'
Иванникова И.А.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в условиях предметного обучения в начальной школе. На примере преподавания английского языка будут выделены плюсы и минусы данной формы работы с учащимися 2-4 классов
Ключевые слова:
предметное обучение, начальная школа, английский язык, преемственность
УДК 373.3
Иванникова И.А.
учитель английского языка
ГБОУ СОШ № 21 имени Э. П. Шаффе
(Россия, г. Санкт-Петербург)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА
СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО
ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса в условиях предметного обучения в начальной школе. На примере преподавания английского языка будут выделены плюсы и минусы данной формы работы с учащимися 2-4 классов.
Ключевые слова: предметное обучение, начальная школа, английский язык, преемственность.
Предметное обучение – это вариант классно-урочной формы обучения, при которой каждому предмету школьников обучает отдельный учитель-предметник. Данная форма работы не является традиционной или, в другой терминологии, классической, организацией обучения школьников начального звена. Однако, переход на предметное обучение в начальной школе выглядит привлекательным для всё большего количества школ, так как его введение помогает повысить качество образовательно-воспитательного процесса в связи с внедрением ФГОС.
В нашем учебном учреждении внедрение предметного обучения было инициировано учителями начальной школы на педагогическом совете в 2017 году. Была проведена работа по изучению опыта учреждений, которые работают по этой форме обучения. Инициатива была вынесена на обсуждение родительской общественности и с сентября 2018 было предложено перейти на предметную форму обучения в начальной школе. Практически все классы начальной школы осуществили переход, для этого была проделана большая работа с подготовкой документов и обучением педагогического коллектива.
Мне как педагогу-предметнику работающему с детьми со 2 по 11 классы не пришлось перестраивать свою деятельность. Учителя английского языка всегда работали с учениками разного возраста, учитывали возрастные особенности и были участниками своего рода предметного обучения на начальной ступени.
Наверняка то, что педагогам среднего звена сейчас при изменении работы в начальной школе удаётся привнести в педагогический процесс учащихся 2-4х классов, при классической системе привносили педагоги физкультуры, иностранного языка, плавания, возможно изобразительного искусства.
Примером такого вклада является поддержание преемственности. Это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.
Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:
Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.
Учебник, по которому изучается английский язык очень помогает в реализации преемственности, так как первый модуль учебника из учебно-методического комплекса «Spotlight» 5 класса посвящен повторению лексики и грамматики пройденной во 2-4х классах и помогает плавно влиться в образовательный процесс.
Нашему методическому объединению предстоит оценить преемственность в следующем учебном году, так как наша школа перешла на новый учебник «Rainbow» О. В. Афанасьевой и И. В. Михеевой в начальной школе. Сейчас предполагаем, что продолжение работы детей в 5 классе должно получиться успешным и переход на среднюю ступень обучения плавным именно благодаря первому модулю ученика 5 класса.
Также помогает тот факт, что ребятам не приходится привыкать к форме работы нового педагога, а они продолжают на новом для себя этапе деятельность с поддержкой уже знакомого учителя с понятными правилами написания словарных диктантов, контрольных работ, работы в группах или парах, совмещение или череды использования сборника, рабочей тетради и учебника.
Мне сложно было бы поменять стиль общения с детьми, я одинаково разговариваю и веду воспитательную деятельность в 4м и 5 классах, детям не приходится адаптироваться психологически. Нужно лишь перестроиться на обучение с тремя часами языка в неделю вместо двух как свойственно общеобразовательной школе.
Вторым примером вклада педагогов-участников предметного обучения я вижу в организации воспитательной деятельности. Все педагоги, работающие в начальной школе, сейчас особенно в период особых условий из-за эпидемиологической обстановки, одинаково вовлечены в сопровождении учащихся. Мы проводим много времени с детьми: отводим их столовую или приводим из столовой на урок, находимся в их обществе за 10 минут до начала и после конца урока. Потому с большим количеством вопросов, возникающих в данный момент, дети обращаются к присутствующему учителю, а не исключительно к классному руководителю.
Ещё мне бы хотелось выразить своё профессиональное мнение по сравнению психологического портрета учащегося начальной школы при разных формах обучения. Так как до работы в школе 21 я преподавала в лицее с классической формой обучения во 2-4х классах. И если в лицее при переходе из начального этапа обучения в среднее звено дети на протяжении первой – иногда и второй – четверти(ей) могут перепутать расписание, не сориентироваться, бегут при каждом вопросе к классному руководителю, который как правило также сменился, тяжело могут переживать изменившийся объем нагрузки и увеличившееся количество педагогов, то в школе 21 дети мягче проходят процесс переходя из одного звена в другое. Могу охарактеризовать их как более коммуникабельных, открытых, гибких, психологически устойчивых, способных самостоятельно контактировать с учителями, а не только с классным руководителем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Афанасьева О. В., Михеева И. В., Баранова К. М.. Английский язык: «Rainbow English»: Учебник для 4 кл. Общеобраз. Учрежд. – Москва: Дрофа, 2016
Кузнецова A. Плюсы и минусы предметного обучения в начальной школе // Учительская газета. 2014. № 52 [электронный ресурс] URL:https://ug.ru/plyusy-i-minusy-predmetnogo-obucheniya-v-nachalnoj-shkole/
Федеральный государственный образовательный стандарт [электронный ресурс] URL:https://fgos.ru/
Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. УМК «Английский в фокусе» для 6 класса. – М.: Express Publishing: Просвещение, 2008
Ivannikova I.A.
English teacher
State school #21 named after E. P. Shaffe
(St. Petersburg, Russia)
USE OF POTENTIAL OF SECONDARY
SCHOOL TEACHER IN IMPLEMENTATION
OF SUBJECT EDUCATION IN PRIMARY SCHOOL
Abstract: this article discusses the features of the organization of the educational process in the context of subject education in primary school. Using the example of teaching English, the pros and cons of this form of work with students in grades 2-4 will be highlighted.
Keywords: subject education, primary school, the English language, continuity.
Номер журнала Вестник науки №11 (56) том 1
Ссылка для цитирования:
Иванникова И.А. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №11 (56) том 1. С. 64 - 68. 2022 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/6371 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2022. 16+
*