'
Вольский В.В., Тарасенко А.А.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА *
Аннотация:
в данной статье рассмотрена схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях. Рассмотрена необходимость решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Приведена методика оценивания урока
Ключевые слова:
анализ, урок, оценка, организация, методика, учебный процесс, теория обучения
УДК 371.32:796
Вольский В.В.
кандидат педагогических наук, доцент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(г. Санкт-Петербург, Россия)
Тарасенко А.А.
студент
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Аннотация: в данной статье рассмотрена схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях. Рассмотрена необходимость решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Приведена методика оценивания урока.
Ключевые слова: анализ, урок, оценка, организация, методика, учебный процесс, теория обучения.
Проблема повышения эффективности урока как основной формы проведения занятий занимает центральное место в советской дидактике. Одним из путей повышения качества урока является его педагогический анализ.
Вопросам педагогического анализа урока большое внимание уделялось в дидактических исследованиях Б.П. Есипова, К.А. Кузьминой, Н.А. Лупандиной, С.В. Иванова. Авторы указывали целесообразность использования педагогического анализа урока как метода контроля за учебным процессом и инструктировании учителя, как метода повышения качества учебного процесса и педагогического мастерства.
Общеизвестны рекомендации по методике педагогического анализа уроков по физической культуре в школе [3, 8], в которых основное внимание обращается на содержание и методику проведения занятий. В научно-методических работах по педагогике и теории физического воспитания неоднократно отмечалось важное значение этого процесса в повышении качества преподавания [4, 5, 6]. При осуществлении педагогического анализа занятий по физическому воспитанию достигнутые результаты обычно рекомендуется оценивать по выполнению намеченных задач урока, обратив особое внимание на его отдельные элементы (содержание, организацию, методику и личность педагога). Известны пожелания, чтобы педагогические наблюдения дополнялось количественными оценками, а полный анализ и всесторонняя его оценка осуществлялись по предварительно разработанному плану [5]. Однако в учебниках по педагогике и теории физического воспитания, рекомендованных для студентов физкультурных учебных заведений, схемы педагогического анализа уроков по физическому воспитанию не проводится. Этот факт отрицательно влияет на профессиональную подготовленность выпускников институтов физической культуры и факультетов физического воспитания. В практической деятельности преподаватели физического воспитания высших и средних учебных заведений вынуждены пользоваться весьма разнообразными схемами анализа практических занятий, часто упуская из виду те или иные важные компоненты, характеризующие эффективность занятий.
В связи с отмеченными фактами, развитием теории обучения и появлением ряда новых, дополнительных требований к уроку возникает необходимость в разработке схемы педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях.
Квалифицированное проведение урока во многом зависит от понимания и выполнения преподавателем специальных дидактических требований, предъявляемых к занятиям. Эти требования определяются задачами, функциями и принципами обучения. Несомненно, что за последнее время они значительно изменились и поэтому нужно отразить их и в схеме педагогического анализа занятий по физическому воспитанию.
Особое внимание должно быть обращено на усиление профессиональной направленности занятий и активизацию познавательной деятельности занимающихся.
Совершенствование учебного процесса на всех уровнях требует оптимального сочетания образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, полноценной реализации всех дидактических принципов, использования разнообразных методов обучения, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся.
Следовательно, на каждом занятии необходимо полноценно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако на практике основное внимание чаще обращается на успешность выполнения образовательных задач урока. Поскольку основные поиски путей совершенствования учебно-воспитательного процесса сосредоточены вокруг проблем воспитывающего и развивающего обучения, то и основные изменения в методике занятий должны быть связаны с активизацией развивающей и воспитывающей функцией обучения [1, 2, 7].
Образовательные задачи: овладение знаниями, умениями, навыками и опытом творческой деятельности; активизация учебно-познавательной деятельности занимающихся; реализация дидактических принципов; применение разнообразных методов и технических средств обучения; организация самостоятельной работы обучающихся.
Воспитательные задачи: идейная и нравственно-этическая направленность занятий; формирование высоконравственных мотивов учения; реализация принципов коммунистического воспитания; применение активных методов педагогического воздействия; организация воспитывающего воздействия коллектива.
Развивающие задачи: обеспечение всестороннего гармонического развития; воспитание волевых качеств; формирование профессиональных способностей занимающихся и привитие гигиенических навыков.
Перечисленные задачи предъявляют определенные требования к содержанию, организации и методике проведения практических занятии по физическому воспитанию. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы схемы педагогического анализа занятий по возможности полнее отражали перечисленные требования, а проверяющие, руководствуясь ими, могли глубоко и объективно определять уровень преподавания.
Нами разработана схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая содержит пять основных разделов (содержание, организация урока, учебная деятельность занимающихся, методика преподавания и личность педагога, реализация задач урока). Качество отдельных элементов и урока в целом рекомендуется определять путем дифференцированной балльной оценки (см. схему).
Предлагаемая схема педагогического анализа урока прошла апробацию в Омском институте физической культуры, получила одобрение со стороны преподавателей физического воспитания ряда высших учебных заведений и рекомендуется для контроля за качеством учебного процесса по физическому воспитанию в средних и высших учебных заведениях. Она может быть использована при проведении конкурсов на лучший урок, в социалистическом соревновании преподавателей и педагогических коллективов.
Схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию
Общие сведения: тип урока, контингент, место занятий, преподаватель.
а) соответствует требованиям – 5;
б) содержит недостатки – 3.
а) всестороннее – 5;
б) ограниченное – 2.
а) полное – 4;
б) частичное – 3;
в) несоответствие – 2.
а) имеется научно-теоретическая информация – 5;
б) отсутствует научно-теоретическая информация – 2.
а) осуществляется – 5;
б) не осуществляется – 2.
а) имеется – 4;
б) отсутствует – 2.
а) имеется – 4;
б) отсутствует – 2.
а) соответствует требованиям – 4;
б) не соответствует требованиям – 2.
а) рациональная – 4;
б) нерациональная – 2.
а) примерная – 4;
б) удовлетворительная – 3;
в) неудовлетворительная – 2.
а) высокая – 5;
б) средняя – 3;
в) низкая – 2.
а) соответствует требованиям – 5;
б) не соответствует требованиям – 2.
а) рациональное – 4;
б) нерациональное -3.
III. Учебная деятельность занимающихся.
а) хорошая – 4;
б) плохая – 2.
а) старательное – 5;
б) небрежное – 2.
а) сосредоточенное – 4;
б) небрежное – 2.
а) достаточная – 4;
б) недостаточная – 3.
а) проявляется постоянно – 4;
б) проявляется редко – 3.
а) чаще проявляется заинтересованность – 4;
б) чаще проявляется безразличие – 2.
а) учитываются индивидуальные особенности занимающихся – 5;
б) дифференцированный подход не применяется – 3.
а) применяются – 5;
б) не применяются – 2.
а) имеется, доводится до сведения занимающихся – 4;
б) имеется, но не доводится до сведения занимающихся – 4;
в) отсутствует – 2.
а) живая, увлекательная – 5;
б) спокойная, размерная – 4;
в) пассивная, скучная – 2.
а) высокая – 4;
б) низкая – 3.
а) безошибочная – 5;
б) незначительные ошибки – 3;
в) грубые ошибки – 2.
а) демократический – 5;
б) автократический – 3;
в) либеральный – 2.
а) осуществляется правильно – 5;
б) имеются упущения – 2.
а) осуществляется – 4;
б) не осуществляется – 2.
а) применяются – 5;
б) не применяются – 2.
а) выполнены полностью – 40;
б) выполнены частично – 30;
а) осуществлены успешно – 30;
б) осуществлены частично – 20.
а) осуществлены успешно – 30;
б) осуществлены частично – 20.
Рекомендуется следующая шкала для определения общей оценки урока: отлично – более 200 баллов, хорошо – 199-170, удовлетворительно – 169-140, плохо – менее 140 баллов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Бабанский Ю. К. Процесс обучения. Гл. VII в учебном пособии «Педагогика», ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983.
Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.
Кочергов Л. Н., Спиридонова Л. Б. Педагогическая практика в школе (пособие для студентов ИФКа). Омск, 1979.
Кузьминая К. А. Формы организации занятий в физическом воспитании. Гл. VI в учебнике «Теория физического воспитания». Отв. ред. И. М. Коряковский. М., 1953.
Подольский В.Г. Формы построения занятий в физическом воспитании. Гл. XIII в учебнике «Теория и методика физического воспитания». Под. общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., 1976.
Решетень И. Н. Формы организации учебной работы. Гл. XI в учебнике «Педагогика». Под общ. ред. В.В. Белоруссовой и И. Н. Решетень. М., 1978.
Сорокин А. Н. Формы организации обучения. Гл. X в учебном пособии «Педагогика». Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983. – 8. Хан А. Н. «Физическая культура в школе», 1962, № 3.
Volsky V.V.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
(Saint Petersburg, Russia)
Tarasenko A.A.
student
Saint Petersburg State University of Civil Aviation
(Saint Petersburg, Russia)
PEDAGOGICAL ANALYSIS OF LESSON
Abstract: this article discusses the scheme of pedagogical analysis of practical classes in physical education, which can be used in secondary and higher educational institutions. The necessity of solving educational, educational and developmental tasks is considered. The methodology of the lesson evaluation is given.
Keywords: analysis, lesson, assessment, organization, methodology, educational process, theory of learning.
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1
Ссылка для цитирования:
Вольский В.В., Тарасенко А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 55 - 63. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6370 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*