'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №11 (56) том 1
  4. Научная статья № 11

Просмотры  71 просмотров

Вольский В.В., Тарасенко А.А.

  


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрена схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях. Рассмотрена необходимость решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Приведена методика оценивания урока   

Ключевые слова:
анализ, урок, оценка, организация, методика, учебный процесс, теория обучения   


УДК 371.32:796

Вольский В.В.

кандидат педагогических наук, доцент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

Тарасенко А.А.

студент

Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

 

Аннотация: в данной статье рассмотрена схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях. Рассмотрена необходимость решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Приведена методика оценивания урока.

 

Ключевые слова: анализ, урок, оценка, организация, методика, учебный процесс, теория обучения.

 

Проблема повышения эффективности урока как основной формы проведения занятий занимает центральное место в советской дидактике. Одним из путей повышения качества урока является его педагогический анализ.

Вопросам педагогического анализа урока большое внимание уделялось в дидактических исследованиях Б.П. Есипова, К.А. Кузьминой, Н.А. Лупандиной, С.В. Иванова. Авторы указывали целесообразность использования педагогического анализа урока как метода контроля за учебным процессом и инструктировании учителя, как метода повышения качества учебного процесса и педагогического мастерства.

Общеизвестны рекомендации по методике педагогического анализа уроков по физической культуре в школе [3, 8], в которых основное внимание обращается на содержание и методику проведения занятий. В научно-методических работах по педагогике и теории физического воспитания неоднократно отмечалось важное значение этого процесса в повышении качества преподавания [4, 5, 6].  При осуществлении педагогического анализа занятий по физическому воспитанию достигнутые результаты обычно рекомендуется оценивать по выполнению намеченных задач урока, обратив особое внимание на его отдельные элементы (содержание, организацию, методику и личность педагога). Известны пожелания, чтобы педагогические наблюдения дополнялось количественными оценками, а полный анализ и всесторонняя его оценка осуществлялись по предварительно разработанному плану [5].  Однако в учебниках по педагогике и теории физического воспитания, рекомендованных для студентов физкультурных учебных заведений, схемы педагогического  анализа уроков по физическому воспитанию не проводится. Этот факт отрицательно влияет на профессиональную подготовленность выпускников институтов физической культуры и факультетов физического воспитания. В практической деятельности преподаватели физического воспитания высших и средних учебных заведений вынуждены  пользоваться весьма разнообразными схемами анализа практических занятий, часто упуская из виду те или иные важные компоненты, характеризующие эффективность занятий.

   В связи с отмеченными фактами, развитием теории обучения и появлением ряда новых, дополнительных требований  к уроку возникает необходимость в разработке схемы педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая может быть использована в средних и высших учебных заведениях.

Квалифицированное проведение урока во многом зависит от понимания и выполнения преподавателем специальных дидактических требований, предъявляемых к занятиям. Эти требования определяются задачами, функциями и принципами обучения. Несомненно, что за последнее время они значительно изменились и поэтому нужно отразить их и в схеме педагогического анализа занятий по физическому воспитанию.

Особое внимание должно быть обращено на усиление профессиональной направленности занятий и активизацию познавательной деятельности занимающихся.

Совершенствование учебного процесса на всех уровнях требует оптимального сочетания образовательных, воспитательных и развивающих задач урока, полноценной реализации всех дидактических принципов, использования разнообразных методов обучения, активизирующих интеллектуальную деятельность учащихся.

Следовательно, на каждом занятии необходимо полноценно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Однако на практике основное внимание чаще обращается на успешность выполнения образовательных задач урока. Поскольку основные поиски путей совершенствования учебно-воспитательного процесса сосредоточены вокруг проблем воспитывающего и развивающего обучения, то и основные изменения в методике занятий должны быть связаны с активизацией развивающей и воспитывающей функцией обучения [1, 2, 7].

Образовательные задачи: овладение знаниями, умениями, навыками и опытом творческой деятельности; активизация учебно-познавательной деятельности занимающихся; реализация дидактических принципов; применение разнообразных методов и технических средств обучения; организация самостоятельной работы обучающихся.

Воспитательные задачи: идейная и нравственно-этическая направленность занятий; формирование высоконравственных мотивов учения; реализация принципов коммунистического воспитания; применение активных методов педагогического воздействия; организация воспитывающего воздействия коллектива.

Развивающие задачи: обеспечение всестороннего гармонического развития; воспитание волевых качеств; формирование профессиональных способностей занимающихся и привитие гигиенических навыков.

Перечисленные задачи предъявляют определенные требования к содержанию, организации и методике проведения практических занятии по физическому воспитанию. Следовательно, нужно стремиться к тому, чтобы схемы педагогического анализа занятий по возможности полнее отражали перечисленные требования, а проверяющие, руководствуясь ими, могли глубоко и объективно определять уровень преподавания.

Нами разработана схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию, которая содержит пять основных разделов (содержание, организация урока, учебная деятельность занимающихся, методика преподавания и личность педагога, реализация задач урока). Качество отдельных элементов и урока в целом рекомендуется определять путем дифференцированной балльной оценки (см. схему).

Предлагаемая схема педагогического анализа урока прошла апробацию в Омском институте физической культуры, получила одобрение со стороны преподавателей физического воспитания ряда высших учебных заведений и рекомендуется для контроля за качеством учебного процесса по физическому воспитанию в средних и высших учебных заведениях. Она может быть использована при проведении конкурсов на лучший урок, в социалистическом соревновании преподавателей и педагогических коллективов.

 

Схема педагогического анализа практических занятий по физическому воспитанию

Общие сведения: тип урока, контингент, место занятий, преподаватель.

  1. I. Содержание урока.
  2. Конспект урока:

а) соответствует требованиям – 5;

б) содержит недостатки – 3.

  1. Планирование задач урока:

а) всестороннее – 5;

б) ограниченное – 2.

  1. Соответствие программе:

а) полное – 4;

б) частичное – 3;

в) несоответствие – 2.

  1. Научно-теоретическая направленность:

а) имеется научно-теоретическая информация – 5;

б) отсутствует научно-теоретическая информация – 2.

  1. Учет профиля факультета, специализации:

а) осуществляется – 5;

б) не осуществляется – 2.

  1. Связь с другими предметами:

а) имеется – 4;

б) отсутствует – 2.

  1. Связь с предыдущими занятиями:

а) имеется – 4;

б) отсутствует – 2.

  1. II. Организация урока.
  2. Подготовленность места занятий и спортинвентаря:

а) соответствует требованиям – 4;

б) не соответствует требованиям – 2.

  1. Структура урока, четкость организации:

а) рациональная – 4;

б) нерациональная – 2.

  1. Дисциплина занимающихся:

а) примерная – 4;

б) удовлетворительная – 3;

в) неудовлетворительная – 2.

  1. Плотность урока:

а) высокая – 5;

б) средняя – 3;

в) низкая – 2.

  1. Физиологическая нагрузка:

а) соответствует требованиям – 5;

б) не соответствует требованиям – 2.

  1. Размещение занимающихся:

а) рациональное – 4;

б) нерациональное -3.

III. Учебная деятельность занимающихся.

  1. Готовность к занятиям:

а) хорошая – 4;

б) плохая – 2.

  1. Отношение занимающихся к выполнению заданий преподавателя:

а) старательное – 5;

б) небрежное – 2.

  1. Внимание занимающихся:

а) сосредоточенное – 4;

б) небрежное – 2.

  1. Степень осознаваемости действий:

а) достаточная – 4;

б) недостаточная – 3.

  1. Взаимопомощь, помощь преподавателю:

а) проявляется постоянно – 4;

б) проявляется редко – 3.

  1. Реагирование на результаты учения:

а) чаще проявляется заинтересованность – 4;

б) чаще проявляется безразличие – 2.

  1. IV. Методика обучения и личность педагога.
  2. Реализация принципа доступности:

а) учитываются индивидуальные особенности занимающихся – 5;

б) дифференцированный подход не применяется – 3.

  1. Использование технических средств обучения и наглядного материала:

а) применяются – 5;

б) не применяются – 2.

  1. Учет успеваемости:

а) имеется, доводится до сведения занимающихся – 4;

б) имеется, но не доводится до сведения занимающихся – 4;

в) отсутствует – 2.

  1. Манера ведения занятий:

а) живая, увлекательная – 5;

б) спокойная, размерная – 4;

в) пассивная, скучная – 2.

  1. Культура речи:

а) высокая – 4;

б) низкая – 3.

  1. Правильность терминологии:

а) безошибочная – 5;

б) незначительные ошибки – 3;

в) грубые ошибки – 2.

  1. Стиль общения:

а) демократический – 5;

б) автократический – 3;

в) либеральный – 2.

  1. Предупреждение травматизма:

а) осуществляется правильно – 5;

б) имеются упущения – 2.

  1. Подведение итогов урока:

а) осуществляется – 4;

б) не осуществляется – 2.

  1. Домашние задания:

а) применяются – 5;

б) не применяются – 2.

  1. V. Реализация задач урока:
  2. Реализация образовательных задач:

а) выполнены полностью – 40;

б) выполнены частично – 30;

  1. Реализация воспитательных задач:

а) осуществлены успешно – 30;

б) осуществлены частично – 20.

  1. Реализация развивающих задач:

а) осуществлены успешно – 30;

б) осуществлены частично – 20.

Рекомендуется следующая шкала для определения общей оценки урока: отлично – более 200 баллов, хорошо – 199-170, удовлетворительно – 169-140, плохо – менее 140 баллов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Бабанский Ю. К. Процесс обучения. Гл. VII в учебном пособии «Педагогика», ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983.

Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. М., 1980.

Кочергов Л. Н., Спиридонова Л. Б. Педагогическая практика в школе (пособие для студентов ИФКа). Омск, 1979.

Кузьминая К. А. Формы организации занятий в физическом воспитании. Гл. VI в учебнике «Теория физического воспитания». Отв. ред. И. М. Коряковский. М., 1953.

Подольский В.Г. Формы построения занятий в физическом воспитании. Гл. XIII в учебнике «Теория и методика физического воспитания». Под. общ. ред. Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова. М., 1976.

Решетень И. Н. Формы организации учебной работы. Гл. XI в учебнике «Педагогика». Под общ. ред. В.В. Белоруссовой и И. Н. Решетень. М., 1978.

Сорокин А. Н. Формы организации обучения. Гл. X в учебном пособии «Педагогика». Ред. Ю. К. Бабанский. М., 1983. – 8. Хан А. Н. «Физическая культура в школе», 1962, № 3.

 

Volsky V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

(Saint Petersburg, Russia)

 

Tarasenko A.A.

student

Saint Petersburg State University of Civil Aviation

(Saint Petersburg, Russia)

 

PEDAGOGICAL ANALYSIS OF LESSON

 

Abstract: this article discusses the scheme of pedagogical analysis of practical classes in physical education, which can be used in secondary and higher educational institutions. The necessity of solving educational, educational and developmental tasks is considered. The methodology of the lesson evaluation is given.

 

Keywords: analysis, lesson, assessment, organization, methodology, educational process, theory of learning.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Вольский В.В., Тарасенко А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 55 - 63. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6370 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/6370



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.