергается все население районов Крайнего Севера независимо от рода деятельности.

Известно, что в северных широтах изменения организма протекают на клеточном уровне и изменяют метаболизм в целом. Самые известные из вредных факторов - это холод и дефицит ультрафиолета, вызванный низким солнцестоянием и такими частыми погодными явлениями, как облачность, туман, снежные бури и метели. Кроме перечисленных условий стоит выделить влияние изменения длины светового дня в течение года, мощные колебания магнитного поля в виде северного сияния, частые перепады атмосферного давления на протяжении дня, частая смена воздушных масс из-за циклонов [2, c.1]. Все перечисленные факторы требуют приспособления, что приводит к нарушению синхронности работы организма и хронической гипоксии тканей и органов. Сложнее всего приходится адаптироваться людям с высокой метеочувствительностью, которая имеет приобретаемый характер, по мере нахождения в условиях Крайнего Севера.

Во время работы авиадиспетчер подвергается обширному количеству вредных факторов. В данный перечень входят: электрический фактор, фактор излучения, фактор пожароопасных веществ, группа психофизиологических факторов. Наиболее губительно на состоянии диспетчера УВД отражается психофизиологическая группа.

К электрическим факторам относят электрический ток и статическое электричество. Диспетчер работает с оборудованием, работающим посредством электричества, при этом риск неблагоприятного контакта с током очень велик, также необходимо обращать. Электрический ток оказывает на организм различное действие: термическое, биологическое, электролитическое и механическое. Помимо травм возможна и смерть человека, путем поражения электротоком и последующим нарушением сердечной или дыхательной деятельности. Статическое электричество, прямой угрозы для жизни не представляет, однако разряды статики могут стать причиной пожара. Рабочее место диспетчера, а именно помещение имеет небольшую площадь и объем, поэтому задымление не займет много времени, что говорит о высоком риске отравления и удушья.

Работа диспетчера УВД состоит в контроле и обеспечении безопасного движения воздушных судов, которые находятся в его зоне ответственности. Данный вид деятельности требует от рабочего строгого порядка действий, большой концентрации и постоянного непрерывного анализа происходящего. Подобные условия способствуют моментальному утомлению, постоянному стрессу и быстрой потере концентрации. Некомпетентность со стороны диспетчера и небрежное отношение к его состоянию со стороны вышестоящих органов, может привести катастрофам и авариям, влекущим человеческие жертвы. Профессиональная деятельность авиадиспетчеров имеет стрессогенный характер и оказывает существенные психофизиологические реакции на соматическое здоровье в виде развития общего утомления, снижения зрения, повышения уровня как реактивной, так и личностной тревожности, психических расстройств, повышения артериального давления (гипертонической болезни), ишемической болезни сердца, развития разнообразных патологий (сосудистой патологии головного мозга/атеросклероза сосудов головного мозга, церебральной гемодинамики). Причиной 90% всех воздушных происшествий, происходящих по вине авиадиспетчеров, на данный момент является хроническое утомление и развитие стресса, монотонность труда и напряжение, которые составляют психофизиологические факторы и делают ее обособленной среди других выделенных групп факторов. В результате системных анализов, исследований установлено, что профессиональная деятельность авиадиспетчеров продолжительностью более 10 лет вызывает вегетативно-регуляторные нарушения со стороны церебральной гемодинамики, стойкое увеличение артериального давления, повышение уровня тревожности и развитие психосоматических заболеваний, гастриты и сахарный диабет, а в числе отстранённых по медицинским показаниям диспетчеров в 50% случаев диагностируются психогенные и психосоматические заболевания. На Крайнем Севере среди авиадиспетчеров распространены онкологические заболевания, авитаминоз (особенно нехватка железа и витамина D) [3, c. 40-41].

Помимо общих опасных и вредных факторов, оказывающих влияние на состояние здоровья авиадиспетчеров, происходит постоянное увеличение интенсивности воздушного движения, объёма воздушных перевозок, что приводит к повышению профессиональной нагрузки тех, кто управляет воздушными суднами, следовательно, и к значительному росту требований к профессиональным качествам и функциональному состоянию организма диспетчеров. Выявлено, что в период работы с высокой интенсивностью воздушного движения, у авиадиспетчеров наблюдались значительные изменения со стороны церебральной гемодинамики, повышался уровень реактивной тревожности, ухудшалась субъективная оценка функционального состояния, что свидетельствует о развитии состояния хронического утомления.

Постоянная нагрузка, наличие ответственности, сменный график, работа в ночные смены, групповая изоляция при работе вахтовым методом определяют необходимость создания определенных условий, как для быстрого восстановления организма в течение смены, так и для длительного вне рабочего времени. Таким образом, во время смены диспетчер имеет несколько перерывов, количество которых зависит от интенсивности воздушного движения и, соответственно, рабочего графика смен. Перерывы рекомендуется проводить в комнатах психологической разгрузки, располагающими всем необходимым для снятия умственного и физического напряжения и восстановления сил. Для диспетчеров УВД важны режим труда, питания, отдыха, необходима физкультура. Диспетчер УВД имеет обязательный отпуск в размере 70 рабочих дней. Желателен рекреационный отпуск за пределами северных широт, восстанавливающий здоровье. Кроме вышеуказанных условий требуется проведение обучения работников навыкам психофизиологической саморегуляции для повышения работоспособности в процессе профессиональной деятельности, проведение психокоррекционных мероприятий работников после эмоционально-стрессовых ситуаций.

Высокий уровень нагрузок, утомление, большая ответственность и риск ухудшения здоровья в процессе обеспечения безопасности полетов воздушных судов в совокупности с вредными и тяжелыми условиями жизни на Крайнем Севере во много раз усложняет работу диспетчеров УВД. Специалистам необходимо ежегодно проходить профилактические осмотры у терапевта поликлиники, отслеживать основные показатели крови, холестерин, уровень глюкозы, ЭКГ. Крайне вредный характер труда авиадиспетчеров и особенности медицинской и психологической реабилитации учитывается при разработке рекомендаций по режимам труда и отдыха для данной области специалистов, но до настоящего времени не удаётся снизить рассмотренные показатели безопасности и стабильности состояния здоровья и обеспечить высокую трудоспособность, предупредить развитие утомления, уменьшить, вытекающее количество авиационных происшествий.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Агаджанян Н.А.; Петрова П.Г. Человек в условиях севера. - М.: «КРУК»,1996. – с. 206-208

Мезун Ю. Адаптация и здоровье на Крайнем Севере. (21.02.2014) – c. 1

Фролова О.В., Лепунова О.Н., Кормина О.С., Чекунова О.С. Влияние продолжительности проживания в условиях Крайнего Севера на состояние гематологических параметров у мужчин и женщин разных возрастов// Успехи современного естествознания. – 2004. – № 3. – c. 40-41.

 

Volsky V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of the Department of Physical and Psychological Training

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

(Saint Petersburg, Russia)

 

Boiko D.A.

Student

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

(Saint Petersburg, Russia)

 

DYNAMICS OF PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATE

OF POLICE DISPATCHER IN PROCESS OF PROFESSIONAL

ACTIVITY IN CONDITIONS OF THE FAR NORTH

 

Abstract: in XXI century, the problem of professional reliability of air traffic controllers is quite acute. Despite the development of modern technologies and the improvement of working conditions, it is still difficult to maintain the level of efficiency at a high level and ensure professional longevity, especially in areas with increased harmful working conditions.

 

Keywords: harmful and dangerous factors, psychophysiological health, stress, stressful nature, health, Police controller.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Вольский В.В., Бойко Д.А. ДИНАМИКА ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДИСПЕТЧЕРА УВД В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 40 - 45. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6367 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6367



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.